Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 5814 раз

Библиографическое описание:

Попова, Н. Е. Организация занятий кружка «Мастерица» / Н. Е. Попова, Е. Б. Петелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1255-1259. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18482/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья помогает раскрыть сущность и значение кружковой работы. Описывает этапы организации кружковых занятий.

Ключевые слова: творчество, творческое развитие, творческое мышление, методические приёмы, методика обучения.

The article helps to reveal the nature and significance of group work. Describes the stages of the organization of club activities.

Keywords: creativity, creative development, creative thinking, teaching approaches, teaching methods.

 

В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений — дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.

Для решения проблемы становления и развития дополнительного образования используется внеурочные формы развития организация занятий: факультативы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача — активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.

Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации. Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. [4]

Кружок — это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.

Кружок декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т. д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Сущность кружковой работы заключается в том, что программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы детей, организованных в кружок. [5]

Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа. Как правило, в кружке одновременно занимаются 12–15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т. д. Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время — 3–6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2–3 часов. Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

-                   воспитать у учащихся эмоционально — эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;

-                   развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

-                   научить грамотно, передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;

-                   сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

-                   воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе — оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

-                   научить анализу произведений искусства. [3]

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:

1.      Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

2.      Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.

3.      Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. [1]

Организация кружка дело совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.

У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество и один из них «Кружок вязания спицами». Кружковые занятия по вязанию ценны в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение. [2]

Вязание — один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение — равновесие душевного состояния.

Актуальность программы — приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи:

Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

Формировать интерес к рукоделию.

Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

Развивать мелкую моторику и координацию рук.

Развивать художественный вкус и творческую инициативу.

Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.

Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Курс предназначен для обучающихся 7 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часа в неделю), всего 34 часа.

По целевой направленности программа развивающая. Форма общения — рассказ, диалог, беседа.

Формы и методы обучения воспитания

Учитывая особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий — практическая работа.

Содержание тем

Тема № 1. Вводное занятие. (1 час)

Тема № 2. Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. (1 час)

Тема № 3. Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. Плотные узоры. (6 часов)

Тема № 4. Орнамент в вязании спицами. (6 часов)

Тема № 5. Изготовление шарфика. (4 часов)

Тема № 6. Ажурные узоры. (8 часов)

Тема № 7. Изготовление предмета быта или одежды по выбору. (7часов)

Тема № 8. Выставка изготовленных изделий. (1 час)

В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах лоскутной мозаики.

Основное место на занятиях отводится практическим работам.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.

При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.

 

Литература:

 

1.      Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ Ю.Бабанский — М.: «Просвещение», 1985.

2.      Бронников, Н. Л. Технология. Трудовое обучение [Текст]: / Н. Л. Бронников; под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — 214 с.

3.      Вяземский, Е. Е. Методика преподавания в школе. [Текст] / Е. Е. Вяземский — М., 2000–72с.

4.      Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях [Текст] / Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28–16

5.      Муравьёв, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии. [Текст] / Е. М. Муравьёв — Брянск: Издательство БГПУ им. академика И. Г. Петровского, 2000–235с.

Основные термины (генерируются автоматически): кружковая работа, дополнительное образование, занятие, кружок, час, интерес, декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, полезный вид рукоделия, творческое мышление.


Похожие статьи

Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе

В статье предлагаются методические рекомендации по организации уроков технологии по выполнению творческих проектов, организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания учащихся.

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

«Марафон предприимчивости» как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся

В статье освещается деятельность Гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области по формированию предприимчивого мышления учащихся.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Использование игровых форм при подготовке студентов к педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются методы использования элементов игровой технологии при подготовке студентов к педагогической деятельности.

Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе

В статье предлагаются методические рекомендации по организации уроков технологии по выполнению творческих проектов, организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания учащихся.

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

«Марафон предприимчивости» как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся

В статье освещается деятельность Гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области по формированию предприимчивого мышления учащихся.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Использование игровых форм при подготовке студентов к педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются методы использования элементов игровой технологии при подготовке студентов к педагогической деятельности.

Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.

Задать вопрос