Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Проблемой на сегодняшний день является тот факт, что уже с полутора лет ребёнок находится в среде сверстников, поэтому от того, насколько благоприятно складываются отношения между детьми, зависит психическое здоровье ребенка. В этот же период и закладываются основы личности малыша, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога в детском саду предъявляются повышенные требования. Богатство личности воспитателя — непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений.
В дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане приобщения детей к общечеловеческим ценностям и развития умения общаться и контактировать с другими людьми.
Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который строит свою работу в соответствии с программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя — процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду. Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. В процессе создания коллектива также выявляются особенности поведения детей, их характера, тактично корригируются отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом и со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то дружный коллектив не сложится.
В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
Игры, которые помогут педагогу научить детей:
- устанавливать доверительный контакт между детьми;
- чувствовать состояние и настроение сверстников;
- использовать мимику и пантомимику в общении;
- согласовывать свои действия с партнером по общению;
- сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;
- быть наблюдательными;
- проявлять эмпатию.
«Заколдованная тропинка» (для детей с 5-ти лет)
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
«Ветер дует на того…» (для детей с 4-х лет)
Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.
Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того…» Продолжение фразы может быть таким:
У кого светлые волосы.
Кто в красной одежде.
Кто любит смеяться.
Кто высокого роста.
И т. д.
После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте. Примечание: В старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие — его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.
«Путешествие»(для детей с 5-ти лет)
Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.
Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.
Варианты продолжения игры:
Мы возьмем с собой в путешествие…
Этот предмет (…) цвета.
По дороге мы встретили…
Примечание: Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).
«Заколдованная тропинка» (для детей с 5-ти лет)
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
«Разговор через стекло» (для детей с 5-ти лет)
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашёл в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание: Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
«Что изменилось?» (для детей с 4-х лет)
Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или причёске детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего — правильно подметить происшедшие изменения. Каждый ребенок по очереди становится водящим.
Примечание: Делать нужно не больше 2–3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.
Игра — дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.
Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций. Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учёт интересов каждого.
Уважаемые коллеги! Успехов вам в нашем нелёгком, но таком благодарном труде!
Литература:
1. Абрамова Г. С. «Возрастная психология». [М.: Деловая книга, 2000.]
2. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой». [М.: Просвещение, 2009.]
3. Даренская Л. А. «Воспитание культуры общения. Ребенок в детском саду». [2010.- № 1]
4. Коломинский Я. А. О взаимоотношениях в группе детей [Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1]