В статье анализируется деятельность прокуратуры по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан.
Ключевые слова:пропаганда права, совершенствование законодательства, правовое просвещение, культура общества.
Необходимо отметить то, что прокуратура проводила пропаганду права и раньше, так во времена СССР обязательства по пропаганде законов были возложены на старших помощников прокуроров регионов по систематизации законодательства, в составе Прокуратуры РСФСР в тот период осуществлял свою деятельность отдел систематизации и пропаганды советского законодательства. Прокуроры выступали перед населением с чтением лекций по линии общества «Знание». Следует отметить, что еще во времена советского союза органам прокуратуры была отведена важнейшая роль в правовом воспитании. В соответствии со ст. 3 Закона СССР от 30.11.1979 г. № 1162-X «О прокуратуре СССР» одним из основных видов деятельности органов прокуратуры является участие в совершенствовании законодательства, а также пропаганда советских законов.
В борьбе с нарушениями закона прокуратура не ограничивается принятием мер по устранению уже совершенных нарушений и привлечением виновных в этом к ответственности. Важнейшей обязанностью прокуратуры являлось своевременное принятие мер по предупреждению преступности, поэтому в этих целях широко практиковались выступления прокуроров на сессиях местных Советов народных депутатов с докладами о состоянии законности и борьбе с преступностью, на фабриках, заводах, стройках, колхозах и совхозах. После распада Советского Союза в новом российском законодательстве о прокуратуре вопросам правового просвещения внимания практически не уделялось, в то время как правовой нигилизм, коррупция и экстремистская преступность в те годы достигли своего пика. Не предусмотрена такая функция органов прокуратуры и действующим в настоящее время Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Радует то, что функцию правового просвещения снова «реанимировали» по приказу Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению». Для того чтобы рассмотреть правовое просвещение как одно из направлений деятельности органов прокуратуры, необходимо понять природу данной правовой категории. Правовое просвещение определяется как распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений, действующих нормативных правовых документов, а также их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения законов и предупреждения правонарушений.
С объяснением закона, правовым просвещением населения на сегодняшний день связана работа прокуратуры. После издания Приказа Генерального прокурора возникла необходимость принять управленческие решения, которые направлены на систематизацию работы, на ее дополнительную регламентацию, синтез и анализ. К настоящему времени органы прокуратуры проделали определенную положительную работу по правовому просвещению, которая осуществлялась с учетом состояния законности и криминогенной обстановки в стране и в сотрудничестве с различными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации. Население, общественные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления на постоянной основе информируются о деятельности органов прокуратуры по всем направлениям прокурорского надзора. Данная работа направлена не только для того, чтобы осветить результаты надзорной деятельности, но и преодолеть юридическую неосведомленность населения, воспитать уважение к существующему законодательству, а также обеспечить профилактику преступности в различных сферах общественной жизни.
Важнейшая роль права, на которых основывается государство и гражданское общество, диктует необходимость формировать правую культуру общества, повысить осведомленность граждан в области юриспруденции и их готовность следовать закону, а также видеть его в качестве своего непосредственного интереса. В случае воспитания граждан к уважению закона, преодоления правового нигилизма, следует максимально использовать существующий потенциал уголовного преследования для систематического правового образования и информирования общественности. Работа по уточнению существующих законов должна осуществляться в тесном сотрудничестве с органами государственной власти и общественных организаций, средств массовой информации, учитывая состояние законности и правопорядка.
Заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуроры всех уровней проводят работу по истолкованию законов таким образом, чтобы она была направлена на достижение поставленных Президентом РФ задач по преодолению правового нигилизма и повышения правовой культуры граждан, проживающих на территории нашей сраны.
Разъяснение законодательства осуществляется в целях правового просвещения граждан, в том числе во взаимодействии с различными государственными учреждениями, и считается неотъемлемой частью профилактики преступности, особенно среди молодых людей, борьбы с экстремизмом, ксенофобией, коррупцией. Необходимо отметить то, что работа в этом направлении не может заменить рассмотрения и разрешения жалоб и обращений граждан.
Пропаганда права должна реализовываться параллельно с деятельностью по надзору за исполнением законов, информированием законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественности о состоянии законности и правопорядка и предоставлением базовых социальных гарантий и прав граждан, участием в судебных заседаниях, обсуждением идей устранения обстоятельств, способствующих правонарушениям, а также активно используя лекции, интервью, выступления в СМИ.
Формирование уважения в членах общества важных социальных ценностей, воспитание навыков пользования конституционными правами и гарантиями являются главными целями правового просвещения, для этого законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также органы местного самоуправления, различные научные и образовательные учреждения проводят всевозможные мероприятия в коллективах по месту работы и жительства и в образовательных организациях, способствующие правовому воспитанию населения (парламентские слушания, научно-практические конференции и семинары, «круглые столы»). При проверке исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи должен осуществляться контроль по наличию правовой тематики в учебных программах образовательных учреждений, а также при необходимости сосредоточить их деятельность на реализацию мер, которые направленны на защиту прав и интересов этой категории граждан, предупреждению преступности, уточнению ответственности за незаконное поведение. Уделяя внимание вопросам правового просвещения несовершеннолетних и молодежи важно заметить то, что работа в этом направлении проводится на основе соответствующих графиков и планов.
Районные прокуратуры организуют и регулярно проводят встречи с учащимися образовательных учреждений, их родителями по вопросам формирования законопослушного поведения; воспитания национальной терпимости; предотвращение распространения социальной, национальной, расовой, религиозной ненависти. В этих встречах участвуют сотрудники правоохранительных органов, специалисты отделов образования, культуры, молодежной политики. Прокуроры систематически проводят встречи с иностранными студентами, представителями религиозных организаций, национальных диаспор. В частности, на этих встречах разъясняется действующее законодательство о противодействии экстремистской деятельности, правила поведения, порядок обращения в правоохранительные органы.
На заседании коллегий и оперативных совещаниях периодически обсуждаются вопросы взаимодействия и осведомленности о правах, заслушиваются отчеты руководителей государственных обвинителей, выполнивших данную работу, при необходимости осуществляется улучшение его форм и методов, а также ведется деятельность по распространению положительного опыта. Важное значение имеет и то, что Академия Генеральной прокуратуры РФ изучает проблемы правосудия, верховенства закона и правопорядка, а также общественное мнение по вопросам права, проводит деятельность по разработке программ, учебных пособий и других материалов по правовому просвещению различных групп населения, взаимодействию с общественностью. Работа по улучшению эффективности правовой культуры неразрывно связана с увеличением правовой грамотности и профессиональных навыков самих прокуроров, поэтому вопросы обучения методам преподавания и навыкам юридического образования включены в учебные планы прокурорских работников.
Литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2008 N 182 (ред. от 22.04.2011) «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» // «Законность», N 10, 2008