Особенности общения подростков посредством интернета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 11909 раз

Библиографическое описание:

Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1333-1335. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 18.12.2024).

Стремление к широкому общению, которое не может происходить по многим причинам в реальности, все больше начинает приобретать массовый характер в подростковом возрасте. интернет-среда не имеет своих четких ограничений. С помощью него у подростка границы общения не только сильно раздвигаются, но и практически исчезают полностью.

Современная молодежь покорена социальными сетями и может часами просиживать здесь в поисках единомышленников, одноклассников или просто интересных людей. Многие из них общаются на форумах, при помощи ICQ или Skype. В этой интернет-среде стало возможным искать свою половинку в сервисах знакомств. Но главная заслуга — Интернет позволяет без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они не находились.

Актуальность данной темы проявляется в распространении виртуального общения среди подростков. Развития средств сетевого общения расширяется социальное взаимодействие, в каких — то случаях происходит замена им реального, непосредственного общения. Разговоры по душам в реальности у подростков стали редкостью. Но не стоит забывать, что вряд ли виртуальное общение сможет заменить живое неформальное общение. Роль общения состоит не только в том, чтобы разговаривать и слушать, но еще и чувствовать друг друга, ощущать, соприкасаться. И живое общение никогда по этим показателям не уступит виртуальному.

Сетевым общением (виртуальным) называют такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности. [1]

Сетевое общение стало скудным в плане невербального общения. Но не смотря на это, люди стремятся восполнить утрату этой составляющей и находят другие способы усиления смысла текста и передачи эмоций. Обычно для выражения эмоций пользователи предпочитают пользоваться особым шрифтом, подчеркиванием, постановкой знаков препинания в определенном порядке. [2]

Согласно приведенной Андреем Барановым характеристике Интернет-среды в книге «Интернет Психология», можно выделить следующие виды интернет-сообществ: поисковые машины; новостные сайты; информационные порталы; социальные сети; сайты знакомств; чаты; блогосфера; форумы; сайты-сервисы (например, почтовые); интернет-магазины (покупка/заказ товаров и услуг);корпоративный Интернет; игровой Интернет; «сайты для взрослых» [2].

На данный момент доля виртуального общения среди подростков доминирует над реальным. Общение стало компьютеризированным. Это сказывается на поведении людей. Многие молодые люди стали испытывать трудности в общении в реальных жизненных ситуациях. Особенно это касается выпускников современных школ, которых настолько поглощает компьютер и общение в социальных сетях, что в обычных ситуациях они просто теряются.

Можно выделить некоторые мотивы, которые толкают его на замену реального общения виртуальному.

Во-первых, это анонимность. В интернет-среде подросток может вносить о себе данные, отличные от реальных. Он может проявить большую свободу высказываний, передавать ложную информацию. Это дает ему чувство безответственности и безнаказанности.

Интернет-общение помогает подростку создавать о себе впечатление по своему выбору, не ограничивает возможность становится тем, кем он хочет быть. Предпосылкой анонимности можно считать добровольность. Подросток сам добровольно завязывает контакты или избегает их, может прервать их, что может привести к существенным различиям конструируемой виртуальной и реальной личностей, возникновению девиантного поведения. [1]

Что касается различий между женским и мужским общением посредством интернета, то для начала следует выделить понятие гендер. Гендер — это социокультурно обусловленная совокупность различий между мужчинами и женщинами. [3]

Для юных девушек интернет — это общение и поддержание социальных связей. Они более депрессивнее относятся к такому виду общения (виртуальному), при этом проявляя свою тревожность. Несмотря на ограниченные возможности передачи эмоционального состояния через сообщения, девушки стараются использовать практические все инструменты Интернета для повышения эмоциональности своего общения.

Для парней-подростков интернет представляет собой поле для скачивания файлов, программ, фильмов и онлайн-игр. Что касается общения, мальчики –подростки в основном характеризуются короткими, четкими сообщениями, в отличие от сообщений девушек. Как считают Ш.Текл и Дж.Морахан — Мартин, доминирование на форумах, группах и при обсуждении новых тем инициатором обычно выступает молодой человек. Девушки же в основном остаются без внимания и поддержки к своим заявленным темам. [3]

Дж.Сулер выделил «эффект раскрепощения» в основе которого выделяют два варианта:

1)                 Выход отрицательных эмоций, удовлетворение деструктивных потребностей;

2)                 Реализация возможности быть откровенным и не закрываться в некоторых личных аспектах. [4]

При переходе от виртуального общения к реальному бывшие виртуальные собеседники начинают испытывать удивление и разочарование от несоответствия их представлений или реальной личности.

Во-вторых, это ограниченное сенсорные переживания, трудность выражения эмоций. В Интернете теряют свое значение невербальные средства общения, которые в реальном общении являются основными.

Следует обратить особое внимание на психологию социальных сетей.

Социальная сеть — эта услуга, помогающая людям поддерживать связь с друзьями и коллегами. Она является своеобразным онлайн — сервисом, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения.

На данный момент большинство молодежи имеют блоги и страницы сразу в нескольких Интернет- порталах. В России наиболее популярными социальными сетями являются Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук и Живой Журнал [5].

Человек, образуя сообщество в социальных сетях, пытается привлечь внимание других пользователей к собственной персоне путем размещения информации, которая может быть интересна для других. Тем самым он пытается создать вокруг себя «клуб по интересам», собрать сообщество единомышленников или попросту «группу товарищей». [2]

С целью выявления особенностей и предпочитаемого характера общения со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте нами был проведен опрос респондентов данной возрастной группы с помощью Интернет — сети ВКонтакте. В опросе участвовали 36 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

В рамках данной курсовой работы подростковый возраст определен в границах от 11 до 19 лет на основании периодазации А.А,Реана.

Респондентам был заданы следующие вопросы:

1.                  «Для каких целей Вы используете Интернет?» Участникам опроса было необходимо выбрать один вариант ответа из четырех предложенных:

1)      общение

2)      развлекательные, игровые цели

3)      помощь в учебе и получение информации

4)      неопределенные цели

2.                  «Что для Вас наиболее предпочтительнее?» Участникам опроса было необходимо выбрать один вариант ответа из двух предложенных:

1)      Виртуальное общение

2)      Реальное общение.

Доминирующим интересом среди подростков стали неопределенные, общие цели (39,9 %). При этом респонденты не смогли определить цель, для которой используют Интернет.

Второй по важности целью использования Интернета является учеба и получение информации (27,8 %). Можно предположить, что это связано с преобладающей в старшем школьном возрасте профессионально-ориентированной деятельностью, необходимостью сдачи заключительных и вступительных экзаменов.

Общение и развлекательные, игровые цели представлены поровну (16,7 %). Игровые цели основаны на общении с людьми по общим игровым интересам. Таких собеседников обычно выбирают по востребованным для игрока качествам.

Виртуальное же общение обычно происходит со своими друзьями или приятелями посредствам Интернета. На это тратится много времени, но при этом молодые люди отдают предпочтение реальному общению.

Для уточнения справедливости данного высказывания мы задавали респондентам вопрос: «какое общение является наиболее предпочтительным: реальное или виртуальное?» Доминирующим видом общения среди аудитории в возрасте от 15 до 17 лет стало реальное общение (95 %).

На основе этих результатов можно сделать вывод, что подростки, используют интернет-ресурсы для различных целей: для учебы, получении информации, игры, а также для общения со своими сверстниками. Но следует обратить внимание, что в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте доминирующим общением становится реальное.

На сегодня общение начинает свое постепенное компьютеризированность и оказывает влияние на поведение людей. Многие подростки стали испытывать трудности в общении в реальных жизненных ситуациях из-за недоразвития навыков реального общения с людьми. Виртуальное общение — лишь иллюзия. Ведь реальных собеседников у Вас там нет, все они обезличены, и что скрывается за масками, сказать сложно. В сети можно придумать любую историю про себя, придать себе любое «выражение» лица, нафантазировать все, что угодно. Другое дело — реальное общение, когда мы видим и чувствуем эмоции и настроение собеседника, и вряд ли здесь можем ошибиться, так как ориентируемся на свои ощущения, а не на смайлики или символы на мониторе компьютера

 

Литература:

 

1.      Изотова Е. И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора.

2.      Баранов А. Е. Интернет-психология. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. — (Практическая психология).

3.      Войскунский А. Е. Пол.Гендер.Интернет. Вестник РГНФ. 2004.

4.      Сулер Дж.Эффект растормаживания в Сети. http://cyberpsy.ru/

5.      Шкуратова И. П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях Интернета. — М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): реальное общение, виртуальное общение, общение, Интернет, подросток, получение информации, Сетевое общение, сеть, подростковый возраст, реальная личность.


Задать вопрос