Духовно-нравственное направление способствует нравственному и культурному развитию личности воспитанников.
На протяжении своей истории военно-учебные заведения России были и остаются основным источником комплектования армии и флота офицерскими кадрами.
Длительное совместное пребывание в стенах кадетского корпуса, общий уклад жизни в значительной степени содействовали воспитанию кадет в духе товарищества и взаимовыручки. Кадетские корпуса создавали касту, проникнутую лучшими историческими традициями, формировали тот слой общества, который способствовал приумножению славы России. Необходимо стремиться возродить понятие «патриотизм», включающее в себя и уважение к Родине, народу, порядочность, честь и доблесть.
Цели и задачи создания кадетских классов предусматривают воспитание гражданственности и патриотизма, общей культуры, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, формирование физической выносливости и стойкости, дисциплинированности, получение первичных знаний и навыков военного дела, подготовку к службе в армии, организацию интересного и активного отдыха. Комплексная воспитательная работа, мероприятия, проводившиеся в кадетских корпусах, воспитывали в кадетах высокое чувство патриотизма, верность долгу, честь, порядочность, бескорыстие, скромность, любовь к порядку.
В практике воспитательного процесса мною были выделены основные направления в работе:
1) художественно-эстетическое;
2) духовно-нравственное;
3) гражданско-патриотическое;
4) спортивно-оздоровительное;
5) трудовое и экологическое.
В рамках каждого из направлений проводятся различные мероприятия.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателями или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Цель внеклассных мероприятий — обеспечение всестороннего и гармонического развития личности. Это требование отвечает основной идее воспитания — воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В рамках настоящей статьи, приведем два примера разнонаправленных мероприятий, которые способствуют воспитанию кадет и раскрытию в них творческого потенциала.
1. Мероприятие для 1-го курса, посвященное Дню Матери.
Цель этого мероприятия — ознакомление с историей праздника, воспитание любви и уважения к матери, развитие творческих способностей воспитанников, сплочение коллектива.
Сцена украшена воздушными шариками, плакатами, детскими рисунками.
(Перед началом мероприятия звучат песни о маме. Зрители занимают места в зале.)
Демонстрация видеоролика притча о маме…Ангел хранитель…
Ведущий 1:
С 1998 года в России в последний воскресный день ноября празднуется День Матери, Хранительницы очага. Это своеобразный день благодарения, выражения любви и уважения мамам. Они дали нам жизнь, ласку и заботу, согрели любовью.
Ведущий 2:
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Ведущий 1:
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Ведущий 2:
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи,
Ведущий 1:
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою...
№ 2 Видео — Демонстрируются пожелания кадет их мамам.
Ведущий 1:
Известный педагог В. Сухомлинский говорил, что, когда у ребенка немного заболит палец, у его матери сразу заболит сердце. Нет на земле человека более чуткого и любящего, чем мама.
Стихотворение: читает кадет «Про маму»
Ведущий 1: (предлагает поучаствовать в конкурсах)
Конкурс «Имя мамы».
Задание: по первым буквам имени мамы нужно перечислить качества ее характера. Оля; Виктория, Катя, Света, Людмила, Дарья, Наталья
Русская народная песня (баян).
Композиция восточных единоборств.
видеоролик № 4 Конкурс «Мамин портрет».
На нескольких листах формата А-4 нарисованы овалы, участникам предлагается с завязанными глазами дорисовать лицо. (Во время конкурса звучит песенка Мамонтёнка.)
В исполнении хора 1 курса звучит песня «Через годы, через расстояния»
ВИДЕОСЛАЙДЫ № 6 Конкурс «Молодая мама».
Детям показываются слайд-шоу из фотографий мам в молодости и предлагается угадать, где чья мама.
(Чтение стихотворения, посвященного маме. Читают 6 кадет по две строчки)
1. Кто в печали обогреет,
Кто поддержит и простит?
2. От кого любовью веет,
Кто надежен, как гранит?
3. Сильная, нежная, добрая,
Милая, смелая, собранная.
4. Лучший советчик и друг,
Всех не расскажешь заслуг.
5. Строгая, верная и справедливая,
Самая лучшая мамочка в мире!
6. Тебе я спасибо за все говорю,
Любовь, уваженье тебе я дарю!
Танец для мам «Яболочко».
Ведущий 1: Мама — самый родной на свете человек. Сколько всего вложено в слово «МАМА» и не перечесть. Но самое главное то, что своей жизнью мы обязаны ей, маме. А часто ли вы маме посвящаете стихи? Просто так, без праздников и памятных дат? Если нет, то пора начать.
Стихотворение читает кадет «Хитрый кенгуренок»
Иван Андреевич Крылов басня «Любопытный»
Веселые частушки.
Ведущий 1:
Самым любимым на свете
Мы пожелать хотим
Теплого солнечного света,
Счастливых лет и зим.
Ведущий 2:
Самым прекрасным мамам
Мы пожелать хотим
Здоровья, терпения с нами,
Непослушными детьми.
Ведущий 1:
Самым лучшим из женщин
Мы пожелать хотим
Счастья, улыбок и нежности,
Мы Вас очень любим!
Танец «Роки-н-ролл».
В исполнении хора 1 курса звучит песня «Бескозырка» МУЗЫКА № 10
Дарим цветы и подарки мамам, звучит мелодия.
(подарки кадеты приготовили своими руками).
2. Классный час «История военно-морской формы»
Цель данного классного часа — познакомить кадет с историей создания военно-морской формы одежды, формирование уважительного отношения к ней.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главнейших задач нашего общества, поскольку от степени успешности ее решения зависит то, каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности и ориентиры.
Воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
На мероприятие были приглашены гости, представители Севастопольского клуба любителей истории (КЛИО). Встреча с интересными людьми всегда придает мероприятию значимость, торжественность.
В начале классного часа был показан видеофильма об истории возникновения морской формы. Были продемонстрированы уникальные кадры черно-белой хроники.
Затем гости предоставили кадетам копии образцов формы одежды российских моряков со времен Петра 1 и до наших дней, подробно рассказав об истории возникновения и предназначении каждого элемента униформы. Наши воспитанники имели честь совершить экскурс в военно-морскую историю. Огромное значение для каждого кадета имело то, что он мог примерить на себе китель, камзол, треуголку, бескозырку, эполеты, аксельбанты моряков разных эпох.
В конце хор кадет 1 курса подготовил и спел гостям песню «Бескозырка белая».
Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует и новых форм, и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания. Появляется необходимость в активном вовлечение кадет в мероприятие, непосредственной подготовке и сознательном участии.
Выводы:
Форм воспитательной работы существует огромное множество. В данной статье было предложено два варианта.
В первом случае мероприятие было направлено на развитие творческих способностей кадет. Воспитание у воспитанников уважительного отношения к своей семье, к матери.
Второе мероприятие носило обучающий, познавательный характер гражданско-патриотической направленности.
Следует отметить, что на подобные мероприятия очень важно приглашать интересных, знаковых людей. Это позволяет более серьезно относиться к мероприятию, проникнуться атмосферой тех событий, о которых идет речь. Таким образом, внеклассные мероприятия являются если не первостепенным, то несомненно очень важным компонентом в воспитательном процессе.
Литература:
1. Новиков А. М. Основания педагогики-М. Эгвес, 2010г.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Воронов В. В. Разнообразные формы воспитательной работы. Воспитание школьников, 2001г.
4. Губанова Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.