Современный, инновационный этап развития образования выдвигает на сегодняшний день задачу создания условий для личностного становления, саморазвития и развития самостоятельности воспитанников. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Саморазвитие — это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно- нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [3].
В современной литературе процесс саморазвития личности определяется как самостоятельное определение стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни:
- выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения;
- решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов;
- творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей [7].
Особенно актуальна задача создания условий для саморазвития личности в условиях образовательного учреждения интернатного типа, коим является президентское кадетское училище, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания. Чтобы процессы самосовершенствования, саморазвития и как следствие развитие самостоятельности, стали наиболее приоритетными в психическом развитии кадет, необходимо применение разнообразных форм, методов и технологий для развития их самостоятельности.
Одним из эффективных методов воспитательной работы является метод проектов. Грамотная организация работы над проектами позволяет формировать и развивать целый комплекс умений: формулирование проблемы, обоснование ее практической значимости, выдвижение гипотез ее решения, поиск и сопоставление альтернативных решений, планирование работы, распределение обязанностей и т. д. Кадеты не только теоретически изучают тот или иной вопрос, но и приобретают практические умения и навыки, овладевают навыками коллективной деятельности, межличностного общения, которые будут полезны им в любой сфере деятельности. Проектная деятельность предусматривает обязательные процедуры защиты проекта, позволят кадетам демонстрировать навыки публичного общения, дискуссий, умение аргументировано отстаивать свою позицию. Работа над проектами развивает у них целый комплекс умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и самореализации, развития самостоятельности.
Организация проектной деятельности кадет требует создания дополнительных условий. Во-первых педагоги-воспитатели, педагоги дополнительного образования должны быть обучены проектным технологиям; Во-вторых должна быть разработана тематика проектов с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей кадет, а также график проектных работ, их поэтапное выполнение (в рамках недели, месяца, года); В-третьих должны быть разработаны критерии объективной оценки проектов, с которыми необходимо ознакомить как руководителей проектов, так и кадеты; В четвертых должны быть определены формы презентации проектных работ и порядок их защиты.
В течение учебного года кадеты нашего 7 класса принимали активное участие в разработке исследовательских проектов по учебным дисциплинам, например, «Подпольщики Севастополя в годы оккупации 1942–1944 гг»., «Бионика на службе Отечеству», «Космический лифт», «Строка — патрон, статья — обойма», «Города-герои», «Клуб интеллектуальных игр», газета «Память», «Мы — Наследники Победы», «История наших побед», «Волонтер 70 РФ» и другие. В училище был организован и проведен внутренний конкурс проектов «Польза, честь и слава», конкурс рефератов «Мы этой памяти верны», посвященного 70-летию Победы, итоги которого были подведены на общеучилищной линейке. Педагоги и воспитатели оказывают помощь в подготовке и сборе необходимой информации для реализации проектов.
В своей работе мы исходим из того, что исследовательская деятельность это самостоятельная деятельность воспитанников, но воспитатель может управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их появление. Мы исходили из индивидуальных особенностей воспитанников, когда определяем задачи и конкретные методические приемы осуществления педагогической поддержки. Развиваем у кадет поисковую активность, готовность к принятию самостоятельных решений, воспитываем деловитость, самостоятельность и ответственность, предприимчивость и целеустремленность.
В училище создано и успешно работает научное общество кадет (НОК) «Алмаз», в состав которого входят кадеты, занимающиеся исследовательской деятельностью. НОК делает только первые шаги, но у него большие планы.
Самостоятельность подростка развивается в процессе его адаптации к возрастающим требованиям жизни, решаемым задачам и социальным условиям, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Приобретенные и проверенные на собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, способствуют повышению социальной активности. Участие кадет в активной проектной деятельности носит постоянный характер, расширяется число участников этой деятельности, повышается ее качество, растет зрелость и самостоятельность кадет.
Литература:
1. Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей. — СПб.: Питер, 2006.
2. Дебесс М. Подросток. — 20-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
3. Малахова И. А. Развитие личности. Ч. 2., Художественно- творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.
4. Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидак- тика \ уч. пособие. И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002.
5. Харламов И. Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И. Ф. Харламов. — 3-е изд. — Мн.: Высш. шк., 2005.
6. Селевко Г. К. Концепция самовоспитания.
7. Куличкова С. А. Саморазвитие старшеклассников в лицее- интернате. Вестник СевКав ГТУ Серия «Гуманитарные науки» № 2(12) 2004.
8. Ланцберг В. Концепция школы саморазвития Частная школа. 1997. № 3, № 4.
9. Контаев С. С. Интернат как среда саморазвития