Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у трудных подростков. В работе выделены критерии, показатели, уровни сформированности коммуникативной культуры у трудных подростков.
Ключевые слова: коммуникативная культура, трудные подростки, внеучебная деятельность.
Культура общения моделирует поведение человека, побуждает его в определенной ситуации вести себя соответствующим способом.
Культура общения подростков представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями подростка и поведения, согласованного с требованиями, как морали, так и этикета [6].
В настоящее время в науке установлено, что культуру речи составляет три компонента, это: нормативный, коммуникативный и этический. Так же важную роль играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. Термин культура речи многозначен. Дубровина И. В. культуру речи рассматривает как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения [8].
Мы разделяем точку зрения Т. Лучиной и вслед за ней под культурой общения понимаем совокупность знаний, умений и навыков в области средств общения и применения законов межличностного взаимодействия для эффективного решения задач общения.
В своем исследовании культуру общения мы рассматриваем как сложное личностное образование, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных, объективных и представляет собой единство когнитивного, личностно-значимого, поведенческого компонентов и характеризуется степенью осознания необходимости и важности культуры общения как общечеловеческой ценности.
Рассматривая проблему формирования культуры общения мы исходим из учета возрастных особенностей. Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности — критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. С точки зрения Выготского Л. С. большое значения для подростков играет общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению [1].
Объектом нашего исследования является формирование культуры общения трудных подростков. На основании проведенного анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три признака, содержащих понятие «трудные подростки». Первым признаком является наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения. Второй признак трудных подростков понимается, как нарушение поведения, которое нелегко исправляется, корректируется. Следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Так как, не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
В-третьих, трудные подростки — подростки, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, учителей, участии всех окружающих. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих
У трудных подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей.
Формирование культуры общения у трудных подростков является одним из аспектов нравственного воспитания. Сформированная нравственная культура, истинная духовность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека.
Культура общения подростков представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями подростка и поведения, согласованного с требованиями, как морали, так и этикета [7].
Нравственное воспитание — это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно значимых нравственных качеств. В основе формирования нравственных качеств лежит система ценностей. Ценности — это предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения [4]. Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в жизни. Отношение к ценностям находит свое отражение в ценностных ориентациях. Ценностные ориентации — это способность нравственного сознания постоянно, в самых различных ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной нравственной ценности. Ценностные ориентации характеризуют выбор поступков подростков [2, с.10]. Ценности не навязываются они выбираются индивидуально. Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, для каждого человека существует свой индивидуальный мир ценностей.
Нравственное воспитание — способствует нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение нашей страны, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть высоконравственным, творческим компетентным. Сформированная нравственная культура, истинная духовность, проявляется, во многом, именно в культуре общения, и в то же время культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека.
Внеучебная деятельность — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования коммуникативной культуры.
Формирование культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности возможно через вовлечение подростков в совместную деятельность, организацию коммуникативных тренингов [3]. Тренинг — одно из важных и наиболее эффективных средств формирования культуры общения старших подростков и организации процесса повышения культуры общения в целом. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих неуспехов и недостатков, переживания снижения своей самооценки. Когнитивный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения. В рамках проведения тренинга мы использовали активные формы взаимодействия с подростками [3].
Для определения уровней сформированности культуры общения у трудных подростков были использованы следующие критерии и показатели: умение взаимодействовать с партнером в ходе деятельности и готовность к взаимодействию; восприятие другого (владение навыками межличностного и межколлективного взаимодействия); восприятие межличностных отношений [5].
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности культуры общения: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень — подросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли.
Средний уровень — ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, выразительные средства речевого высказывания используются не в полном объеме.
Низкий уровень — ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; недостаточную сформированнность коммуникативно-речевых умений и навыков.
Для изучения уровня сформированности культуры общения у подростков использовались методики: тест Л. Ф. Анн «Какой я в общении?», тест коммуникативных умений Михельсона; методика экспертной оценки невербальной коммуникации, разработанной А. М. Кузнецовым.
В опытно экспериментальной работе участвовали 15 трудных подростков из шестых классов. До опытно экспериментальной работы все трудные подростки имели низкий уровень коммуникативной культуры. Для формирования культуры общения у трудных подростков на формирующем этапе эксперимента была разработана программа тренинговых занятий.
В ходе формирующего эксперимента мы решали ряд частных задач: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей.
Для овладения приемами эффективного общения в ходе тренинговых занятий мы использовали деловые игры, технику активного слушания.
В ходе игр и упражнений мы формировали у подростков навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, помогали осваивают эффективные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учили самоанализу и рефлексии, что в свою очередь способствовало формированию коммуникативной культуры у трудных подростков. Повторная диагностика, после проведения опытно экспериментальной работы позволила заметить, что два подростка перешли на высокий уровень сформированности коммуникативной культуры, семь перешли на средний уровень и шесть подростков остались на низком уровне.
Необходимо помнить, что результат коррекционной работы по формированию культуры общения у трудных подростков может проявляться постепенно.
Проведение тренингов, инициирующих формирование культуры общения у трудных подростков, способствует повышению уровня культуры общения, что в свою очередь обеспечивает их успешную социализацию в обществе.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т., Т.4. — М.: Просвещение, 1984. — 593 с.
2. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф.. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.
3. Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.
4. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.
5. Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.
6. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001. -320с.
7. Мудрик, А. В. Самые трудные годы. — М.: Знание, 1991. — 178 с.
8. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.- 303 с.