Основы и принципы дизайна для проектирования успешного электронного курса обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 10.05.2015

Статья просмотрена: 878 раз

Библиографическое описание:

Логинова, А. В. Основы и принципы дизайна для проектирования успешного электронного курса обучения / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1205-1208. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18618/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: электронное обучение, дизайн, современные технологии, многофункциональность, творческий подход

 

Дизайн повсюду. Одно слово «дизайн» охватывает очень много, и именно поэтому поиск единого определения приводит, по меньшей мере, к длительным дебатам.

Одно из определений было сформулировано дизайнером Ричардом Сеймуром в 2002 году — «создание лучших вещей для людей». Данное определение подчеркивает, что дизайнерская деятельность ориентирована прежде всего на поведение человека и качество жизни, а не такие факторы, как предпочтения самих разработчиков.

Дизайн можно рассматривать как деятельность, которая трансформирует идею в концептуальный проект для чего-то полезного, будь то автомобиль, дом, графика, услуги или курс обучения.

Ученые могут создавать новые технологии, производители могут делать продукты, инженеры заставлять их функционировать, а маркетологи их продавать, но только дизайнеры могут превратить концепцию в то, что желанно, жизнеспособно, коммерчески успешно и добавляет комфорт в жизнь людей.

Хороший дизайн начинается с потребностей пользователя. Дизайна нет, если он не соответствует потребностям заказчика, каким бы красивым и изобретательным он не был. Этот принцип может показаться очевидным, но многие продукты, услуги и учебные материалы потерпели неудачу, потому что разработчики не обратили на это должное внимание.

Электронное обучение состоит из двух видов дизайна — педагогического и графического. При разработке электронного курса, дизайн — это больше, чем просто эстетика. Он включает в себя эмоциональную составляющую и поиск методов, которые помогают решить поставленные задачи.

Гарр Рейнольдс справедливо сказал, что дизайн либо полностью изменяет объект, либо касается его лишь слегка. А хороший дизайн всегда оказывает влияние на восприятие. И это одна из причин, по которой хороший дизайн необходим при разработке электронных курсов обучения. Но это не единственное объяснение (рис. 1).

Рис. 1. Влияние дизайна электронного курса

 

Хороший дизайн решает задачу и информирует. Основой хорошего дизайна является информирование. Дизайн должен быть не случайным, а основанным на целях и намерениях. Красивый дизайн не будет иметь никакой пользы, если не сможет эффективно донести послание до целевой аудитории. Каждый курс электронного обучения имеет определенную цель. Некоторые курсы предназначены для обучения, другие — для ознакомления с информацией. И каждый должен иметь тот дизайн, который отвечает целям именно данного курса.

Первое впечатление почти всегда является последним. Мы всегда хотим, чтобы наш электронный курс впечатлил учащихся и всех тех, кто участвует в учебном процессе. Чтобы курс электронного обучения произвёл благоприятное впечатление на человека достаточно всего доли секунды. Можете себе представить, каким скучным был бы электронный курс, который не отображал бы ничего, кроме черных букв, страница за страницей без какого-либо форматирования, визуальных эффектов или красочных схем? Учащиеся должны получать удовольствие, пока они учатся. Если этого не происходит, они либо найдут альтернативный вариант, либо бросят курс.

Пользовательский опыт и удобство помогает достичь целей обучения. Это еще один важный аспект нашего дизайна. Если навигация электронного курса неудобна, непонятна или вводит в заблуждение, или цвета недостаточно привлекают внимание, это отвлекает учащихся. Но если внешний вид и стиль согласуются, это поможет легко ориентироваться в курсе и сделать пользовательский опыт более продуктивным, чем когда-либо.

Плоские элементы минималистичны и акцентируют больше внимание на удобстве эксплуатации. Чистое, открытое пространство с двумерными иллюстрациями и яркими цветами приковывает внимание, не приводя в замешательство. Когда дело доходит до передачи информации, простое всегда работает лучше.

Хороший дизайн вдохновляет на действия. Существует два способа убедить людей — либо вы манипулируете, либо вы вдохновляете. Если ваш дизайн электронного курса является разумным, это будет вдохновлять ваших учеников на достижение гораздо большего, чем ожидалось. Это поможет им стать более творческими. Когда мы выделяем цель нашего электронного курса, мы на самом деле вдохновляем наших учеников на достижение желаемого результата.

Хороший дизайн помогает учащимся запоминать. Создание хорошего дизайна электронного курса гарантирует, что учащиеся смогут вспомнить инструкции и информацию позже. Образы и связи, которые формируются между различными изображениями в визуальном дизайне значительно облегчают запоминание. Последние исследования доказали, что запоминание усиливается, когда люди объединяют данные, которые могут быть легко проанализированы, в сжатую информацию и используют метафоры и аналогии для закрепления этой информации.

В то время как великолепный дизайн электронного курса обучения может выступать в качестве тонизирующего средства и занимать ученика на оптимальном уровне, плохой дизайн электронного обучения может его усыпить. Учащиеся игнорируют неразбериху и скучный дизайн.

Если вы новичок в дизайне, или хотите освежить дизайн своего электронного курса, вы должны следовать вышеперечисленным принципам, а также придерживаться основных параметров разработки электронных курсов. Эти параметры представляют из себя следующее:

-                   Шрифтовое оформление. Хорошее шрифтовое оформление улучшает читаемость, способствует обработке информации, создает визуальную иерархию, и даже подстегивает эмоции читателей. Мы можем не понимать этого, но шрифт, цвет, размер и расположение в пространстве имеют огромное значение в дизайне курса. При выборе шрифтов, мы должны сосредоточиться на:

·         установке ограниченной палитры шрифтов. Сочетание двух стилей шрифтов будет иметь большое влияние на дизайн.

·         размер шрифта должен быть легко читаемым для учеников. Как правило, это от 14 до 16 пикселей.

·         даже если вы работаете над чем-то нестандартным, не экспериментируйте слишком много со шрифтами. Пусть они будут простыми. Такие шрифты как Arial, Helvetica, Trebuchet, Century Gothic, Comic Sans, Verdana никогда не будут проигрышным вариантом.

-                   Цвет. Цветовая палитра, которую вы выбираете может быть действительно трудоемкой задачей, но в конце вы должны убедиться, что выбранный цвет улучшает восприятие. Вот, как вы можете выбрать цвета для вашего электронного курса:

·         попробуйте включать не более трех цветов в дизайн. Этого достаточно, чтобы создать вариативность.

·         придерживайтесь правила 60–30–10 — вместо использования равного количества каждого цвета, разделите цвета на 60, 30 и 10 %.

·         никогда не используйте цвет фона, который затрудняет чтение шрифта.

·         выбор шрифтов с высоким уровнем контраста всегда будет работать в нашу пользу.

-                   Пробелы. На страницах электронного курса следует оставлять много свободного пространства. Использование ненужных изображений или ненужного текста, чтобы заполнить пробелы не является хорошей идеей. Ваше визуальное сообщение становится убедительным только тогда, когда ваш экран меньше загроможден.

Вот так можно заставить свободное пространство работать на нас:

·         используйте маркированные списки и короткие параграфы, чтобы увеличить свободное пространство.

·         выделите важные элементы на экране, окружив их свободным местом.

·         текст должен занимать 25–40 % экрана.

-                   Графические элементы. Любой дизайн электронного курса не обходится без графических элементов. Даже в самом скучном курсе, привлекательные графические элементы могут изменить настроение учащихся. Визуальны элементы должны:

·         быть четкими и заметными.

·         относиться к содержанию.

·         быть очень высокого качества.

·         должно иметь цель.

-                   Простота. Простота имеет первостепенное значение, когда вы разрабатываете электронный курс обучения. Вот некоторые ключевые принципы, которые помогут вам овладеть искусством упрощения:

·         не вставляйте ненужные элементы в дизайн. Убедитесь, что каждый элемент имеет отношение к теме.

·         старайтесь использовать как можно меньше цветов, форм, шрифтов.

·         анимация хороша, но вы должны ограничить ее использование. Интерактивность на каждом слайде заставит ее потерять свое назначение и важность.

·         каждый абзац должен состоять не более чем из 3–4 предложений на 2–3 строках. Это позволит избежать слишком большого количества идей на короткий промежуток.

Описанные особенности разработки электронного учебного контента, возможно, позволят избежать некоторых проблем при разработке электронного курса.

Современные условия, когда мы перегружены информацией и очень много информационного мусора, требуют от нас более внимательного подхода к проектированию учебного материала.

Если 10–15 лет назад любой учебник в электронном виде был находкой, а сайты в Интернете были такие, что глаза болели, то сейчас пользователь сети стал более образованным и избирательным. Он имеет доступ к куда большему объему информации и может выбирать. И если выбор будет стоять между неудобны и удобным, между неаккуратным и аккуратным, то выбор будет всегда в пользу второго.

Становится понятно, что много сразу мы не воспринимаем, и что перегруженный интерфейс уже создает проблему восприятия и внимания на изучение самого материала уже не остается. И если раньше мы говорили про то, что самое главное — это соответствие целям обучения, качество и актуальность материала курса, то сегодня мы вынуждены говорить, что этого мало. Нужно удобство, красота и аккуратность [2].

 

Литература:

 

1.      What is design? URL: http://www.mech.hku.hk/bse/interdisciplinary/what_is_design.pdf. (дата обращения: 01.04.2015)

2.      Тихомирова Е. Новые параметры качества электронного обучения. URL: http://e-learningcenter.ru/wp-content/uploads/2012/01/Красота-–-страшная-сила.pdf. (дата обращения: 01.05.2015)

3.      The Design Document: Your Blueprint for e-Learning Standards and Consistency. URL: http://www.learningsolutionsmag.com/articles/242/the-design-document-your-blueprint-for-e-learning-standards-and-consistency. (дата обращения: 05.01.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): электронный курс, хороший дизайн, дизайн, электронное обучение, свободное пространство, цвет, электронный курс обучения, элемент, выбор шрифтов, пользовательский опыт.


Похожие статьи

Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе

Роль и подходы к UI-дизайну на примере обучающего контента

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе

Сетевые проекты как средство неформального повышения квалификации педагога

Использование сложных механик геймификации и гейм-дизайна в создании онлайн-курса

В статье представлена разработанная модель онлайн курса «Романское Средневековье», включение технологий и элементов Гейм Дизайна и Геймификации в формат онлайн обучения.

Методы дистанционного обучения

В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспече...

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс обучения

Студенты настоящего и будущего и их влияние на систему обучения

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Похожие статьи

Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе

Роль и подходы к UI-дизайну на примере обучающего контента

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе

Сетевые проекты как средство неформального повышения квалификации педагога

Использование сложных механик геймификации и гейм-дизайна в создании онлайн-курса

В статье представлена разработанная модель онлайн курса «Романское Средневековье», включение технологий и элементов Гейм Дизайна и Геймификации в формат онлайн обучения.

Методы дистанционного обучения

В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспече...

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс обучения

Студенты настоящего и будущего и их влияние на систему обучения

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Задать вопрос