Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 13.05.2015

Статья просмотрена: 2186 раз

Библиографическое описание:

Паршакова, Т. Ю. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин / Т. Ю. Паршакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1249-1252. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18607/ (дата обращения: 18.12.2024).

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества обучения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.

Профессионально-педагогическое образование должно строиться с учетом требований российского общества. От педагогов, прежде всего, требуется умение проектирования развивающей среды обучения.

Основу профессионального образования составляют дисциплины, при изучении которых, у обучающихся формируются знания и умения, необходимые в их дальнейшей работе по специальности.

Одной из актуальных проблем профессиональной педагогики является активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения. Овладение особенностями профессии будет эффективным только в том случае, если молодой рабочий сам целенаправленно участвует в формировании необходимых компетенций.

Существует несколько направлений активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это активизация мышления через использование нетрадиционных педагогических методов, методов проблемного обучения и методов на основе включения в образовательный процесс деловой игры.

Задача педагогов — строить свою работу так, чтобы заинтересовать в обучении, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для личностного развития обучающихся.

В настоящее время назрели вопросы: как сделать процесс обучения интересным, какой метод преподавания наиболее оптимален для изучения дисциплин профессионального цикла, что позволит развивать самостоятельность, упражнять мыслительные способности, пробуждать положительные эмоции и, как следствие, повышать мотивацию к овладению профессией? Как сделать обучение продуктивным?

Основываясь на принципах продуктивности, необходимо создать положительную атмосферу сотрудничества педагога и обучающегося в процессе обучения. Решению этой задачи помогает технология личностно-ориентированного обучения, основанная на педагогике сотрудничества.

Проблема активизации мыслительной деятельности обучающихся была и остается одной из главных в дидактике.

Обычно на уроке преподаватель излагает новый материал, а обучающийся слушает, записывает, запоминает. Но коэффициент полезного действия такого урока не всегда высок. Сказывается разный уровень знаний обучающихся, их усталость и другие факторы. Известно, что самостоятельно приобретенные знания более прочны и надежны. Обучающийся ими владеет более свободно и рационально.

Что можно сделать для повышения интереса к предмету и качества обучения, к сближению учебных задач обучающегося и преподавателя?

Для активизации мыслительной деятельности можно использовать фронтальный опрос постановкой проблемных вопросов; логический диктант, когда преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся дают краткий ответ на него; графический диктант, когда на поставленные преподавателем вопросы обучающиеся отвечают графически: если «да» — черта, если «нет» — дуга. Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью обучающихся, обменивающихся своими работами.

Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на уроках профессиональных дисциплин. Эти предметы содержат в основном новый для учащихся, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и фактический материал, который раскрывает вопросы технологии производства, особенности сырья и материалов, производимых и применяемых в промышленности, организации и экономики производства. Наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний, обучающиеся должны приобрести определенные компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Нужно учитывать и другую особенность содержания этих предметов — органическую связь с производственной практикой. Поэтому формирование познавательных интересов является во многом и формированием профессиональных и общих компетенций обучающихся.

Таким образом, профессиональные дисциплины, занимая важное место в подготовке квалифицированных рабочих, имеют свои специфические особенности, что требует применения на уроках разнообразных форм, методов и средств обучения. Решение различных практических вопросов проблемного характера, реальных расчетных и конструкторских задач, организация самостоятельной работы с технической, справочной литературой, нормативной документацией, анализ и проектирование реальных технологических процессов, разбор и составление схем, выполнение технических расчетов, использование на уроках различных видов натуральной и схематической наглядности, проведение практических работ — все это дает возможность организовать учебную деятельность таким образом, чтобы наряду с реализацией других учебно-воспитательных задач урока вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого преподаватель может широко использовать различные методы и методические приемы.

Хорошо развивают внимание, тренируют память, способствуют более глубокому усвоению и закреплению обучающимися получаемых на уроке знаний кроссворды, ребусы, головоломки, которые составляются обучающимися. Эти задания основаны на знаниях общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, поэтому способствуют решению задач познавательного и воспитательного характера.

Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержании учебного материала, необходимо при подготовке к учебному году, составить перспективно-тематические планы, планов уроков и с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса.

Существует ряд специальных методических приемов, направленных на повышение стимулирующего влияния содержания обучения:

-                   рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии;

-                   развитие практической, научной, социальной значимости изучаемого учебного материала;

-                   показ новизны изучаемого материала;

-                   использование сведений научно-технической и справочной литературы.

При показе достижений и перспектив развития науки, техники, технологии, обучающихся следует знакомить не только с широкого известными, но и с новыми методами получения и обработки материалов. При умелом изложении материала, убедительности примеров, это неизменно вызовет интерес у обучающихся к предмету и профессии. Уже на первых занятиях преподаватели стремятся раскрыть значимость изучаемого предмета, чтобы первые впечатления были положительными, способствовали возникновению у обучающихся заинтересованности, а впоследствии и устойчивого интереса к предмету, профессии. На первых уроках следует ознакомить обучающихся с квалификационной характеристикой, рассказать, какими компетенциями должен обладать будущий рабочий.

Необходимо подчеркнуть цель изучения материала, его практическую, научную значимость. Более устойчивым будет внимание обучающихся и их интерес, если преподаватель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания обучающихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации.

Чтобы поддерживать внимание обучающихся на протяжении всего урока, можно использовать активные методы обучения, выставляя оценки за работу на протяжении всего урока, проводя изучение нового материала в форме беседы, создавая проблемные ситуации, которые обучающиеся решают сами или с помощью преподавателя, развивать дух соревнования.

Цель проблемного обучения состоит в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Практическая реализация проблемного обучения является одним из основных факторов развития и потому предполагает использование проблемных ситуаций не только в учебной деятельности, но и в творческой работе.

Проблемное обучение предполагает создание на уроках проблемных ситуаций, самостоятельную работу обучающихся по их разрешению. В результате мы получаем творческое овладение компетенциями, развитие мыслительных способностей обучающихся.

Для контроля знаний можно проводить устный зачет в форме деловой игры, разделив группу на бригады. От каждой бригады выделяется в жюри по одному человеку для оценки знаний своих товарищей.

Периодический контроль можно проводить в форме динамического зачета, разделив группу на бригады. Из членов бригад выделяются консультанты. Они-то и проводят опрос обучающихся. При этом каждому дается свой вопрос. Преподаватель выслушивает ответы выборочно. Подобная форма активизации мыслительного процесса несет большую воспитательную нагрузку; не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе.

Также обучающиеся изучают самостоятельно вопросы, которые дает преподаватель. При этом они работают с учебником. Преподаватель консультирует обучающихся, помогает. На следующем уроке проводится зачет. Формы зачета могут быть разнообразные: собеседование, письменный опрос, технический диктант, карточка индивидуального контроля.

После изучения темы обучающимся предлагается дома составить условие задачи и решить ее. Этому предшествует подготовительная работа: на уроке объясняется, как это делать. Обучающиеся с большим интересом воспринимают такое задание, обсуждают, предлагают свои варианты. Эти задачи анализируют все обучающиеся, обсуждают, применимы ли они на практике.

В процессе работы я организую учебный процесс так, чтобы придать обучающимся уверенность в своих возможностях. Обучение каждого обучающегося осуществляю на доступном для него уровне. Стараюсь закрепить учебный материал на уроке, а домашнее задание даю творческого или познавательного характера.

На уроках профессиональных дисциплин я применяю гибкую систему оценивания знаний, при объяснении учебного материала использую наглядные примеры, которые способствует активизации учебной и мыслительной деятельности обучающихся, побуждает к самообразованию и самоконтролю.

Чтобы разбудить активность обучающихся, раскрыть их потенциал на уроках, даю задания творческого характера. При развитии интереса к профессии, показываю возможности творчества в осваиваемой профессии. При этом демонстрирую различные творческие работы обучающихся. Также предлагаю обучающимся сделать самим какие-либо творческие работы, необходимые как для теоретических уроков, так и для проведения занятий по учебной практике.

Для лучшего усвоения материала, я применяю элементы педагогической технологии развития критического мышления. Эта технология предусматривает осмысление содержания — т. е. обучающиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют ее, соотносят с первоначальными представлениями. Я не только объясняю новый материал, но и даю задания по информационному тексту, который они анализируют и составляют кластер. На заключительном этапе обучающиеся составляют синквейн. Это способствует лучшему запоминанию материала, активизации мыслительной деятельности, творческого представления.

В результате обучающиеся овладевают профессиональными и общими компетенциями с творческой направленностью, которые необходимы на современном рынке профессий.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, урок, учебный материал, мыслительная деятельность обучающихся, проблемное обучение, преподаватель, процесс обучения, учебный процесс, деловая игра, мыслительная деятельность.


Задать вопрос