Статья помогает раскрыть сущность и значение кружковой работы. Описывает этапы организации кружковых занятий.
Ключевые слова: творчество, творческое развитие, творческое мышление, методические приёмы, методика обучения.
The article helps to reveal the nature and significance of group work. Describes the stages of the organization of club activities.
Keywords: creativity, creative development, creative thinking, teaching approaches, teaching methods.
В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений — дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.
Для решения проблемы становления и развития дополнительного образования используется внеурочные формы развития организация занятий: факультативы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача — активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.
Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации. Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. [4]
Кружок — это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.
Кружок декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т. д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.
Сущность кружковой работы заключается в том, что программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы детей, организованных в кружок. [5]
Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа. Как правило, в кружке одновременно занимаются 12–15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т. д. Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время — 3–6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2–3 часов. Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:
- воспитать у учащихся эмоционально — эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
- развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
- научить грамотно, передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;
- сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
- воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе — оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;
- научить анализу произведений искусства. [3]
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.
3. Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. [1]
Организация кружка дело совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.
У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество и один из них «Кружок вязания спицами». Кружковые занятия по вязанию ценны в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение. [2]
Вязание — один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение — равновесие душевного состояния.
Актуальность программы — приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Курс предназначен для обучающихся 7 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часа в неделю), всего 34 часа.
По целевой направленности программа развивающая. Форма общения — рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения воспитания
Учитывая особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий — практическая работа.
Содержание тем
Тема № 1. Вводное занятие. (1 час)
Тема № 2. Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. (1 час)
Тема № 3. Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. Плотные узоры. (6 часов)
Тема № 4. Орнамент в вязании спицами. (6 часов)
Тема № 5. Изготовление шарфика. (4 часов)
Тема № 6. Ажурные узоры. (8 часов)
Тема № 7. Изготовление предмета быта или одежды по выбору. (7часов)
Тема № 8. Выставка изготовленных изделий. (1 час)
В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах лоскутной мозаики.
Основное место на занятиях отводится практическим работам.
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.
При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ Ю.Бабанский — М.: «Просвещение», 1985.
2. Бронников, Н. Л. Технология. Трудовое обучение [Текст]: / Н. Л. Бронников; под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — 214 с.
3. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания в школе. [Текст] / Е. Е. Вяземский — М., 2000–72с.
4. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях [Текст] / Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28–16
5. Муравьёв, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии. [Текст] / Е. М. Муравьёв — Брянск: Издательство БГПУ им. академика И. Г. Петровского, 2000–235с.