В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.
Ключевые слова: здравоохранение, стоматологические услуги, эластичность спроса, среднедушевой доход, Курская область.
Одним из показателей качества жизни населения и высокого уровня воспроизводства человеческого потенциала региона является динамика рынка услуг, в том числе медицинских. Данный фактор находится во взаимосвязи с показателями потребительских предпочтений и потребительской культуры населения, а также испытывает на себе влияние индикаторов уровня жизни. Очевидная актуальность роста значимости сферы услуг находит отражение во многих исследованиях, направленных на решение проблем социально-экономического и человеческого развития [6].
Изучение закономерностей функционирования и механизмов развития рынка стоматологических услуг является одним из приоритетных направлений деятельности организации здравоохранения, на основе которых создаются концепции принятия управленческих решений по повышению эффективности функционирования организации, что является актуальным в условиях рыночных отношений. Анализ рынка позволяет управляющим структурам стоматологических организации не только принимать эффективные управленческие решения, но также прогнозировать возможные изменения показателей, что позволит скорректировать политику деятельности в долгосрочной перспективе.
В ходе исследования анализируются тенденции развития показателей количества стоматологий, численности врачей-стоматологов, обеспеченности врачами-стоматологами, среднедушевого дохода, количества стоматологических обращений, а также построены модель зависимости роста количества стоматологий от фактора среднедушевого дохода, проанализирована динамика количества стоматологических обращений.
Для анализа рынка стоматологических услуг Курска исследована динамика показателей рынка за период с 2002 по 2013 год, которая представлена в таблице 1.
За период исследования количество стоматологических учреждений в Курске увеличилось на 47 клиник (347 %). Данное увеличение свидетельствует об образовании новых рабочих мест стоматологического профиля, что может привести как к расширению деятельности действующих стоматологических учреждений, так и к появлению новых клиник и кабинетов. Так же наблюдается рост численности стоматологов, действующих на территории Курска (122,9 %), что свидетельствует об увеличении объема предоставляемых услуг. О повышении уровня качества жизни населения свидетельствует увеличение показателя обеспеченности населения врачами-стоматологами. Показатель среднедушевого дохода за исследуемый период увеличился на 226 %, что говорит о повышении уровня благосостояния и качества жизни населения, приводящего к росту спроса на различные стоматологические услуги. В связи с ростом среднедушевого дохода увеличивается показатель количества обращений населения за стоматологическими услугами (321 %). Это, в первую очередь, связано с появлением возможности потребления потребителями платных стоматологических услуг.
Таблица 1
Данные изменений факторов рынка стоматологических услуг
Год |
Количество стоматологий |
Численность стоматологов |
Обеспеченность врачами-стоматологами (на 10000 населения) |
Среднедушевой доход в сопоставимых ценах, руб. |
Количество обращений |
2002 |
19 |
283 |
2,2 |
11447 |
2843 |
2003 |
21 |
268 |
2,1 |
12896 |
3027 |
2004 |
27 |
277 |
2,3 |
14531 |
3674 |
2005 |
28 |
293 |
2,4 |
16789 |
3984 |
2006 |
33 |
287 |
2,4 |
18871 |
4211 |
2007 |
35 |
303 |
2,6 |
20107 |
4882 |
2008 |
38 |
299 |
2,6 |
21336 |
6761 |
2009 |
40 |
311 |
2,7 |
21868 |
5084 |
2010 |
48 |
350 |
3,1 |
22410 |
5664 |
2011 |
56 |
355 |
3,1 |
23282 |
6895 |
2012 |
59 |
330 |
2,9 |
24591 |
8822 |
2013 |
66 |
348 |
3,1 |
25928 |
9129 |
Темп прироста, % |
347,37 |
122,97 |
140,91 |
226,51 |
321,10 |
Отклонение |
47 |
65 |
0,90 |
14481,51 |
6286 |
Коэффициент вариации, % |
37,16 |
9,36 |
13,12 |
22,94 |
37,21 |
Результаты исследования рынка стоматологических услуг показали, что рост количества стоматологических учреждений в Курске и рост среднедушевого дохода приводит к увеличению количества обращений за стоматологическими услугами, а так же росту конкуренции и борьбе предприятий за потребителя. С этой целью построена модель изменения количества стоматологий от фактора среднедушевого дохода (рисунок 1).
Рис. 1. Модель изменения количества стоматологий от фактора среднедушевого дохода
Построенная модель показывает, что рост количества стоматологий увеличивается быстрее увеличения среднедушевого дохода, о чем свидетельствует β- коэффициент эластичности равный 1,34. При увеличении среднедушевого дохода на 1 % происходит увеличение количества стоматологий на 1,34 %, то есть увеличение среднедушевого дохода позволяет приобретать потребителям большее количество услуг, что увеличивает спрос, а увеличение офисов стоматологий обеспечивает предложение.
Так как количество центров стоматологий так же зависит от величины стоматологических посещений, то определение количества стоматологических обращений является одной из ключевых задач при планировании деятельности организации здравоохранения. Для определения возможного роста уровня стоматологических посещений строится модель изменения количества стоматологических посещений от фактора среднедушевого дохода (рисунок 2).
Рис. 2. Модель изменение количества стоматологических посещений
Построенная модель свидетельствует, что рост количества обращений опережает рост среднедушевого дохода, что доказывает β — коэффициент эластичности равный 1,26. При увеличении среднедушевого дохода на 1 % происходит увеличение количества обращений на 1,26 %, то есть увеличение среднедушевого дохода увеличивает спрос, на приобретение стоматологических услуг в большем объеме.
При увеличении показателя спроса стоматологических услуг, необходимо проанализировать эластичность спроса на услуги от фактора доходов, то есть, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.Построена модель изменения коэффициента эластичности по доходам (рисунок 3).
Рис. 3. Динамика изменения коэффициента эластичности спроса по доходам
Построенная диаграмма динамики свидетельствует, что в период 2003, 2005 и 2006 годов спрос на стоматологические услуги был неэластичным (0,81; 0,46 и 0,37 соответственно), что свидетельствует о потреблении стоматологических услуг как «товара первой необходимости», спрос на который растет медленнее роста дохода. В период 2004, 2007, 2010, 2011 и 2012годов наблюдается эластичный спрос (1,74; 1,11; 6,03; 2,47 и 5,99 соответственно), что свидетельствует об увеличении потребления стоматологических услуг потребителями как «предмета роскоши», спрос на которые опережает рост доходов, поэтому такие услуги не имеет предела насыщения. Отрицательный спрос на стоматологические услуги в 2008 и 2009 году (- 73 и -7,12) является следствием экономического кризиса 2008 года, то есть потребление стоматологических услуг не является для потребителей жизненно необходимым товаром. Отрицательное значение коэффициента эластичности в 2013 году свидетельствует о возможном насыщении рынка стоматологическими услугами, что как следствие приводит к сокращению спроса.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что рынок стоматологических услуг города Курска является конкурентоспособным и имеет потенциал развития, при росте среднедушевого дохода потребителей и, как следствие, увеличения количества обращений. Участникам рынка (стоматологическим организациями Курска) важно разрабатывать стратегии развития и политику своей деятельности, исход не только из коммерческих целей, но и социальных приоритетов развития территории (города, региона).
Экономически и социально обоснованные стратегии и политика функционирования в современных условиях требует проектного подхода и направлений менеджмента, максимально удовлетворяющего не только саму организацию, но и предпочтения потребителей.
Литература:
1. Зюкин Д. А. Оценка перспектив развития сельскохозяйственного производства по инновационному сценарию на основе нелинейной эконометрической модели / Д. А. Зюкин, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 5. С. 30–31.
2. Зюкин Д. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д. А. Зюкин, М. А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287–290.
3. Куркина М. П. Бизнес как субъект региональной системы управления // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 347–351.
4. Куркина М. П. Оценка социального потенциала региона // Казанская наука. 2014. № 7. С. 194–196.
5. Куркина М. П. Концептуальные основы управления качеством социальных услуг в условиях модернизации // Экономика и предпринимательство, 2013, № 9 (38). С. 124–128.
6. Куркина М. П. Оценка показателей развития базового человеческого потенциала в регионах ЦФО // Казанская наука. 2014. № 9. С. 222–224.