Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 2424 раза

Библиографическое описание:

Неверова, А. А. Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1339-1342. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18490/ (дата обращения: 18.12.2024).

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его независимость, социальная компетенция [2].

Л. С. Выготский, писал: «...через других мы становимся самими собой». «Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности…» [1].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, было замечено, что проблеме становления детских отношений уделялось и уделяется значительное количество экспериментальных исследований (О.В Вакуленко, Т. А. Репина, Б. Е. Робинсон, А. А. Рояк П. Скин, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина, К. Флейк Хобсон и др.)

Цель нашего исследования — определение уровневых характеристик отношения к сверстникам у старших дошкольников.

Для изучения у детей когнитивного компонента отношения к сверстникам использовалась индивидуальная беседа, разработанная Е. О. Смирновой и Н. Г. Утробиной, которая была направлена исследование представлений о состояниях и переживаниях сверстника, а также степени децентрации ребенка.

Проведенный анализ, позволяет выделить три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у старших дошкольников. Критериями выделения данных уровней являются отношение к детскому саду и сверстникам, а также присутствие адекватных представлений у испытуемых о состояниях и переживаниях сверстника. Высокий уровень — дошкольник позитивно относятся к детскому саду и к сверстникам, понимают эмоциональные состояния сверстников. Средний уровень — испытуемые проявляют негативное отношение как сверстникам, так и к детскому саду, имеют представления о состояниях сверстника, но в большей степени концентрируют внимание не на них, а на собственных эмоциональных состояниях. Низкий уровень — дети затрудняются ответить на вопросы об их отношении к детскому саду и сверстникам, не могут правильно определить состояние сверстника, равнодушны к его переживаниям.

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику, %

 

Диаграмма иллюстрирует, что в дошкольном возрасте преобладает высокий уровень сформированности когнитивного компонента отношения детей к сверстникам − 58,5 %, (φ = 4,66, при ρ ≤ 0,01). 9,5 % испытуемых демонстрирует средний уровень развития этого компонента, 32 % — низкий уровень.

Изучая эмоциональный компонент отношения дошкольников к сверстникам при помощи методики «Строитель» и «Лото», было выделено три уровня сформированности эмоционального компонента отношения к сверстникам, критерием выделения которых послужили степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, характер участия в его действиях и их оценки, эмоциональные реакции испытуемого на похвалу и порицание.

Низкий уровень — дети, проявляющие неадекватные реакции на поощрение и порицание сверстника, отрицательно оценивающие действия сверстника, выражающие негативные чувства в коллективной работе. Средний уровень — испытуемые, создающие позитивный фон деятельности, адекватно реагирующие на порицание сверстника, но равнодушно относящиеся к его поощрениям. Высокий уровень — дошкольники, проявившие положительный эмоциональный фон деятельности, и показавшие высокую эмоциональную вовлеченность в действиях сверстников, а также адекватно реагирующие на поощрение, и на порицание других.

Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности эмоционального компонента отношения к сверстнику, %

 

Обработка полученных данных свидетельствует о преобладании среднего уровня сформированности эмоционального компонента отношения детей к сверстникам (38,2 %). Высокий и низкий уровень сформированности эмоционального компонента находятся примерно на одном уровне.

Для изучения практического компонента отношения к сверстникам использовались проблемные ситуации «Подари открытку», «Лото», «Строитель», «Игрушки». Для наблюдения и фиксации результатов выступили: «просоциальное» поведение, заключающееся в бескорыстных, конструктивных и социально полезных действиях по отношению к сверстнику; характер принятия решения в проблемной ситуации (наличие колебаний, сомнений).

Анализируя полученные данные по исследованию практического компонента отношения к сверстникам у дошкольников, были выделены три уровня его сформированности, критериями выделения стали поведение испытуемых в ситуации выбора.

Низкий уровень (− дети не уступают своей роли и очереди в игре сверстнику, действуют в «свою пользу» при распределении значимых для них предметов. Средний уровень −дошкольники уступают свою очередь и свою роль в игре сверстникам, но делают это с большими колебаниями и сомнениями. При распределении значимых предметов делятся с другими детьми, но эти ситуации вызывают у них «внутренний конфликт». Высокий уровень − дети уступают свою очередь в игре сразу, без волнений и колебаний; одномоментно принимают решения и действуют при распределении значимого предмета в «пользу другого».

Рис. 3. Распределение испытуемых по уровням сформированности практического компонента отношения к сверстнику, %

 

Сравнение процентных показателей уровней сформированности практического компонента отношения детей к сверстникам свидетельствует о преобладании низкого уровня − 64,6 % (φ = 8,8, при ρ ≤ 0,01).

Суммарный анализ всех трех компонентов (когнитивного, эмоционального и практического) позволяет выделить уровни отношения к сверстнику.

Низкий уровень — дошкольники, не умеющие правильно определять состояние сверстника; проявляющие негативные эмоции в процессе совместной деятельности; неадекватно реагирующие на поощрение и порицание другого человека и проявляющие низкий уровень развития просоциальных действий. Средний уровень — испытуемые, имеющие адекватные представления о состояниях другого человека, но определяют данные состояния неправильно; имеющие средний уровень просоциального поведения; безразлично относящиеся к поощрению сверстника и адекватно реагируют на его порицание. Высокий уровень — дети, адекватно оценивающие и определяющие причины эмоциональных состояний сверстника, имеющие высокий уровень просоциальных действий по отношению к сверстникам, адекватно реагирующие как на поощрение, так и на порицание сверстника; имеющие положительный эмоциональный фон деятельности и высокую эмоциональную вовлеченность в действия сверстника.

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровням отношения к сверстнику, %

Уровни отношения

Компоненты отношения к сверстнику

Общий результат

Когнитивный

Эмоциональный

Практический

Высокий

58,5

31,5

17

37,9

Средний

9,5

38,2

18,4

19,8

Низкий

32,0

30,3

64,4

42,3

 

Обработка полученных данных при сравнении компонентов отношения к сверстнику показывает, что у дошкольников преобладает низкий уровень (42,3 %).

При анализе структуры взаимосвязи показателей отношения к сверстнику были посчитаны корреляции (Пирсон), между 4 показателями, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционная связь между показателями компонентов отношения к сверстнику

 

rху

Когнитивный ↔Эмоциональный

0,81

Когнитивный ↔ Практический

-0,07

Эмоциональный ↔ Практический

-0,71

Общий показатель отношения к сверстнику↔ Когнитивный

0,72

Общий показатель отношения к сверстнику↔ Эмоциональный

0,82

Общий показатель отношения к сверстнику↔ Практический

-0,63

 

Анализируя таблицу 14 были зафиксированы тесные значимые корреляционные связи между когнитивным и эмоциональным компонентом (rху = 0,81); между общим показателем отношения к сверстнику и эмоциональным компонентом(rху = 0,82); между общим показателем отношения к сверстнику и когнитивным компонентом(rху = 0,72);обратная корреляционная связь была найдена между эмоциональным и практическим компонентом (rху = -0,71); между общим показателем отношения к сверстнику и практическим компонентом(rху = -0,63).

Таким образом, большинство детей старшего дошкольного возраста имеет низкий уровень отношения к сверстникам, который проявляется: в невысоком уровне просоциального поведения, способности к сотрудничеству в совместной деятельности; а также в неадекватном реагировании на поощрение и порицание сверстника, в отсутствии способности к сопереживанию и сорадости, не правильном понимании и оценивании эмоциональных состояний другого человека.

 

Литература:

 

1.                  Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5: Проблемы общей психологии. — 368 с.

2.                  Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками/ под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Ларентьевой // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста.−М.: Гном-Пресс, 1999. — С.106–118

Основные термины (генерируются автоматически): сверстник, уровень, высокий уровень, общий показатель отношения, детский сад, порицание сверстника, Распределение испытуемых, ребенок, уровень отношения, эмоциональный компонент.


Похожие статьи

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос