Объектом разработки являютсяавтомобильные дороги г. Артёма.
Ключевые слова:автодорога, аварийность, несоответствие, нарушения, безопасность движения, отсутствие, не информативность, мероприятия по повышению безопасности, дорожные знаки, дорожная разметка.
Цель проекта — разработка мероприятий по снижению количества ДТП в г. Артёме.
Дорожное движение — сложная динамическая система взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Сложность управления такой системой заключается в необходимости обеспечения бесконфликтного существования всех участников дорожного движения в ограниченном пространстве.
Увеличение интенсивности, изменение структуры и скоростных режимов транспортных потоков, а также увеличение количества транспортных средств, предъявляет все более жесткие требования к средствам управления и организации дорожного движения, призванным обеспечить необходимый уровень эффективности и безопасности движения. Обеспечение такого уровня осуществляется методами управления и организации дорожного движения, которые включают научные, инженерные и организационные мероприятия, и может быть достигнуто при своевременном и полном информировании участников движения об изменениях условий движения, дорожно-транспортных ситуаций, что в конечном итоге позволит водителям и пешеходам выбрать правильное направление и безопасный режим движения.
Условия жизни в городе зависят от налаженного транспортного обслуживания, осуществляемого транспортными средствами. Их движение должно быть организовано таким образом, чтобы водитель транспортного средства мог заранее предвидеть дорожную ситуацию. Большую роль в организации дорожного движения играют технические средства организации дорожного движения, которые применяются:
- в местах, где встречаются конфликтные потоки;
- в местах, где необходимо регулировать и информировать участников дорожного движение;
- на железнодорожных переездах, паромных переправах, разводных мостах;
- для регулирования движения транспортных средств общественного пользования.
Низкое качество в организации дорожного движения приводит к увеличению числа ДТП, а следовательно и числа пострадавших. Поэтому необходимо на ранней стадии выявить все недостатки в организации и превратить их в преимущества, тем самым, увеличив безопасность движения и уменьшив аварийность.
Проанализировав интенсивность транспортных и пешеходных потоков и сложившуюся дорожно-транспортную ситуацию на улицах можно выделить следующие недостатки:
1) отсутствие, не информативность, не эффективное использование дорожных знаков и не соответствие их состояние нормативно технической документации (т.е неудовлетворительное техническое состояние);
2) отсутствие вертикальной и горизонтальной разметки.
Целью работы является разработка мероприятий по снижению количества ДТП в г. Артёме.
Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки.
Дорожные знаки применяют на автомобильных дорогах и улицах для организации движения по принятой схеме и обеспечения его безопасности. Они устанавливают определенный порядок или информируют водителей и пешеходов об условиях движения на пути их следования.
Предупреждающие, информационно-указательные знаки и знаки сервиса информируют о дорожных условиях, порядке движения, различных объектах на дороге или вблизи нее.
Запрещающие и предписывающие знаки, а также знаки приоритета вводят определенные ограничения, которые распространяются на всех или какую-то группу участников движения.
Знаки в целях быстрого и надежного их восприятия характеризуются определенными формой, размером и цветом фона, зафиксированными в ГОСТ Р 52290–2004 «технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические условия» [1]..
В силу сложившейся традиции предупреждающие знаки (за редким исключением) имеют форму треугольника, запрещающие и предписывающие — круга, особых предписаний, информационно-указательные и сервиса — квадрата или прямоугольника. Знаки приоритета могут иметь одну из перечисленных форм.
Независимо от конструкции знака, времени суток, погодных и дорожных условий должно быть обеспечено своевременное восприятие водителем передаваемой знаком информации. Поэтому стандартом предусмотрены для дорожных знаков одной и той же группы (кроме табличек и некоторых знаков, размеры которых оговариваются стандартом) четыре типоразмера.
Таблица 1
Типоразмеры знаков
Типо-размер знаков |
Условия применения знаков |
Сторона треугольника, мм |
Диаметр круга, сторона квадрата, мм |
Стороны прямоугольника, мм |
|
Вне населенных пунктов |
В населенных пунктах |
||||
I |
Дороги с одной полосой движения |
Улицы местного назначения |
700 |
600 |
600х600 |
II |
Дороги с двумя и тремя полосами движения |
Магистральные улицы |
900 |
700 |
700х1050 |
III |
Дороги с четырьмя и более полосами движения |
Скоростные дороги |
1200 |
900 |
900х1350 |
IV |
Участки авто-магистралей, где производятся ремонтные работы |
– |
1500 |
1200 |
– |
В соответствии с ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дородных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [2] предупреждающие знаки (за редким исключением) устанавливают на автомобильных дорогах на расстоянии 150–300 м от начала опасного участка, а в населенных пунктах на расстоянии 50–100 м. При этом учитывают, что скорость движения в первом случае выше, чем во втором. Такие расстояния обеспечивают изменение скоростного режима до подхода автомобиля к опасному участку.
Способы установки знаков. Дорожные знаки устанавливают справа по ходу движения автомобиля, слева или над проезжей частью располагают дублирующие. Над проезжей частью располагают знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие направление движения по полосам, а также предварительные указатели направлений 6.9.2. Размещают над дорогой и другие основные знаки, если содержащаяся на них информация относится к отдельной полосе движения (в этом случае необходимо применять дополнительную табличку 8.14).
Высоту и способ установки в каждом конкретном случае выбирают из условий наилучшей видимости знака. Кроме того, следует учитывать возможность случайного или преднамеренного их повреждения, а также загрязнения лицевой поверхности брызгами от проходящих автомобилей.
Способы установки знаков в населенных пунктах показаны на рисунок 1.
Рис. 1. Способы установки знаков: а, б — на специальных стойках; в, г, д -на мачтах освещения, е –на стене здания, ж — на тросах-растяжках
В населенных пунктах знаки устанавливают: на индивидуальных стойках или колонках; на одной колонке со светофором; на кронштейнах, прикрепленных к осветительным мачтам, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов или стенам зданий, на тросах-растяжках. Допускается установка знаков над тумбами, расположенными на островках безопасности.
Дорожная разметка
Разметкой называются линии, надписи и другие обозначения на проезжей части и элементах дорожных сооружений, устанавливающие порядок движения или информирующие водителей и пешеходов об условиях движения. Разметка является составной частью общей схемы организации движения транспортных средств и пешеходов, поэтому при проектировании разметки необходимо соблюдать ее соответствие устанавливаемым на дороге знакам, светофорам и другим техническим средствам управления движением.
Разметка делится на горизонтальную и вертикальную. К горизонтальной относятся продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, указательные стрелы), наносимые на дорожное покрытие. Горизонтальная разметка, как правило, применяется на дорогах с усовершенствованными покрытиями, имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 1000 транспортных средств в сутки и более. В населенных пунктах горизонтальная разметка применяется на скоростных дорогах, магистральных дорогах: улицах, а также и других улицах, где проходят маршруты транспортных средств общего пользования.
К вертикальной разметке относятся линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и различных предметов, которые представляют опасность для движения, с целью предупреждения наезда на них транспортных средств.
Дорожная разметка является одним из простых и действенных средств управления движением. Ее применение способствует повышению пропускной способности дороги и улучшению видимости проезжей части и придорожной обстановки, особенно в темное время суток.
Цвет дорожной разметки, ее форма и размеры, принятые в нашей стране, соответствуют рекомендациям международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. В РФ действует ГОСТ Р 51256–99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» [3], который предусматривает все ее виды. Каждому виду разметки в соответствие этим стандартом присвоен номер. Первая цифра обозначает группу, к которой принадлежит разметка (1 — горизонтальная 2 — вертикальная), вторая цифра (или число) — порядковый номер разметки в группе, третья — разновидность разметки.
Разметка является составной частью схемы организации движения транспортных средств и пешеходов, поэтому при проектировании разметки необходимо соблюдать ее соответствие устанавливаемым на дороге знакам, светофорам и другим техническим средствам управления движением.
Она помогает водителю выбрать правильное положение автомобиля на проезжей части дороги, особенно в случаях сложных пересечений и примыканий, скорость движения, а также служит для обозначения на дороге сложных участков.
Разметкой называют линии, надписи и другие обозначения на проезжей части и элементах дорожных сооружений, устанавливающие порядок движения или информирующие водителей и пешеходов об условиях движения. На большинстве улиц города отсутствует горизонтальная разметка. Ее отсутствие приводит к нарушению правил проезда перекрестков и нарушению движения по полосам. Вертикальная разметка не соответствует ГОСТ Р 52289–2004 [2].
Мероприятия по организации дорожного движения.
Безопасность движения по дорогам может быть достигнута только при условии одновременного проведения комплекса мероприятий.
1) Совершенствование конструкции автомобилей и других транспортных средств.
2) Содержание транспортных средств в надлежащем техническом состоянии.
3) Строгое соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения.
4) Повышение качества дорожного движения и комфорта для его участников (пешеходов и водителей).
5) Обеспечение планом и продольным профилем дорог возможности движения автомобилей с высокими скоростями.
6) Поддержание дорожно-эксплуатационной службой транспортных качеств дорог путем обеспечения необходимой прочности, ровности, коэффициента сцепления покрытий, необходимых расстояний видимости и т. д.
7) Надлежащая информация водителей о дорожных условиях и правильном режиме движения путем установки дорожных знаков, издания маршрутных дорожных схем и карт, использования сети местного радиовещания и телевидения.
Анализируя данные мероприятия, можно сделать вывод, что для достижения цели дипломной работы наиболее эффективно применение мероприятий, заключающегося в повышении качества дорожного движения и комфорта для его участников.
Литература:
1. ГОСТ Р 52290–2004 «технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические условия»
2. ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дородных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [
3. ГОСТ Р 51256–99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».