В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходимость осмысления общего и различий в творческом и креативном процессах, на основе анализа данных понятий в рамках психолого-педагогических исследований.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, творчество, творческий процесс, творческий потенциал.
В контексте современных достижений науки креативность, которую ранее рассматривали как редкое качество, присущее только гениям науки и искусства, сегодня считают жизненно необходимой компетенцией для обучения и работы современного человека. Общепризнанно, что обучение длится всю жизнь и способствует умственному развитию людей, которым необходимо думать и созидать постоянно, по-новому, генерируя различные идеи. Современные технологии и инновационные средства, используемые в образовательной деятельности, меняются также быстро, как и появляются. Из этого следует, что человеку необходимо думать креативно и творчески, чтобы успевать за быстрыми темпами изменяющегося мира. Изучение основных категорий, заявленных в теме исследования показали, что «креативность» — это понятие относительно новое, не устоявшееся в науке, и многими авторами полностью ассоциируется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач. Следует отметить, что понятия «творчество» и «креативность» являются предметом изучения многих исследователей. Так, по мнению исследователя А. В. Матейко, смысл творчества заключается в «реорганизации имеющегося опыта и формулировании на его основе новых комбинаций» [1, с.266]. Суть творчества, по мнению С.Медника, заключается в способности преодолевать стереотипы, в широте поля ассоциаций. Автор теории творчества Я. А. Пономарёв определяет это процесс как механизм развития, взаимодействие, ведущее к развитию. Вследствие такого разнообразия в понимании изучаемой проблемы выбирались и различные пути ее исследования [2, с.401].
Американский психолог Э. П. Торренс, чья основная научная деятельность была посвящена изучению креативного мышления человека, считал, что креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, действиям по определению этих проблем и поиску их решений; оригинальность и способность генерировать множественные идеи, относящиеся к деятельностной сфере [3, с.37].
В свою очередь создатель «гуманистической психологии» А.Маслоу полагал, что креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания и сохраняемая лишь избранной группой носителей высших достижений [4, с.45].
Вопрос о том, насколько творчество может быть врожденным качеством или выработанным, вызывает много дискуссий среди исследователей и практиков в области психологии и творчества. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, и важно учесть, что оба аспекта — творчество и креативность — могут зависеть от различных факторов. Так, группа исследователей утверждает, что творческие навыки и способности могут быть развиты и усовершенствованы в результате обучения, тренировок и опыта, что включает изучение различных техник, освоение знаний в соответствующей области и активное участие в творческом процессе. Авторы научных работ Э. А. Соснин и Б. Н. Пойзнер в своей книге «Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность» подчеркивают, что «для человека творчество всегда является его самовыражением в материале задаче…» [5, с.101].
Творческая деятельность личности часто выступает своеобразным ответом на напряженное состояние, сопутствующее ему большую часть жизни. Такой человек вынужден периодично и добровольно сталкиваться со стрессом. Авторы предложили типологию разделения людей на четыре типа в зависимости от их отношения к творчеству: начинающий — мастер — творец — талант. Каждый из типов проходит определенные фазы развития творческого потенциала, и кто-то может переходить на следующую фазу, а кто-то остается на какой-то одной определенной фазе. Эти фазы описываются с помощью их отношения к способу решения задач, требующих реализации творческого потенциала, который проявляется в выборе типа решаемых задач и отношения к ним; способе решения задач и методе получения новой информации; ярко выраженной мотивации для поиска и решения задач [5, с.112].
Именно поэтому творчество в интерпретации этих авторов трактуется как целенаправленная деятельность. Эти исследователи не отрицают роль врожденных талантов, но также подчеркивают, что творческие способности могут быть сформированы и усовершенствованы в результате активной практики, обучения и поддерживающей среды.
Другая группа исследователей подчеркивает, что креативность может быть врожденной чертой и связана с индивидуальными особенностями мозга и способностью мышления. Это выражается в нестандартных сочетаниях идей, гибкости мышления и способности видеть явления и процессы по-новому. Некоторые люди могут обладать более выраженной креативностью «по умолчанию».Так, например, в психологии имеется экзистенциально-гуманистическое направление, представители которой А.Маслоу, Т.Эмэбайл, К.Роджерс и другие, рассматривают креативность как своеобразную личностную особенность человека [6, с.81]. Один из представителей данного направления А.Маслоу определял креативность, как одну из значимых личностных черт при самоактуализации. Согласно пирамиде А.Маслоу человеку присуще врожденные, как потребности, так и задатки. Развиваясь, здоровая личность реализует и активизирует такие задатки, заложенные в ней. Автор считает, что, несмотря на внутренне заданные природой способности, человек, все-таки, подвергается внешнему воздействию — привычке, давлению культуры и т. д. И здоровый человек, и даже больной, находясь, в такой ситуации внешнего давления, всё равно стремится к актуализации и реализации своей внутренней природы [7, с.59].
Представители еще одного направления, именуемого когнитивной психологией, Дж.Гилфорд, Я. А. Пономарев, С. А. Медник Е. П. Торренс, Р.Стернберг, К. В. Тейлор и другие, рассматривают креативность как универсальную познавательную творческую способность. И здесь, наиболее важными являются исследования Дж.Гилфорда, которые дали толчок для дальнейшего изучения креативности в психологии. В его исследованиях креативность рассматривалась непосредственно как творческая способность, которая в разной степени свойственна любому человеку. Дж.Гилфордом было выделено две разновидности мышления: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление описывается им непосредственно как «креативное» и выступает в качестве средства создания нестандартных идей и рассматривает возможность нахождения различных и одновременно одинаково верных решений одной и той же проблемы. В свою очередь, конвергентное мышление подразумевает возможность решения проблем, имеющих единственно верное решение [8,с.152].
Дальнейшее изучение исследуемой проблемы показало, что в области определения творчества и креативности не существует конкретных ученых, которые исключительно поддерживали бы аргументы в пользу врожденности креативности или обучаемости творчества, так как эта научная проблема вбирает множество точек зрения различных исследователей, которые придерживаются смешанного подхода, утверждая, что и врожденные факторы, и обучение играют важную роль в развитии творческих способностей [9,с.138]. В своих научных трудах, большинство исследователей показывают, что творчество и креативность могут быть в значительной степени обусловлены как врожденными факторами, так и факторами окружающей среды и обучения. Например, если у человека есть врожденная креативность, опыт и образование будут способствовать развитию не только креативного мышления, но и творческих способностей.
Таким образом, результаты изучения психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать следующие выводы:
- Креативность и творчество — два понятия, которые часто используются рядоположенно, но имеют различные значения. В процессе исследования мы пришли к выводу что, креативность — это способность создавать что-то новое, оригинальное и необычное, тогда как творчество определяется в науке как процесс создания чего-то нового, на основе использования своих знаний, опыта и воображения. Общим показателем креативности и творчества является создание новых предметов и вещей, в такой интерпретации креативность рассматривается как способность, а творчество — как процесс.
- Креативность помогает человеку стать творческим, но для творчества также нужны знания, опыт и воображение; творчество может быть результатом креативности, вместе с тем, творческий человек может использовать свои знания и опыт, чтобы создать что-то новое, но это не означает, что он креативен.
- Отличие данных понятий состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека, представляющий собой способность генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения задач и использовать инновационный подход в мышлении.
- В то время как творчество акцентируется на конкретных творческих актах и их результатах, креативность, как внутренняя активность, охватывает широкий спектр личностных качеств и способностей, включая гибкость мышления, оригинальность, умение ассоциировать и другое. Наряду с этим, в теме творчества и креативности преобладает идея комплексного влияния как внутренних факторов, так и внешних условий на развитие творческих способностей, поэтому творчество и креативность не исключают друг друга, и оба эти процесса могут быть поддержаны как врожденными факторами, так и обучением и практикой.
Литература:
- Матейко А. В. Воспитание стремления к творческой деятельности и проявлению оригинальности мышления у школьников. //Электр. сб. труд. мол. спец. Полоцкого ГУ: Педагогика, психология. — Выпуск № 28 (98). — С.265–267.
- Пономарев Я. А. Психология творения: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 519 с.
- Торренс Э. П. Тесты Торренса творческого мышления. ‒ Служба школьного тестирования, Inc. ‒ І974. — 179 с.
- Маслоу А. А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — с. 65.
- Соснин Э. А. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность / Э. А. Соснин, Б. Н. Пойзнер. — Томск: STT, 2011. — 520 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. / К. Роджерс. — М.: Группа «Прогресс»: «Универ-сум», 1994. — 132 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 2011. — 425 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1965. — 205 с.
- Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 336 с.