В статье рассматривается современное состояние российского рынка паевых инвестиционных фондов художественных ценностей. Представлена общая характеристика рынка, показаны его особенности и проанализирована текущая доходность паевых инвестиционных фондов художественных ценностей, функционирующих в России.
Ключевые слова: паевой инвестиционный фонд, художественные ценности, рынок коллективного инвестирования.
In article the current state of the Russian market of mutual investment funds of art values is considered. The general characteristic of the market is presented, its features are shown and the current profitability of mutual investment funds of the art values functioning in Russia is analyzed.
Keywords:mutual investment fund, art values, market of collective investment
В 2013 году с 25 февраля по 12 мая закрытый паевой инвестиционный фонд (ПИФ) художественных ценностей «Атланта Арт», находящийся по управлением управляющей компании (УК) ООО «Управляющая компания «АТЛАНТА», совместно с Государственным Русским музеем и ГМИИ им. А. С. Пушкина, проводил выставку работ Карла Брюллова под названием «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов». Выставка проводилась в ГМИИ им. А. С. Пушкина и в ее рамках была представлена коллекция ПИФа, которая называется «Итальянский альбом». В коллекцию входят этюды, зарисовки итальянских крестьян, монахов, музыкантов. Альбом имеет особую ценность, так как «путешествовал» вместе с К. Брюлловым в 20-е годы 19 века, и по сути представляет собой его «живописный дневник». Всего на выставке было представлено 60 работ К. Брюллова, однако в «Итальянский альбом» входят только 33 картины.
Фактически, ПИФ «Атланта Арт» является единственным реально функционирующим в России инвестиционным фондом художественных ценностей. Он был сформирован 30 ноября 2010 года.
Всего с 2010 года органами государственной власти (на данный момент в лице ЦБ РФ) зарегистрировано 9 ПИФов художественных ценностей. Из них инвестиционные паи двух фондов (закрытый ПИФ художественных ценностей «Атланта Арт», закрытый ПИФ художественных ценностей «Телефонд») могут (могли) обращаться на организованных торгах. Это является преимуществом данных ПИФов, т. к. повышает ликвидность инвестиционных паев. Закрытый ПИФ в общем случае предполагает погашение инвестиционных паев по окончании срока доверительного управления фондом, а данный срок может составлять 15 лет и далее продлеваться [2, ст.12]. Это длительный период времени, в течение которого у инвестора крайне ограничены возможности по продаже инвестиционных паев. Обращение инвестиционных паев на организованных торгах частично решает проблему ликвидности.
Инвестиционные паи ПИФа «Атланта Арт» включены в список торгуемых инструментов Московской биржи 9 июня 2014 года и находятся в этом списке по настоящее время (1 апреля 2015 года) [7]. Рассматриваемый фонд был сформирован 30 ноября 2010 года. Следовательно, инвестиционные паи ПИФа не сразу же стали торгуемыми на Московской бирже финансовыми инструментами. В классическом варианте допуска инвестиционных паев к организованным торгам их ликвидность должна повыситься. Однако реальных торгов по данным ценным бумагам по бирже по сути нет, а, значит, и ликвидность не возрастает. Это свидетельствует о невысокой эффективности включения инвестиционных паев ПИФа «Атланта Арт» в список торгуемых финансовых инструментов Московской биржи. Также необходимо отметить и некоторое, пусть и незначительное, снижение стоимости инвестиционных паев. 9 июня 2014 года один инвестиционный пай ПИФа «Атланта Арт» стоил 764 340 рублей, а 28 апреля 2015 года его стоимость составляла 764 000 рубля [7].
Из 9 ПИФов художественных ценностей, зарегистрированных с 2010 года, для квалифицированных инвесторов предназначались лишь три: закрытый паевой ПИФ художественных ценностей «Телефонд», закрытый ПИФ художественных ценностей «Русский Авангард», закрытый ПИФ художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» под управлением Закрытого акционерного общества «Лидер».
Инвестиционные паи ЗПИФа «Атланта Арт» предназначены для любых инвесторов, в том числе неквалифицированных, следовательно, на первый взгляд, каких-либо ограничений по покупке или продаже инвестиционных паев не возникает. Однако, косвенным препятствием для входа на рынок ПИФов художественных ценностей является то, что в соответствии с пунктом 1.5.1 Приказа ФСФР РФ от 28.12.2010г. № 10–79/пз-н «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» номинальная стоимость имущества, на которую выдается один инвестиционный пай при формировании ПИФа художественных ценностей не может быть менее 500000 рублей. Это более чем весомая сумма денежных средств для мелкого инвестора. Таким образом, для большинства лиц, обладающих незначительными инвестиционными ресурсами, ПИФы художественных ценностей по сути закрыты. Рынок коллективного инвестирования, составной частью которого являются и ПИФы, изначально был призван активизировать и привлекать капитал, прежде всего, мелких инвесторов, но в случае с ПИФами художественных ценностей он эту функцию не выполняет. Также следует отметить, что стоимость инвестиционного пая ПИФа художественных ценностей в дальнейшем может колебаться и составить, например, 30 000 рублей. В таком случае существенно большее число инвесторов смогут «войти» в фонд или путем покупки уже выпущенных инвестиционных паев у их собственников, или в ходе проведения дополнительного выпуска инвестиционных паев. Но это будет нерационально, ведь получается, что стоимость пая упала с 500 000 рублей до 30 000 рублей, что свидетельствует, при прочих равных условиях, о большой отрицательной доходности, получаемой ПИФом, и, скорее всего, о неэффективном доверительном управлении.
С другой стороны, низкая стоимость инвестиционного паи ПИФа художественных ценностей не оправдана, ведь большинство предметов искусства стоят достаточно дорого и интересуют лишь весьма ограниченный круг инвесторов. Таким образом, получается, что сформировать фонд за счет «масштабов» привлечения инвесторов невозможно, а значит, стоимость инвестиционного пая должна быть высокой. Конечно, в этом случае не выполняется одна из базовых функций рынка коллективного инвестирования — активизация инвестиционной деятельности среди мелких инвесторов — но это экономически оправдано. Таким образом, можно констатировать, что для инвесторов, обладающих значительным капиталом, ПИФы художественных ценностей представляют интерес. Однако акцент непосредственно коллективного инвестирования в данном случае несколько искажен.
ПИФы художественных ценностей, прежде всего, нацелены на получение коммерческого эффекта от своего функционирования. В общем случае ПИФ художественных ценностей может увеличивать стоимость своих активов за счет:
- купли-продажи художественных ценностей;
- прочих доходов, в том числе доходов от организации выставок и т. п.
Помимо этого ПИФ художественных ценностей может отражать увеличение стоимости своих активов и без проведения каких-либо сделок, а просто путем переоценки имущества фонда. В таком случае будет реализовываться пассивная инвестиционная стратегия «купи и держи».
По данным портала Investfunds трехлетняя доходность ЗПИФ художественных ценностей «Атланта Арт» составляет 10,76 % (по данным на 31.03.2015г.) [5]. Конечно, это крайне низкая доходность, не интересная инвесторам, так как доходность даже безрисковых вложений в форме депозитов в банках, входящих в систему страхования вкладов, выше. Например, в одном из самых консервативных банков РФ — Сбербанке — в 2012 году можно было открыть трехлетний вклад под 8,3 % годовых. Таким образом, доходность, полученная рассматриваемым ПИФом художественных ценностей, абсолютно не конкурентоспособна. Однако, если принять во внимание, что ПИФы художественных ценностей являются закрытыми, предполагают привлечение капитала на длительный период времени (в общем случае — до даты прекращения ПИФа), то ситуация может рассматриваться несколько иначе. Управляющая компания ПИФа художественных ценностей может приобретать объекты искусства неизвестные широкому кругу лиц, неразрекламированные, но имеющие историческую, художественную и / или иную ценность, а далее проводить «предпродажную подготовку», которая может занять несколько лет, ведь объекты художественных ценностей — это более чем специфический актив. Так, кстати, на данный момент и поступает ЗПИФ «Атланта Арт»: фонд предполагает сделать неизвестного Брюллова знаменитым и только потом продать. А пока управляющая компания ПИФа проводит PR-компанию «Итальянского альбома».
Если рассматривать ЗПИФ «Атланта Арт» с даты его формирования, т. е. с 30 ноября 2010 года, по 31 марта 2015 года, то его доходность составляет 58,37 %, а это выглядит совсем иначе, чем трехлетняя доходность в 10,76 %. Стоимость инвестиционного пая ПИФа за аналогичный период времени выросла с 500 000 рублей до 790 913,39 рублей, а стоимость чистых активов увеличилась на 95 990 859,63 рублей с 133 103 531,16 рублей до 229 094 390,79 рублей [10].
Для крупных инвесторов ПИФы художественных ценностей, помимо основной функции в виде получения прибыли, предоставляют ряд других существенных преимуществ:
- закрытость имен настоящих собственников художественных ценностей;
- снижение рисков утраты прав на художественные ценности из-за судебных разбирательств по причине невозможности наложения взыскания на активы ПИФа по долгам пайщика фонда;
- отсутствие понятия «банкротство паевого инвестиционного фонда» (хотя, безусловно, стоимость его чистых активов может стать равной нулю);
- возможность организации соинвестирования в развитие коллекции ПИФа посредством привлечения иных инвесторов на взаимовыгодных условиях;
- отсутствие налога на доходы от продажи художественных ценности.
Преимуществом является и тот факт, что оплата инвестиционных паев закрытых ПИФов, к которым относятся и ПИФы художественных ценностей, возможна не только денежными средствами, но и иными активами, если они впоследствии могут включаться в состав имущества ПИФа. То есть, инвестор может оплатить свою долю в ПИФе картинами, гравюрами и т. д., что очень удобно и для самого инвестора (нет необходимости переводить имеющийся актив в денежными средства, нет потери самой художественной ценности, но есть возможность ее передачи в доверительное профессиональное управление), так и для ПИФа, который получает именно тот актив, который может включаться в состав его имущества и с которым можно работать.
ПИФы художественных ценностей являются специфическим финансовым институтом, интересным весьма ограниченному кругу лиц — инвесторам, обладающим не только значительным капиталом, но и художественным вкусом. Именно поэтому данная категория инвестиционных фондов не развита на российском рынке, да и в мире в целом. Тем не менее, имеются перспективы как качественного, так и количественного развития анализируемого сегмента рынка коллективного инвестирования.
ПИФы художественных ценностей должны быть нацелены не только на получение доходности, но и должны выполнять важную социальную функцию популяризации искусства, поднимать культурный уровень населения, доставлять моральное и эстетическое удовольствие посредством проведения выставок.
Литература:
1. Федеральный Закон РФ от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. 12.03.2014г. от № 33-ФЗ).
2. Федеральный Закон РФ от 29.11.2001г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. 12.03.2014г. от № 33-ФЗ).
3. Приказ ФСФР РФ от 28.12.2010г. № 10–79/пз-н «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (в ред. от 31.05.2011г. № 11–24/пз-н).
4. Вершинина А. А., Трофимовская А. В., Фатин М. В. Оценка эффективности управления портфелем паевого инвестиционного фонда // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2015. — № 1. — С. 121–124.
5. Инвестиционный портал Investfunds [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pif.investfunds.ru/ (дата обращения 28.04.2015).
6. Карпова Е. С., Новашина Т. С. К вопросу о сущности экономического капитала // Банковские услуги. — 2013. — № 8. — С. 26–31.
7. Официальный сайт Московской биржи [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://moex.com (дата обращения 28.04.2015).
8. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Рынок коллективных инвестиций [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cbr.ru/sbrfr/?PrtId=polled_investment (дата обращения 28.04.2015).
9. Рязанова О. Е. Трансформация института собственности в условиях глобализации экономики: автореф. дис. … докт. экон. наук. — М.: Московский государственный областной университет, 2009. — 49с.
10. Управляющая компания «АТЛАНТА» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.atlantauk.ru/CEF_Atlanta_Art_asset_value (дата обращения 28.04.2015).