На современном этапе особое место отводится проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность дошкольного учреждения, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком — дошкольником возможна только в случае разработки организационно — методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений субъектов.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
. Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
На наш взгляд коллекционирование является одной из самых эффективных технологий для решения поставленных задач и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».
Коллекционирование — это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Начало коллекционированию положила традиционная выставка «поделок из бросового материала», благодаря которой у нас в детском саду появилось множество интересных экспонатов и композиций. Затем коллекцию открыток предложили собрать сами дети. Эта коллекция появилась после того, как воспитанники после какого-нибудь праздника приносили в детский сад различные открытки и она постепенно пополнялась. Дошколята приходили друг к другу в гости, чтобы посмотреть коллекции и с удовольствием выступали в роли экскурсоводов. Они наперебой рассказывали и показывали экспонаты коллекций.
Сейчас в дошкольном учреждении реализуется коллективный проект «Коллекционирование — как форма усвоения социального опыта», в который вовлечены все участники образовательного процесса, результатом реализации проекта стало создание различных коллекций и экспозиций.
Интерес детей и педагогов к коллекционированию передался и родителям наших воспитанников. Они с удовольствием включились работу, что позволило объединить детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле.
В свою очередь, детско-родительское коллекционирование позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье. Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого).
Важно отметить, что занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, поскольку коллекционировать можно все, что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.
Коллекционирование как форма работы с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:
- погружение в идею коллекционирования детей и родителей;
- организация детской продуктивной деятельности как совместной с воспитателем, так и совместной с родителями;
- осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье;
- презентация результатов продуктивной деятельности в формате выставки в учреждении.
Воспитатель |
Дети, родители |
Погружение в идею коллекционирования |
|
Формулирует идею, проблему, сюжетную ситуацию, цель и задачи, обосновывает их для родителей. |
Осуществляют присвоение идеи или проблемы на личном уровне, вживаются в предложенную игровую ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи у взрослых в диалоге. |
Организация детской продуктивной деятельности |
|
Создает условия для продуктивной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): − группы детей или индивидуальную работу; − распределяет роли, ответственность при необходимости; − планирование детской деятельности по решению задач будущей выставки; −предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. |
Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют ответственность. Планируют свою работу и работу. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов совместно со взрослым. |
Осуществление продуктивной деятельности |
|
При совместном участии: − отвечает на вопросы детей, подсказывает, показывает, советует, помогает; − деликатно контролирует; − обогащает знания детей, повышает их эрудицию, развивает умения продуктивной деятельности; − обсуждает с детьми презентацию, помогает в создании выставки. |
При участии воспитателя: − выполняют свою работу в рамках выбранной темы или проблемы; − задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; − ищут необходимые и недостающие знания вместе с воспитателем и родителями; − фантазируют; − готовят выставку-презентацию. |
Презентация результатов продуктивной деятельности |
|
Обобщает полученные результаты и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность младших дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. |
Демонстрируют: − понимание проблемы, цели и задачи; − умение планировать и осуществлять работу; − найденные способы решения проблемы; − элементарный анализ деятельности и ее результата (эстетическая оценка). |
Родители, презентуя коллекцию своей семьи, становятся непосредственными участниками образовательного процесса, а ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции, тем самым развивая свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.
Далее, когда коллекция уже собрана, как правило, дошколята непременно желают показать ее своим друзьям, что безусловно позволяет совершенствовать социально-коммуникативные навыки, учит договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами.
Наш пока не очень большой опыт работы позволяет сделать вывод о том, коллекционирование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.
Литература:
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. «Психология» / Венгер Л. А., Мухина В. С. — М.: Просвещение, 1988г.
2. Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» / Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк — М.: Воронеж, 2003г
3. Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. — «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
4. Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» /Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. — М.: Педагогика, 1995г.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, 2003.
6. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — N3 — с. 12.
7. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей» / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1996г.
8. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: «Аркти», 2004г.
9. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
10. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург: У — Фактория, 2004.
11. Современные образовательные технологии, Селевко Г. К., 1998.
12. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007