Как известно, развитие структур и механизмов корпоративного управления — необходимое условие развития рыночной экономики. И сейчас этот вопрос для Узбекистана становится все более актуальным, так как в числе приоритетов государственной экономической политики продолжает стимулирование привлечения иностранных инвестиций, обеспечение экономического роста страны. Не последнюю роль в достижении поставленных задач играет система корпоративного управления на отечественных предприятиях.
В процессе осуществляемых в Узбекистане рыночных реформ почти все крупные предприятия были преобразованы в акционерные общества (АО), созданы хозяйственные объединения, головные компании которых также являются АО. В настоящее время АО (корпорации) обеспечивают воспроизводство большей части материальных благ.
Собственниками АО являются его акционеры. Предоставляя свои капиталы в распоряжение АО, они сами не участвуют в руководстве его текущей деятельности, не представляют его во взаимоотношениях с внешним миром. Эти функции делегируются наемными управляющими (менеджерами), которые наделяются правом распоряжаться чужим имуществом. В то же время, акционеры принимают на себя весь риск, связанный с эффективным использованием акционерного капитала. В связи с этим, перед акционерами встает ряд задач: как ограничить поведение менеджеров, ориентированное на извлечение личных выгод; как побудить менеджеров эффективно управлять компанией; как обезопасить себя от неквалифицированных управленцев.
Развития корпоративного управления в Узбекистане волнует сегодня как предпринимателей, так и иностранных инвесторов, ибо это непосредственно связано с главным для них вопросом — правом собственника свободно распоряжаться своей прибылью.
Так, причиной недавнего кризиса в Юго-Восточной Азии явилась именно неразвитость корпоративного управления, в связи, с чем Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) разработала и утвердила принципы корпоративного управления, которые получили международное признание, так как в странах с переходной период экономики нет единой модели эффективного корпоративного управления, там существуют различные подходы к их применению.
Поэтому основной целю и задачей специалистов нашего государства сегодняшнего дня является поиск эффективных путей корпоративного управления в Республике Узбекистан.
Как показывают многочисленные исследования, проведенные в США, странах Азии, Европы и Латинской Америки, подавляющее большинство инвесторов считают, что при оценке компаний в качестве потенциального объекта для вложения средств, работе советов директоров должно уделяться, как минимум, то же внимание, что и оценке финансовых показателей компаний. Причем из двух компаний с приблизительно одинаковыми финансовыми показателями инвесторы предпочтут ту, где лучше организовано корпоративное управление. Размер премий за уровень корпоративного управления варьируется от 18 до 27 % от цены акции.
Акционеры являются легитимными владельцами корпорации и поставщиками капитала. На стадии развития компании привлечения внешнего капитала часто является жизненно важной необходимостью. Но инвесторы предоставляют капитал только тем, кто придерживается практики эффективного корпоративного управления.
Вопросы эффективной организации корпоративного управления являются предметом многолетних дискуссий и исследований. Даже в странах с достаточно развитой рыночной экономикой неоднозначно подходят к определению эффективности существующих механизмов управления. Различия в правовых системах, институциональных структурах и традициях предлагают различные подходы к решению имеющихся в этой области проблем, где каждая страна наработала уникальный опыт в решении собственных проблем экономического роста.
Однако, наиболее распространенными и применяемыми подходами при определении корпоративного управления являются следующие:
- — подход к определению корпоративного правления как управления интеграционным объединением. Например, по мнению И. А. Храбровой, корпоративное управление — это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями [6]. С. Карнаухов определяет корпоративное управление как управление определенным набором синергетических эффектов.
- — подход наиболее ранний и наиболее часто употребляемый, основывается на вытекающих последствиях из сущности корпоративной формы бизнеса — разделение института собственников и института управляющих — и заключается в защите интересов определенного круга участников корпоративных отношений (инвесторов) от неэффективной деятельности менеджеров.
Проблемы акционерной собственности, механизмы взаимодействия интересов различных участников компании, формирование национальной модели корпоративного управления анализируются в научных исследованиях Беркинова Б., Гулямова С., Хамидулина М., Якушева Р., Фаттаховой Ж., Зайнутдинова Ш., Вохидова М.
В течение последних лет в Узбекистане произошли исторические преобразования в экономике. Формировалась структура национальный модели корпоративного управления. С незначительными дополнениями, созвучными наиболее авторитетным мнениям и рекомендациям, ее можно представить схематично (рис) [7].
Отличительными признаками данной схемы от других аналогов являются:
- учет факта отчуждения от владельцев функции управления собственностью при сохранении функции владения ею, то есть, налицо схема иерархии: владелец — буферное звено управления собственностью — собственность;
- включение дополнительных элементов в структуру корпоративного управления помимо традиционно включаемых.
Однако без улучшения навыков управления компаниями, ориентированными на получение прибыли, без усовершенствования системы защиты прав акционеров инвестирование из внешних источников останется для узбекских компаний проблематичным. К тому же повышение качества корпоративного управления — это не только стимулирование притока иностранного капитала, но и модернизация работы организации в целом. Переход от закрытого и порой неподконтрольного собственникам бизнеса к деловым взаимоотношениям, основанным на принципах прозрачности и внешнего контроля, существенно умножит возможности для экономического роста в Узбекистане.
С нашей точки зрения «узкие места» в системе корпоративного управления узбекских компаний можно отнести следующие:
- формальное участие членов наблюдательных советов в управлении компаниями, что приводит к дискредитации самой идеи создания этих органов в качестве доверенных лиц акционеров;
- низкий профессионализм и недостаточная эффективность функционирования наблюдательных советов не позволяют осуществлять полноценный контроль над деятельностью компании и принимать адекватные меры по достижению целей, установленных акционерами;
- нераскрытое или неполное раскрытие информации о структуре собственности и реальных владельцах компаний, что снижает интерес инвесторов и затрудняет принятие инвестиционных решений;
- неприменение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), что рассматривается иностранными инвесторами как непрозрачность;
- несвоевременное или неполное раскрытие информации акционерам, ущемление их прав (особенно миноритарных акционеров) при участии в общем собрании;
- закрытость компаний в части стратегии развития и управления, в том числе управления рисками, что делает деятельность компании плохо прогнозируемой, а значит непривлекательной для инвесторов;
- формальная оценка эффективности работы членов наблюдательного совета и менеджеров компании, слабая связь их вознаграждения с результатами деятельности компании, что негативным образом сказывается на качестве работы органов управления;
- доминирующая роль менеджера (директора) как «хозяина» компании, свидетельствующая о пассивной роли наблюдательного совета и тормозящая ведение в практику хорошего корпоративного управления;
- невыплата или мизерная выплата дивидендов, что зачастую свидетельствует не о хорошо продуманной стратегии менеджеров по реинвестированию полученной прибыли, а о забвении ими того факта, что хозяевами этих средств являются акционеры.
Уровень корпоративного управления зависит не только от внутренних процессов управления в самой компании (микроуровень), но и от внешних факторов (макроуровень).
Решение этих вопросов позволит: во-первых, повысить эффективность корпоративного управления в акционерных обществах; во-вторых, обеспечить условия и гарантии привлечения инвестиции; в-третьих, насытить качественными товарами внутренний и внешний рынок; в-четвертых, уменьшить вмешательства государства в управлениях корпорации. Таким образом, осуществление и развития корпоративного управления является выгодным как для акционеров, инвесторов, менеджеров корпорации, так и для государства.
Литература:
1. Каримов И. А. Бош мақсадимиз — кенг кўламли ислоҳотлар ва модернизация йўлини қатъият билан давом эттириш. –Т.: Ўзбекистон, 2013. — 64 б.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 272 с.
3. Афоничкин А. И. Основы менеджмента. Учебное пособие.: — М.: Кнорус, 2011. –С.272.
4. Йўлдошев Н.Қ., Мирсаидова Ш. А., Гольдман Е. Д. Инновацион менежмент. Дарслик. –Т.: Иқтисодиёт, 2011. — 312 б.
5. Хатамова Г. Р. Совершенствование механизма инновационной стратегии в корпоративных структурах” (На примере ОАО «Ташкентский тракторный завод»).: Иқтисод фанлари номзоди.... дисс.автореф. — Т., 2010. — 28 б.
6. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. -М.: Наука и техника, 2000. -198 с.
7. Хамидулин М., Концепция построения национальной модели корпоративного управления // Ж. Рынок, деньги и кредит. -2007. №5. -С.28-33.