Современные тенденции развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых социокультурных условиях. Необходимо создать условия для практического овладения иностранным языком каждым из учащихся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранному языку. Преподаватель должен находиться в постоянном поиске, что предполагает применение такой стратегии обучения, при которой каждый обучающийся станет учиться без принуждения, а исходя из личных потребностей и интересов. Основополагающей идеей должно стать сотрудничество с обучающимися на основе креативности, доверия и уважения. Российская система образования разрабатывает педагогические модели, которые соответствуют социальному заказу общества. Новые технологии обучения будут способствовать созданию мотивационной среды и призваны обеспечить стойкий интерес к процессу изучения иностранного языка.
Созданию мотивационной среды посвящены многие исследования педагогов- новаторов, которые рассматривают мотивацию как один из самых важных аспектов успешного овладения иностранным языком. Как отмечают исследователи Лурье А. С., Ляховицкий М. В., Карпов К. Б. мотивация является ключевым моментом овладения иностранным языком. Для обучающегося очень важно понимание значения владения иностранным языком для своей будущей профессиональной деятельности и для других целей. Задача педагога- стимулировать этот интерес, создавая мотивационное пространство в урочное и внеурочное время посредством использования передовых педагогических технологий и свои творческим отношением к процессу обучения. Для меня как для педагога важно, чтоб обучающиеся стремились к овладению иностранным языком и получали удовольствие от процесса обучения. Я готова поделиться со своими коллегами опытом применения арт-технологий во время проведения предметной недели по английскому языку.
Психологами замечено, что чем больше каналов восприятия задействовано в приеме информации, тем глубже проходит ее переработка и прочнее следы, оставляемые ею в памяти и мышлении человека, поэтому мы решили создать небольшой спектакль по произведению американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна». Кадеты активно включились в процесс подготовки. Во- первых, перечитали адаптированный вариант книги Марка Твена, просмотрели телеверсии, самостоятельно создали сценарий, презентацию, распределили роли, несколько раз поменяли состав, придумали костюмы. Затем начались репетиции. Во время репетиций было много положительных эмоций, и это позволило тренировать различные виды речевой деятельности в неформальной обстановке, сочетать их в различных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать язык и речевые действия. Интонация, мимика, жест также стали предметом пристального внимания, так как была поставлена задача сыграть свои роли выразительно. Интересным моментом спектакля стало и то, что две роли- тети Полли и Бекки Тетчер — должны были сыграть мальчики. Они должны были на себя примерить не только женские костюмы, но и женскую психофизику, а значит, употребить другую интонацию, попробовать другой темп речи. Спектакль очень увлек кадет, он способствовал осознанию и развитию креативности, дал возможность попробовать себя в моделях разных жизненных ситуаций и осознать себя как личность. И конечно же, он дал возможность кадетам продемонстрировать свои лингвистические возможности, которые значительно возросли.
Проводившийся во время недели английского языка фонетический конкурс также показал, как важно создание мотивационной среды для кадет. Для конкурса нужно было выбрать и выучить стихотворение на заданную тему—война, море, Севастополь. Каждый пытался найти достойное стихотворение и достойно его представить. В процессе подготовки были задействованы и кадеты, и их родители. Кадетами 5 –Г класса было найдено стихотворение, посвященное Крымской войне 1854–1855года, битве за Балаклаву. Для жителей Севастополя –юных кадет –стало открытием, что английский поэт Теннисон написал такие возвышенные строки о защитниках Балаклавы. Это стало предметом долгих разговоров между кадетами и произвело на них неизгладимое впечатление, поэтому подготовка к конкурсу не была сложной- кадеты были мотивированы на декламацию стихотворения, которое было им близко и понятно, находило от клик в их душах, ведь он-кадеты, будущие защитники Отечества, севастопольцы. Такие конкурсы очень важны еще и в том плане, что во время репетиций преподаватель имеет возможность больше времени уделить кадету, отработать речевые модели. Обратить внимание на темп, интонацию, произношение.
Таким образом, внедрение передовых педагогических технологий, в частности арт- технологий, положительно влияет на процесс обучения, создает условия для формирования мотивационного пространства, способствует формированию успешной личности кадета. Успешная мотивация является обязательным условием организации как урочной, так и внеурочной деятельности, когда каждый урок, каждое мероприятие тщательно планируется с учетом интересов кадет, их будущей профессиональной деятельности, когда кадет является главным участником процесса. Мотивация создает условия для коммуникации и для творчества. Для педагога создание мотивационной среды- первоочередная задача. Каждый педагог должен стремиться находить такие формы и методы работы, чтобы мотивировать обучающегося на овладение иностранным языком, участвовать в процессе формирования успешной личности кадета.
Литература:
1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Е. С. Полат, М. Ю. Бухарина,- М.:Бухарина Издательский центр «Академия»,2007
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии
3. Селевко Г. К. найди себя
4. Лебедева Л. Д. Практика арт терапии: подход, диагностика, система знаний.