Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Состояние здоровья молодого поколения традиционно является одним из ключевых показателей уровня развития конкретного государства и общества. Забота о будущих гражданах, создание для них необходимых условий для гармоничного развития и совершенствования, стимулирование их просоциальной активности — залог успешной эволюции государственно-общественных институтов. Состояние здоровья во многом определяет качество и образ жизни человека. Оно является основой жизнедеятельности, обусловливает успешность личности в образовательной, трудовой, семейной, досуговой, гражданской и многих других социальных сферах.
К сожалению, в настоящее время говорить об отсутствии проблем в данном направлении в современной России пока не приходится. Как показывают отдельные исследования, школьная среда, к сожалению, далеко не всегда способствует развитию и укреплению здоровья учащихся. Констатируется тенденция к ухудшению состояния здоровья подростков, не смотря на ежедневный контроль со стороны педагогического состава школ.
Учебная нагрузка не учитывает, текущее состояние здоровья учащихся, их разное морфо-функциональное развитие, а отсюда и различную динамику работоспособности, резервы организма. Нередко при этом в образовательном учреждении нарушаются санитарно-гигиенические нормы, неудовлетворительно организован учебно-воспитательный процесс, неблагоприятен микроклимат в школьном коллективе. Мониторинг состояния здоровья обучающихся, к сожалению, выявляет значительный рост числа лиц с изначально низким уровнем психофизического здоровья, кроме того, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся в процессе обучения.
Особенно сензитивны к отсутствию надлежащих условий в образовательной среде подростки, обладающие недостаточным уровнем физической культуры или вообще не имеющие ее. Отсутствие понимания значимости и необходимости здорового образа жизни, следование сиюминутным желаниям и соблазнам, отсутствие целенаправленной систематической педагогической работы с учениками, направленной на повышение их культуры здоровья обусловливают неуклонное упрощение образовательного процесса, что, в свою очередь, нарушает происходящие когнитивные процессы, затрудняет эффективное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Очевидно, что для преодоления или нивелирования разрушающего действия ряда факторов, снижающих здоровье современного подростка необходима целенаправленная комплексная деятельность специалистов различного профиля, работающих в сфере образования, воспитания и защиты детства.
Приходится констатировать, что в настоящее время имеется острая потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере организации физкультурной деятельности в образовательных учреждениях, которые были бы подготовлены к работе в современных условиях, поскольку большие умственные нагрузки на подростков, малоподвижный образ жизни, распространение социальных сетей, развитие сетевых игр и т. д. приводят к тому, что у большинства ребят ухудшается состояние здоровья. Поэтому одним из ключевых вопросов, требующих осмысления в современных условиях является забота о здоровье молодого поколения, способного к активной творческой деятельности во всех сферах жизни демократического общества.
Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Развитие физической культуры в данной связи имеет огромное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.
Изложенное обусловливает необходимость изучения сущности и значения в педагогической науке такого магистрального понятия, как «физическая культура», без осмысления которого дальнейшее исследование проблем физкультурно-оздоровительного характера будет несистемным.
Существуют различные представления о физической культуре и её роли в жизни общества, но почти все авторы отмечают принадлежность данного феномена к общей культуре человечества.
Так, Л. П. Матвеев и А. Д. Новиков считают, что физическая культура − это часть культуры общества, в частности, совокупность его достижения в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
В содержании физической культуры ученые выделяют две части: 1) ценные приобретения общества относительно улучшения и достижения уровня физической подготовки людей; 2) использование позитивных результатов этих средств, методов и условий [4, с. 12]. В более узком значении «физическая культура» осознается как физическая культура личности, которая отображает усвоенные человеком физкультурных знаний, умений, навыков. Физической культурой называют также один из учебных предметов в школе. Поэтому Л. П. Матвеев и А. Д. Новиков советуют к понятию «физическая культура» добавлять соответствующие уточняющие прилагательные: личная физическая культура, школьная физическая культура и тому подобное.
Физическая культура, как и культура вообще, − это продукт деятельности общества. На каждом этапе она изменяется в зависимости от условий, которые создаются общественной формацией. В то же время используются ценные приобретения человечества относительно физического совершенствования человека, так как физическая культура влияет и на его духовный мир, то есть мир эмоций, эстетических вкусов, этичных и мировоззренческих представлений.
По мнению Б. А. Ашмарина, физическая культура − часть общей культуры народа. Она является совокупностью материальных и духовных ценностей общества, созданных и используемых им для физического совершенствования людей [2, с. 13].
Аналогичная позиция прослеживается у Н. Андрощук и М. Андрощук, которые отмечают, что физическая культура предусматривает систему специальных знаний, двигательных навыков и умений, направленных на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования его личности. Физическая культура направлена в первую очередь на укрепление здоровья человека, продолжение его жизни, на совершенствование его всестороннего и гармоничного развития и использования приобретенных качеств в общественной деятельности [1, с. 4].
Н. К. Коробейников рассматривает данное понятие как «органическую составную часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике» [3, С.6].
Ю. А. Янсон понимает под культурой физической «часть общей культуры современного общества, которая содействует развитию природы человека с целью его духовного и физического совершенствования в личностно-ориентированном и общественно-значимом направлениях» [6, С. 7].
Убежденность в пользе физических упражнений широко распространена у населения индустриальных стран, однако реальная приверженность к подобным упражнениям очень мала. Такое положение сложилось отчасти оттого, что в плоскости подготовки и проведения занятий по физической культуре их психологическая составляющая слабо выражена. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия.
В. Н. Непопалов отмечает, что «физические упражнения проходят только педагогическую обработку, психологическая часть по-прежнему остаётся стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Следовательно, и получаемый результат не прогнозируем, не стабилен, не устойчив, не надёжен и т. д». [5, С. 187].
Таким образом, физическая культура играет важнейшую роль в процессе формирования, укрепления, сохранения здоровья граждан, повышения работоспособности и увеличения продолжительности активной целенаправленной жизни. Физическая культура представляет собой часть базовой культуры индивида, детерминирующей его культуру относительно своего здоровья и развивается в процессе физического воспитания. Физическая культура позволяет приобщить человека к регулярной двигательной активности, в процессе которой он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, занимает целеустремленную позицию в здоровьесберегающей деятельности.
Литература:
1. Андрощук Н., Андрощук М. Основи здоров’я і фізична культура (теоретичні відомості). Тернопіль: Підручники і посібники, 2006. 160с.
2. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов по спец. 03.03 «Физкультура». М.: Просвещение, 1990. 226 с.
3. Коробейников, Н. К. Физическое воспитание: учеб. пособие для средн. спец. учеб, заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, г. Николенко. — М.: Высш. шк., 1989. — 384 с.
4. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.
5. Непопалов, В.Н Психологические основы формирования личности в физическом воспитании спорта/ В. Н. Непопалов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. -С. 112–131.
6.Янсон, Ю. А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии/ Ю. А. Янсон. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. -432с.