Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 1848 раз

Библиографическое описание:

Шнюкова, Е. А. Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи / Е. А. Шнюкова, О. Н. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18138/ (дата обращения: 17.11.2024).

В настоящее время студентами любого вуза осознается потребность в умении менять свое речевое поведение в соответствии с задачами и целями общения. Это объясняется тем, что в современном образовательном пространстве активно используются коммуникативные технологии обучения, к числу которых относится интерактивная образовательная модель. В связи с этим уже на этапах подготовки к будущей профессиональной деятельности происходит обучение дискуссии и дискуссионной речи студентов всех направлений и специализаций. В некоторых случаях это осуществляется целенаправленно (в условиях необходимого педагогического сопровождения), в других — попутно, при решении других учебных задач. Таким образом, каждый студент в той или иной мере развивает умение выстраивать дискуссионную (полемическую) речь.

Современная наука достаточно подробно исследовала феномен дискуссии. Выявлены личностные аспекты аргументации в дискуссии (Б. И. Айзенштат, Е. И. Алексеева, И. Г. Сусловский и др.), охарактеризовано логическое строение дискуссии (Г. Д. Давыдов, Б. С. Грязнов, Ю. Д. Прилюк и др.), исследованы лингвистические средства выстраивания дискуссионной речи (П. В. Баранов, Б. В. Сазонов, А. П. Алексеев, Л. В. Славгородская и др.), написаны работы по развитию дискуссионных умений (О. Г. Дзюбенко, С. Г. Коростелева, Е. В. Шантарин, Л. В. Аниськина и др.). Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено феномену языковой рефлексии, необходимой в процессе обучения умению выстраивать и осуществлять дискуссионную речь.

Под языковой рефлексией обычно подразумевают осознанное отношение к своей и чужой речи с точки зрения нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи. Развитие такого уровня языкового сознания требует определенных усилий со стороны обучаемого, в нашем случае студента. На наш взгляд, в настоящее время появилась необходимость в разработке доступной для студента модели анализа дискуссионной речи и речевого поведения в целом. Безусловно, такая модель должна быть разработана при участии лингвистов, психологов, педагогов, методистов. Мы не беремся предположить, какую именно форму обретет эта модель (измерительных материалов, алгоритма и др.), мы лишь настаиваем на необходимости взаимодействия наук при разработке данной модели.

Очевидно, что осознание студентом важности языковой рефлексии, развитие умения ее осуществлять приведет к развитию умения управлять своим речевым поведением, что является важным в будущей профессиональной деятельности.

 

Литература:

1.         Махновская Н. И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 18 с.

2.         Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991. 127 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дискуссионная речь, речевое поведение, языковая рефлексия, будущая профессиональная деятельность, развитие умения.


Похожие статьи

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках английского языка

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации при обучении английскому языку

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи

Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы

Дидактическая экскурсия как форма организации процесса обучения (иностранному языку) и фактор формирования положительной мотивации к учению

Похожие статьи

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках английского языка

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации при обучении английскому языку

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи

Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы

Дидактическая экскурсия как форма организации процесса обучения (иностранному языку) и фактор формирования положительной мотивации к учению

Задать вопрос