Межкультурная коммуникация — общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам. В качестве межкультурных трактуются все отношения, участники которых, используя собственный языковой код, обычаи, традиции и культурные установки, одновременно пытаются учитывать и иной языковой код, иные традиции, правила общения. Знание только языка и правил его использования недостаточно для успешного общения с носителями других языков: необходимо владеть фоновыми знаниями, которые помогут избежать ошибок при общении и переводе.
Проблемы выходят за пределы собственно лингвистики, и в настоящее время исследования в области межкультурной коммуникации являются междисциплинарными, на стыке нескольких научных дисциплин: психологии, теории коммуникации, культурологии, этнографии, социологии и др. К настоящему времени в нашей стране сложилось несколько подходов к трактовке межкультурной коммуникации. Большой опыт был накоплен при преподавании русского языка иностранцам в рамках лингвокультурологии (работы Костомарова, Верещагина, сихолингвистический подход просматривается в работах Белянина, Гудкова и др.).
Можно выделить несколько видов коммуникации: ритуальная, монологическая, диалогическая.
Специфика межкультурной коммуникации наиболее явно прослеживается при анализе коммуникативных неудач, которые не только мешают общению, но и провоцируют межкультурные конфликты. С лингвистической точки зрения можно выделить три причины коммуникативных неудач: недостаточное владение системой лексики, грамматики, фонетики иностранного языка, индивидуальные различия говорящих, прагматические факторы. Вербальные неудачи трудно отделить от невербальных. Во избежание коммуникативных неудач, для успешного овладения чужим языком и культурой необходима аккультурация — «усвоение человеком, выросшим в одной национальной культуре, существенных фактов, норм и ценностей другой культуры». А при сохранении национально-культурной идентичности — уважения к другим культурам, толерантности.
Литература:
1. Основные понятия переводоведения (Отечественный опыт). Терминологический словарь-справочник / Отд. языкознания; Отв. редактор канд. филол. наук Раренко М. Б. — М., 2010. — 260 с. — (Сер.: Теория и история языкознания)
2. «Тенденции языкового развития начала XXI века». Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном процессе. О. Б. Кафанова, д.ф.н., профессор кафедры филологического образования и межпредметной интеграции ЛОИРО http://www.youtube.com/watch?v=wuOAXCRwKP4 2012г.
3. «Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции» Хухлаев Олег Евгеньевич, к.пс.н., доцент, зав.кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» фак-та «Социальная психология», Чибисова Марина Юрьевна, к.пс.н., доцент кафедры http://mgppu.ru/lektoriy/10.02.10a.php 2010г.
4. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2010/5/Huhlaev_Chibisova.phtml [Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции / 2010–5]