Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 1050 раз

Библиографическое описание:

Милотаева, О. С. Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе / О. С. Милотаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1225-1227. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18350/ (дата обращения: 18.12.2024).

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство обогащения и совершенствования устной иноязычной речи студентов, а также средство обучения умению грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли в устной монологической форме. Выполняя упражнения, следует идти от подготовленной речи к речи неподготовленной, то есть на практических занятиях преподаватель должен ставить вопросы, которые побудили бы студентов к высказыванию собственных мыслей по отношению к теме текста. Упражнения, выполняемые для развития навыков устной речи на основе текста, должны служить базой для создания проблемных ситуаций, необходимых для речевого общения.

Ключевые слова: иностранный язык, научные статьи, перевод, процесс обучения, реферирование, текст, устная речь, чтение.

 

В техническом вузе основное внимание при обучении иностранному языку уделяется адекватному пониманию научно-технической литературы и монологическому высказыванию в пределах изученного языкового материала по специальности. Задачей преподавателя является подготовка студентов к самостоятельной работе с иностранной научно-технической литературой, а также формирование умений монологического высказывания.

В учебном процессе по иностранному языку в вузе текст выступает как одно из важнейших средств обучения. В лингвистическом отношении он представляет собой единство содержания и формы, плана содержания и плана выражения. Как одно из средств обучения иностранному языку текст может быть объектом освоения либо формы, либо содержания, либо того и другого одновременно. [1, 483]

Текст можно рассматривать как важнейшую опору и как средство обогащения и совершенствования устной иноязычной речи студентов, в частности, — обучения умению грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли в устной монологической форме.

Это в естественной форме предполагает сформированность соответствующих речевых грамматических навыков, а также овладение соответствующими умениями монологической речи.

Под умениями монологической речи понимаются умения логически связного ситуативно-мотивированного и коммуникативно-мотивированного высказывания в соответствии с особенностями типов монологической речи и нормами данного языка.

Указанное умение носит комплексный характер и включает ряд умений, в частности, следующих:

-        про повествовании — умение последовательно излагать события во времени адекватными речевой задаче средствами изучаемого языка;

-        при описании — умение всесторонне раскрывать объект речи, в частности, умение уточнить его форму, состав, структуру, свойства и качества, его назначение путем перечисления признаков, присущих данному объекту речи, соответствующими языковыми средствами;

-        при рассуждении — умение доказательно развертывать мысли по определенной схеме и умение смыслового анализа частей целого в их логической последовательности и взаимообусловленности. [4, 145]

Развитие умений пользоваться указанными типами монологического высказывания на базе текста должно достигаться поэтапно. С этой целью можно выделить два этапа работы над развитием монологических умений на основе текста: с опорой на текст и без опоры на текст, но в связи с текстом.

Конечной целью формирования умений устной монологической речи на основе текста является свободное и корректное в языковом отношении умение высказаться своими словами по поводу прочитанного.

Значение чтения трудно переоценить, если учесть, что обучение происходит вне языковой среды, а одной из конечных целей является активное владение устной речью.

Используя новую информацию учебных текстов, преподаватель должен стремиться побуждать студентов произвести речевое действие, максимально соответствующее определенной ситуации.

Однако пересказ текста и высказывание с опорой на текст составляют в обучении устной монологической речи на основе текста специальную задачу и специальный этап. Факты текста, используемые студентами при описании, повествовании, рассуждении, опосредованы его автором и имеют соответствующую языковую форму. Это обстоятельство, с одной стороны, — облегчает работу студентов, а с другой стороны — затрудняет использование имеющихся в их индивидуально-речевом опыте средств, так как, в соответствии с данными психолингвистики, языковые средства читаемого и его воспроизведения не совпадает. [3, 825]

Для того чтобы предотвратить разрыв в средствах выражения между замыслом и его реализацией при выражении мысли на иностранном языке, важно отбирать языковые средства для его оформления.

Понимание читаемого предполагает осуществление целого комплекса операций: расчленение содержания, выделение смысловых опорных вех, соотнесение нового материала с прошлым опытом, переосмысление читаемого своими словами и так далее.

Таким образом, при работе с текстом нельзя ограничиваться усвоением лишь содержащихся в нем языковых средств. Необходимо добиваться овладения адекватными способами извлечения из письменных источников фактического материала и последующей коммуникативно-структурной его организации.

В дальнейшем деятельность студента должна быть направлена на сокращение и расширение содержащейся в тексте предметно-смысловой информации, что необходимым образом предполагает также одновременное закрепление и автоматизацию соответствующего лексического и грамматического материала.

Новый языковой материал запоминается при решении студентами соответствующих речевых задач в процессе выполнения специальных упражнений по тексту.

Новый этап отличается от предыдущего следующим. Языковые единицы текста появляются в сообщениях студентов преломленными через иноязычный индивидуально-речевой опыт, то есть обогащенными новыми, отличными от имеющихся в книге, семантико-структурными и коммуникативно-смысловыми связями.

Умения устной монологической речи на основе текста приобретают на этом этапе, наряду с большей автоматизированностью составляющих его навыков, комплексный характер, что проявляется в использовании в отдельных высказываниях студентов не одной, а всех или большинства упоминавшихся операций (воспроизведение, сжатие и расширение, обобщение, трансформация). Та или иная из этих операций может оказаться ведущей. Это зависит от характера высказывания, от того является ли оно повествованием, описанием, либо рассуждением, а также от характера поставленной перед высказывающимся коммуникативной задачи. [5, 59]

В отличие от предыдущего этапа умения содержат в своей структуре больше операций творческого характера.

На базе текста можно выполнять следующие типы упражнений:

-        упражнения в развитии монологической речи, ориентированные на извлечение содержательной информации;

-        упражнения в преобразовании (трансформации) содержательно-языковой информации текста с опорой на текст;

-        упражнения в свободном высказывании в связи с темой текста.

Целью упражнений первого типа является обучение студентов извлекать фактическую информацию из текста и воспроизводить отобранные факты в соответствии с коммуникативной задачей и учебно-речевой ситуацией. Следует выделять специальные упражнения на вскрытие и воспроизведение (сжатое, полное, либо расширенное различных видов эмоционального подтекста). Сюда относятся следующие упражнения: выделение и воспроизведение основных ситуаций текста, называние основных деталей теста, характеризующих действие или событие, выделение деталей, нахождение и воспроизведение тех мест текста, в которых автор выражает свое отношение к персонажам и так далее.

Целью упражнений второго типа является обучение студентов монологическому высказыванию по поводу прочитанного, либо по другому поводу, предполагающему разного рода изменения в содержательном и языковом отношениях. Трансформация содержательных и языковых средств связана с операциями сжатия и расширения представленных в тексте операций, повествований и рассуждений с проведением всевозможных аналогий, перестановок частей и отдельных фактов текста, разного рода замещений содержательных и, следовательно, языковых компонентов. Эта группа упражнений призвана сделать речевой навык лабильным и потенциально готовым к включению в самые различные контексты и переносу в самые различные ситуации речевого общения. По тексту возможны следующие упражнения: постановка вопросов к выделенным словам, грамматическим формам и выражениям в целом, конструирование предложений из слов, взятых из разных предложений текста, продолжение мысли автора своими словами, замена слов синонимичными, нахождение антонимов, составление ситуаций по выделенным грамматическим конструкциям и словам по тексту и так далее.

Целью упражнений третьего типа является завершение формирования умения устного монологического высказывания на базе текста. Ведущими упражнениями этого типа можно считать следующие: формулировка идей, неясно выраженных в тексте, выражение своего отношения к поступкам персонажей, доказательство своего взгляда относительно правильности поступка персонажа, обоснование выводов и умозаключений, использование фактов из текста при изложении какой-либо из пройденной ранее тем.

Приступая к чтению очередного текста преподаватель должен выделить в нем основные трудности и дать необходимое количество упражнений, которое бы обеспечило достаточно хорошее усвоение трудностей уже на практическом занятии. Одной из первостепенных задач при этом должна быть забота о повышении коэффициента полезного использования аудиторного времени и увеличения индивидуального времени каждого студента, в частности. [2, 101]

Обсуждая содержание прочитанного можно использовать как монологическую речь, так и диалогическую, например, организовать работу в парах для обмена информацией, обсуждения действия текста.

Выполняя упражнения, следует идти от подготовленной речи к речи неподготовленной, то есть на практических занятиях преподаватель ставит вопросы, побуждающие студентов к высказыванию собственных мыслей по отношению к теме текста. Упражнения, выполняемые для развития навыков устной речи на основе текста, должны служить базой для создания проблемных ситуаций, необходимых для речевого общения.

 

Литература:

 

1.      Комарова Е. В. Реферирование как один из самых распространенных приемов работы с иноязычным текстом в процессе обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 482–484.

2.      Лишина Г. Е. Пути реализации обучения студентов в техническом вузе подготовленному монологическому высказыванию на иностранном языке // Пути совершенствования методической и языковой подготовки студентов на факультетах иностранных языков и на неспециальных факультетах, 1983. — С. 100–104.

3.      Милотаева О. С. Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 824–827.

4.      Новожилова Л. И. Об обучении устной монологической речи на базе текста на переходном этапе//Вопросы методики преподавания иностранных языков в спецвузах, 1976. — С. 141–153.

5.      Паневина Л. К., Левина Т. К. Формирование устных речевых навыков на базе чтения// Вопросы методики преподавания иностранных языков в специальном вузе, 1973. — С. 54–68.

Основные термины (генерируются автоматически): основа текста, текст, иностранный язык, монологическая речь, монологическое высказывание, умение, упражнение, устная речь, речевое общение, устная монологическая речь.


Похожие статьи

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»)

В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их пр...

Анализ технологии проведения дискуссии в японских языковых вузах

В статье анализируется технология проведения дискуссионных форм занятий в японских языковых ВУЗах, где особое внимание уделяется инструментам, способствующим повышению эффективности ведения дискуссий на языке, а также улучшению речевых навыков обучаю...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Похожие статьи

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»)

В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их пр...

Анализ технологии проведения дискуссии в японских языковых вузах

В статье анализируется технология проведения дискуссионных форм занятий в японских языковых ВУЗах, где особое внимание уделяется инструментам, способствующим повышению эффективности ведения дискуссий на языке, а также улучшению речевых навыков обучаю...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Задать вопрос