Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисциплины английский язык, начиная с самой ранней ступени обучения — с кадетского училища. Анализ существующих научных работ по реализации военно-патриотического воспитания показал, что данному вопросу необходимо уделять наиболее пристальное внимание.Целью данной статьи является рассмотрение способов формирования нравственно-ориентированной личности воспитанников Севастопольского президентского кадетского училища в ходе изучения дисциплины английский язык.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, внеурочное мероприятие, творческая реализация, коммуникативная компетенция, нравственная личность.
В наши дни одним из приоритетных направлений военного образования является формирование будущего офицера, обладающего высокими нравственными качествами, который способен оперативно действовать в военной обстановке, как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим толерантность к культуре и традициям других стран становится необходимым компонентом. Это можно достичь путем тщательного изучения иностранного языка в сочетании с военно- патриотической составляющей. В современных условиях военный специалист должен обладать не только военно-специальными знаниями, но и адекватно оценивать современную картину мира. При этом знание английского языка выходит на первостепенный план.
Поэтому в системе образования Российской Федерации стали появляться учебные заведения с до вузовской военной подготовкой: кадетские и нахимовские училища. Одним из приоритетов которых является подготовка специалистов нового уровня, обладающих не только хорошими знаниями, но и высокими морально-нравственными качествами.
Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует о том, что этот аспект был приоритетным направлением в подготовке. В XV и XVI веках в России существовали полки дворянских детей, которые принимали участие в качестве вспомогательных частей в военных действиях эти полки и являются прямыми отечественными предшественниками русских кадетских корпусов.
Образовательная подготовка в первых кадетских корпусах была направлена на гуманитарное образование и воспитание нравственных качеств кадет.Граф ПИ Шувалов считал, что без такого воспитания «может быть гибельно самое блестящее образование» [1] Важную роль при этом стали играть священники, которым было поручено проводить с учениками беседы на нравственные, патриотические и военные темы в свободное от занятий время.
Значительный вклад в развитие военно-патриотического воспитания был сделан директором Сухопутного кадетского корпуса при Екатерине II, генерал-поручиком ИИ Бецким. Он заложил практические основы нравственного воспитания путем введения гуманитарных, художественных, музыкальных и других учебно-воспитательных дисциплин.
После проведения в России реформы военного образованияв 1860 году появились военные гимназии и прогимназии, военные и юнкерские училища. Великие педагоги Н И Пирогов, который доказывал необходимость общечеловеческого воспитания, а также К Д Ушинский, выступающий за расширение преподавания гуманитарных дисциплин в новых военно-учебных заведениях, оказали большое влияние на их деятельность. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» [6]
В системе военного образования России, во второй половине XIX — начале XXI века кадетские училища отвечают за подготовку воспитанников к поступлению в военные училища, военные институты и военные академии, то есть являются начальными военно-подготовительными учебными заведениями.
В основу содержания военно-патриотического воспитания положена идея о всестороннем развитии личности кадета, что позволяет формировать у воспитанников военно-патриотические взгляды и убеждения, любовь к Родине, к героическим традициям и историческим подвигам русского народа, готовность к будущему служению Отечеству.
Таким образом, развитие кадетского образования в современных условиях обусловлено необходимостью модернизации армии Российской Федерации и общества в целом.
Основной педагогической задачей преподавателей кадетских училищ является воспитание патриота России, «ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящегося в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способного правильно выбирать жизненные цели» [5].Миссия педагога — воспитание кадет в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность.
В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в недостатке патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Недостаточно значимы стали традиции и обычаи семьи, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Современные дети испытывают большое влияние средств массовой информации, Интернета. Интерес к западной культуре ограничивается фильмами, музыкой и шоу программами. Поэтому необходимо уделять внимание военно-патриотическому воспитанию кадет на уроках и во внеурочной деятельности, что приведёт к воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру и историю. Патриотическое воспитание является ключевым аспектом при изучении английского языка и во внеклассной деятельности по предмету в Севастопольском президентском кадетском училище.
В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне.
При этом решаются следующие задачи:
- воспитать патриота России, Севастополя, и своего училища на уроках английского языка и при проведении внеурочных мероприятий;
- формировать мотивацию к изучению английского языка, как средства общения с представителями другой культуры.
На уроках английского языка кадеты учатся отстаивать гражданскую позицию, выполнять групповые виды работ и сопереживать друг другу.
Решая задачи формирования поликультурной личности, ее гражданской позиции, пробуждения интереса к европейской и российской культуре, гордости за свою страну важно использовать современные образовательные технологии: проектную, ИКТ, обучение в сотрудничестве, нестандартные уроки. В такой деятельности развивается не только коммуникативная компетенция кадет, но и умения толерантного взаимодействия кадет между собой, умения уважать культуру других народов, достойно представлять историю и культуру своей страны.
Севастополь является уникальным городом, вся история которого пропитана духом славных подвигов предыдущих поколений. Чрезвычайно важно использовать героические примеры и опыт прошлого для воспитания подрастающего поколения.
В рамках реализации военно-патриотического воспитания кадет в честь празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 г. в Севастопольском президентском кадетском училище в ПМК «Иностранный язык» запланирован ряд выездных уроков-экскурсий по местам боевой славы города Севастополя.
Для подготовки к первому выездному уроку- экскурсии на мемориальный комплекс «Диорама. Штурм Сапун-горы», воспитанникам была предложена тема: «Вторая Оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны».
Поскольку тема очень обширная, возникла необходимость решить в каком направлении будет осуществляться подготовка. Было решено сделать краткий обзор исторических событий при освобождении Севастополя в период ВОВ и рассказать, как наше поколение чтит память участников войны. Кадеты разделились на группы и спланировали свою деятельность.
Воспитанники изучали документы, собирали информацию по теме на русском и английском языках, переводили тексты на английский язык, знакомились с военной техникой и орудиями Великой Отечественной войны. Преподаватели координировали поставленные кадетам задачи и сроки их выполнения, корректировали недостатки.
Творческой реализацией данной работы стал урок- экскурсия на английском языке, который состоялся 14 марта 2015 года. В ходе данного мероприятия кадеты выполняли роль гидов- экскурсоводов. В конце урока воспитанники обсуждали свои высказывания, задавали вопросы по теме, фотографировали военную технику и орудия ВОВ, представленные на мемориальном комплексе «Диорама» для создания презентаций.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных ориентиров. Необходимо использовать богатейший военно-психологический потенциал для становления нравственной личности, прививать кадетам духовные ценности русского народа, которые станут моделью их дальнейшего поведения и отношения к обществу, к Родине, к ее защите, к людям.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что проведение нестандартных уроков является одним из эффективных способов формирования нравственно-ориентированной личности воспитанников Севастопольского президентского кадетского училища в ходе изучения дисциплины английский язык, способствует более глубокому осмыслению и восприятию героического прошлого нашего народа, помогает раскрыться творческому потенциалу кадет, выйти за рамки стандартного обучения, сформировать патриотические чувства, гордость за Родину и уважительное отношение к ветеранам войны.
Литература:
1. АБ Григорьев Российские офицеры-М, 1995 С 42.
2. Дельвиг Н. А. Теоретико-методологические основы формирования билингвальной компетенции будущих офицеров в условиях военно-морского ВУЗа Российской Федерации. Науч. обосн. темы докт. дисс. Ялта, 2014.
3. Курилов С. Ж. Влияния государственно-патриотической идеологии на молодежь // Вестник университета (Государственный университет управления), 2007. № 2 (28) С 79–81.
4. Курилов С. Ж. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи и пути их решения // Вестник университета (Государственный университет управления), 2007 № 3(29) С.114–117
5. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.:Гелиос АРВ,2000. -229 с.
6. К Д Ушинский Собр,соч в 11 т, — М, 1977 т, 2 С 160
7. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю. И. Дерюгин. — М.: Патриот, 1991. — 213 с.