В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром. Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что в первую очередь обусловливает понимание им других людей и мира в целом. Изучается понятие «рефлексия» в психологии и педагогике; этапы формирования рефлексии; компоненты рефлексивной деятельности.
Ключевые слова: рефлексия, внеурочная деятельность, подросток, саморазвитие, рефлексивная деятельность, саморефлексия.
В последние десятилетия в научно-педагогическом знании актуализировались исследования по проблеме рефлексии (В. В. Давыдов, О. В. Долженко, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенков, М. В. Кларин, Е. Б. Моргунов, О. А. Полещук, Я. М. Пономарев, А. В. Растянников, И. Н. Семенов, В. А. Сластенин, С. Ю. Степанов, В. В. Столин, А. В. Хуторской, И. И. Чеснокова и др.), но в большей степени они носят теоретический, а не практико-ориентированный характер [2, с. 26].
Феномен рефлексии в подростковом возрасте получил достаточно широкое освещение в трудах зарубежных авторов. Это ориентированные на практику исследования, проводящиеся в рамках психологии личности (С. Бачос, Я. Шнедер) и педагогической психологии (Г. Женева и Н. Кечодж, С. Пиншаэн, Я. Сгнид и С. Вайтбоне и др.) В отечественной психологии исследования проводились в рамках, возрастной психологии И. Гуткиной и СЮ. Степановым. Рефлексии в подростковом возрасте приписывалась функция исследования собственного самосознания, что позволяло отнести её к феноменам мыслительного процесса [71]. В последнее время отмечается повышенный интерес к данной проблеме, что отражается во многих современных исследованиях (Ю. Л. Линецкий, Т. А. Симакова, Е. В. Хаяйнен) [4,c.154].
Термин «рефлексия» существует в науке сравнительно недавно, однако феномен самоотражения привлекал научную мысль со времен античности (V в. до н. э.), Платон и Аристотель объясняли феномен сознания отпечатыванием объекта на «дощечке разума».
В практической психологии рефлексия рассматривается как синтетическая психическая реальность, которая может выступать и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние, но не сводится ни к одному из них. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется немного по-иному. Рефлексия — (от поздне лат. rеflеxio — обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение. 2) В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов [1,c. 30].
В педагогической психологии понятие «рефлексия» трактуется по-разному. Так, для В. В. Давыдова смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении своих знаний, в выяснении их оснований, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение [1,c.8]; В. А. Сластенин считает рефлексию важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности [4, c.35].
Во ФГОС рефлексивная деятельность выделяется как ведущая наравне с познавательной и информационно-коммуникативной и включает:
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и cамооценке.
По мнению В. Кувакина, саморефлексия — отражение человеком с помощью своей психики самого себя в разных аспектах. Часто используется как синоним рефлексии, но следует учитывать, что рефлексия — понятие более общее, означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей и т. д., то есть речь идет о характерной способности психики «отражать» (рефлексия происходит от латинского rеflеxus — отраженный, повернутый) [3,c.355].
Как любая другая деятельность рефлексия имеет свою психологическую структуру, которая традиционно включает потребности, мотивы, цели, операции, действия, результаты, продукты и др. Специфическими для рефлексии качественными характеристиками являются степень развернутости, глубина рефлексии, тщательность анализа, обобщенность выводов, степень осознания и осмысления, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности, частота обращения к анализу происходящего.
Способность к рефлексии определяется способностью встать в позицию наблюдателя, исследователя по отношению к своей деятельности. Процесс рефлексии индивидуален, он проявляется в мыслительной активности и предполагает критическую реконструкцию реальности.
Г. П. Щедровицкий выделяет следующие уровни рефлексии: макроуровень, — т. е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень — это уровень подсистем данной системы; и мегауровень — это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема [57].
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;
Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;
Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рассматривая рефлексию как деятельность, мы представили ее структуру как единство следующих компонентов:
1) мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, цели, ценности, смыслы рефлексивной деятельности),
2) когнитивный (знания о рефлексии),
3) содержательный (предметы, на которые направлена рефлексия),
4) операциональный (рефлексивные умения),
5) продуктивный (продукты рефлексивной деятельности).
Развитие у подростков рефлексии подразумевает развитие рефлексивных умений. Рефлексивные умения мы трактуем как совокупность таких общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельную организацию внеурочной деятельности, адекватное конструктивное участие в коллективной деятельности, осмысление, осознание и объективную самооценку своих достижений, поведения, физического и эмоционального состояния [3, c. 55].
Рефлексивные умения — это:
- умение самостоятельно организовать внеурочную деятельность (от постановки цели до получения результатов и рефлексии);
- умение адекватно участвовать в коллективной деятельности;
- умение учитывать индивидуальные особенности партнеров по деятельности;
- умение адекватно воспринимать иные мнения и идеи;
- умение организовать контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь;
- умение оценивания своей деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- умение выявлять проблемы собственной деятельности, найти их причины и устранить проблемы;
- умение определить сферу своих интересов и возможностей [4, c. 102].
Для определения уровня развития рефлексии можно использовать следующие методики: методика А. В. Карпова «Диагностика рефлексии», Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я» — модифицированный вариант С. Т. Посоховой, анкета «Уровень сформированности рефлексии школьников», методика «Кто я?» М.Куна в модификации М. Н. Овчинниковой.
Одним из эффективных методов, положительно влияющих на развитие рефлексии подростков, является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Наибoлее интересным для учащихcя МАОУ «Викуловская СОШ № 1» где мы проводили эксперимент по проблеме исследования, средством развития рефлексии оказался тренинг.
Практическая реализация тренингов с подростками пoказала их эффективность для развития рефлексии, что выявили данные диагностики, проводимой по методикам, перечисленным выше.
Литература:
1. Андреев, В. И. Педагогика саморазвития [Текст]/ В. И. Андреев. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 356 с.
2. Асмолов, А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта- к парадигме толерантности [Текст]/А. Г. Асмолов//Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С. 3–12.
3. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии [Текст]/Б. З. Вульфов// Взгляд на профессиональную подготовку учителя. — М.: Магистр, 1999. — 112 с.
4. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. — Новосибирск: Наука, 1987.— 240 с.