В настоящее время студентами любого вуза осознается потребность в умении менять свое речевое поведение в соответствии с задачами и целями общения. Это объясняется тем, что в современном образовательном пространстве активно используются коммуникативные технологии обучения, к числу которых относится интерактивная образовательная модель. В связи с этим уже на этапах подготовки к будущей профессиональной деятельности происходит обучение дискуссии и дискуссионной речи студентов всех направлений и специализаций. В некоторых случаях это осуществляется целенаправленно (в условиях необходимого педагогического сопровождения), в других — попутно, при решении других учебных задач. Таким образом, каждый студент в той или иной мере развивает умение выстраивать дискуссионную (полемическую) речь.
Современная наука достаточно подробно исследовала феномен дискуссии. Выявлены личностные аспекты аргументации в дискуссии (Б. И. Айзенштат, Е. И. Алексеева, И. Г. Сусловский и др.), охарактеризовано логическое строение дискуссии (Г. Д. Давыдов, Б. С. Грязнов, Ю. Д. Прилюк и др.), исследованы лингвистические средства выстраивания дискуссионной речи (П. В. Баранов, Б. В. Сазонов, А. П. Алексеев, Л. В. Славгородская и др.), написаны работы по развитию дискуссионных умений (О. Г. Дзюбенко, С. Г. Коростелева, Е. В. Шантарин, Л. В. Аниськина и др.). Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено феномену языковой рефлексии, необходимой в процессе обучения умению выстраивать и осуществлять дискуссионную речь.
Под языковой рефлексией обычно подразумевают осознанное отношение к своей и чужой речи с точки зрения нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи. Развитие такого уровня языкового сознания требует определенных усилий со стороны обучаемого, в нашем случае студента. На наш взгляд, в настоящее время появилась необходимость в разработке доступной для студента модели анализа дискуссионной речи и речевого поведения в целом. Безусловно, такая модель должна быть разработана при участии лингвистов, психологов, педагогов, методистов. Мы не беремся предположить, какую именно форму обретет эта модель (измерительных материалов, алгоритма и др.), мы лишь настаиваем на необходимости взаимодействия наук при разработке данной модели.
Очевидно, что осознание студентом важности языковой рефлексии, развитие умения ее осуществлять приведет к развитию умения управлять своим речевым поведением, что является важным в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Махновская Н. И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 18 с.
2. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991. 127 с.