Рассмотрены особенности ментальной традиции японского этноса. Раскрыты основные механизмы регуляции поведения японцев с учетом специфики их национального характера. Изучены основные аспекты человеческих взаимоотношений внутри японского социума, в частности семейные отношения между родителями и детьми, между супругами, а также взаимодействие руководителя и подчиненных в сфере деловых отношений.
Ключевые слова: ментальность, национальный характер, этнокультурная общность, социализация, традиционализм, патриархальность.
В процессе исторического развития у каждой народности формируется собственная система социальных норм, отражающая закономерности их существования и взаимодействия. Как правило, в качестве наиболее значимых механизмов регуляции социальных отношений людей, выступают народные традиции и устои, благодаря которым представляется возможным проследить специфику национального менталитета. Япония в этом смысле не является исключением, поскольку общественные и семейные отношения в данной стране на протяжении всей японской истории регламентируются исходя из исторически сложившихся традиционных духовно-нравственных установок, присущих большинству представителей данной этнической общности.
Рассмотрим специфику ментальной традиции японцев, контекст формирования которой происходил под существенным влиянием как внешних, так и внутренних факторов, имеющих в своей основе особенности природно-географического, исторического и культурного развития японского государства.
К основным ментальным характеристикам японского народа, определяющих духовный потенциал нации, можно отнести: 1) патриархальный уклад семейной жизни, покорность воле старших; 2) почитание предков и соблюдение чести семьи; 3) супружескую верность; 4) дисциплинированность и терпение; 5) трепетное отношение к природе. Эти моральные принципы, представляющие своеобразие ментальной традиции японского народа, характеризуют всю глубину их коллективного сознания, тем самым, отражая прошлый опыт и ценностно-нормативную ориентацию японского этноса, которыми они руководствуются в повседневной жизни.
Основным источником сложения данного самобытного образа мышления японцев является своеобразный синкретизм древнейших религиозных воззрений, включающий в себя элементы трёх важнейших духовных традиций: синтоизма, буддизма и конфуцианства, оказавших наибольшее влияние на все стороны жизни японской нации. Уточним, что особый тип ментального сознания и обусловил специфику социальной организации японского общества, для которого характерна строгая вертикальная иерархия.
Неоспорим тот факт, что синтоизм несёт в себе основные принципы духовного наследия японской общности, на которых и выстраивается вся система этнокультурных представлений данного этноса, основанных на гармонии природного и социального. В данной связи особо важным нравственным ориентиром для японцев, призванным сохранить национальную составляющую японской культурной традиции, можно считать концепцию кокутай. В её основе лежит идея о божественной сущности и непрерывности императорской династии, согласно которой и была выстроена вся система взаимоотношений в японском обществе. Данный документ отражает позицию государства в лице императора, осуществляющего свое правление по воле божественных предков, в отношении своих подданных, которые в свою очередь выстраивают свою жизнь на верности и почтении. Таким образом, представляя собой государственную идеологию Японии, концепция кокутай описывает самобытную национальную сущность японского этноса, для которой характерно кровное и духовное единство нации. Можно сказать, что именно синтоизм определил особый тип мироощущения японцев, для которого характерна способность сохранения общепринятых норм морали и нравственности в традиционном укладе жизни японцев, тем самым делая устойчивым исторически сложившейся социальный порядок.
Любой этнос имеет сложную социальную структуру, которая обладает рядом специфических характеристик, выделяющих его среди других народов. При этом, говоря о японцах, в первую очередь следует говорить об особенностях этнического сознания и самосознание, которые идентифицируют их как единый этнос. Рассмотрим семейные отношения японцев, имеющих первостепенную ценность в традиционной культуре данного народа, поскольку семья как основной институт социума играет важную роль в процессе первичной социализации человека. Как известно, именно в кругу семьи происходит формирование этнического сознания и приобщение к духовным идеалам, которые необходимы для успешного функционирования в этнической общности.
Наиболее главной специфической особенностью семейного уклада жизни в Японии, сохранившейся из прошлого, является патриархальность, что выражается в соблюдении заповедей о почтении. При этом несмотря на то, что согласно существующим законам в настоящее время все жители Японии имеют равные права, негласная социальная иерархия японской семьи, основанная на возрастной и половой дискриминации, сохраняется до сих пор.
Современная японская семья представляет собой крепкую ячейку общества, которая стремиться сохранить культурную традицию и патриархальность устоев. Так, согласно законам строгой семейной иерархии в Японии, отец, являясь главой рода, всегда и во всем доминирует, его воле должны неукоснительно подчиняться все члены семьи. В свою очередь он принимает главные решения, обеспечивает основной доход семьи и несёт ответственность за их поступки. Кроме почитания главы рода в японских семьях действует иерархия подчинения младших детей старшим, которые должны к ним прислушиваться и ни в коем случае не перечить. Согласно особенностям японского менталитета именно в послушании состоит хорошее поведение младших сестер и братьев.
Во взаимоотношениях между супругами в японском обществе также соблюдается строгая иерархия. И хотя на сегодняшний день женщина может быть более влиятельна в семье, но её социальный статус по-прежнему остается ниже по отношению к своему супругу, который её направляет. Как и в любой другой культуре, немаловажным моментом в традиционной японской семье является система воспитание детей, которая призвана научить ребенка гармонично существовать в коллективе. Особое отношение можно наблюдать к детям 5–6 лет, для которых отсутствуют какие-либо ограничения. Подобное отношение к маленьким детям служит исключением в структуре строгой японской иерархии.
Безусловно, динамичные изменения культуры Японии в ходе своего исторического развития стали накладывать отпечаток на мироощущение японской нации, определяя тем самым и национальное своеобразие социальной структуры данного общества. Обозначим, что заимствования конфуцианского учения, адаптированные под восточный менталитет, также были призваны регламентировать отношения внутри социальной структуры японского общества. Среди них следует отметить систему этнических представлений, основанную на пяти конфуцианских добродетелях — «идэ», таких как справедливость «и», мудрость, искренность «чжи», благопристойность «ли» и человечность «жэнь», которые получили широкое распространение в кодексе чести для самураев, избравших военную карьеру — «Бусидо». Испокон веков считалось, что при соблюдении данных моральных заповедей человек достигает гармонии с внешним и внутренним миром.
В частности, в рамках влияние конфуцианских ценностей на японскую культуру большое значение придавалось почтению к старшим и соблюдению культа предков, которые для японцев являются неотъемлемой частью их настоящей жизни. Подобные моральные устои и сегодня находит своё отражение в сфере деловых отношений между начальником и подчиненным, основанных на послушании и чувстве преданности вышестоящим лицам. Ещё в древние времена отношения между слугой и господином в японском обществе уравновешивались по вертикали. Слуги исполняли свой долг перед господином, не ставя это себе в заслугу, тем самым получая в знак благодарности от господина заботу и средства к существованию.
В свою очередь не вызывает сомнения и высочайшая степень влияния буддизма на становление японской ментальной традиции, поскольку став неотъемлемой частью их традиционной культуры буддизм наполнил особым глубоким смыслом закономерности бытия японского народа, апеллируя прежде всего к их внутреннему миру. Заимствованные элементы буддийского учения были направлены на формирование у японцев эстетического восприятия. Они обусловили такие черты их национального характера, как терпение, сдержанность, самообладание и бережливость, определяющих поведение японцев между собой и их отношение к окружающему миру. В данном аспекте, одним из главных буддийских заимствований, ставших неотъемлемой частью традиционного японского образа мышления, можно считать такой принцип как дзен-буддизм, отражающий простоту, гармонию и единение с природой «Дзен есть возврат к исходному состоянию целостности, восстановление изначального единства мира» [1].
Подводя итог, необходимо признать, что данный религиозный симбиоз, ставший основой формирования духовно-нравственных норм, является важнейшим компонентом в структуре восточной ментальности, своеобразие которой проявляется, в первую очередь, в виде специфических установок межличностных отношений в японском социуме. При этом этнокультурные традиции и устои японского этноса служат основным средством передачи ценного опыта последующим поколениям, тем самым укрепляя устойчивое развитие социальной системы в Японии.
Литература:
1. Понаморёва Ю. В. Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев [Текст] / Ю. В. Понаморёва // Молодой ученый. — 2015. — № 9.
2. Пронников В. А. Японцы: этнопсихологические очерки / Пронников В. А., Ладанов И. Д. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ВиМ, 1996. — 382 с.
3. Молодяков Э. В. О национальном самосознании японцев // Японский опыт российских реформ. — М.: Наука, 2002. — С. 34–56.