Как известно, в марте 1921 г. X съездом ВКП(б) было положено начало перехода к новой экономической политике (НЭПу). НЭП был разработан В. И. Лениным для выведения страны из системного кризиса, вызванного Гражданской войной, иностранной интервенцией и политикой военного коммунизма.
Одним из проявлений НЭПа стала отмена трудовой повинности для населения. Трудовая повинность являлась одним из направлений политики военного коммунизма, и была введена большевиками для бесперебойного снабжения Красной Армии. Ремонт дорог и мостов, своевременное поступление продовольствия, обмундирования, боеприпасов требовало привлечения значительного количества рабочих рук. В условиях финансового кризиса государство не платило за труд, что превращало данный вид работ в весьма тяжелую повинность для населения.
После окончания войны трудовая повинность стала экономически нецелесообразной. В мирное время отпала необходимость в многочисленных трудовых армиях, мобилизованных для военных нужд. К тому же принудительный труд оказался малоэффективным и низкопрооизводительным, поскольку отсутствовала личная заинтересованность в результатах работы [12, c. 91]
В годы НЭПа изменилось и трудовое законодательство. В частности, был введен новый Кодекс законов о труде 1922 года (далее, КЗОТ), разработанный взамен КЗОТ 1918 года. Что принципиально нового содержал КЗОТ 1922 г.?
Первое отличие двух кодексов заключалось в том, что новый КЗОТ 1922 г. отменил трудовую повинность и узаконил предоставление работы в порядке добровольного трудоустройства. Право привлечения граждан к трудовой повинности стало возможным лишь в исключительных случаях: для борьбы со стихийными бедствиями и при недостатке рабочей силы для выполнения важнейших государственных заданий [4].
Вторая особенность заключалась в том, что согласно Кодексу 1922 года лица, ищущие работу, должны были обязательно регистрироваться на специально учрежденной бирже труда в качестве безработных. Наем рабочей силы всеми без исключения предприятиями, учреждениями и хозяйствами и отдельными нанимателями, также должен был производиться только через биржу труда [8, с. 20; 16, с. 36]. Таким образом, через биржи труда государство сохраняло контроль за движением рабочей силы в целях планомерного удовлетворения спроса на труд предприятий и учреждений и сохранения принципа очередности в определении на работу [2, с.11].
Новый КЗОТ 1922 г. ввел обязательную практику заключения индивидуальных трудовых договоров при устройстве на работу, устанавливающих конкретные условия найма, что также отсутствовало в период военного коммунизма [2, с.12].
По сравнению с КЗОТ 1918 г. новый закон установил достаточно высокий уровень условий труда и охраны прав рабочих и служащих. Была отменена уравниловка в оплате труда и закреплено право рабочих на гарантированную государством заработную плату в зависимости от количества и качества затраченного труда. Размер вознаграждения за труд определялся коллективным и трудовым договором. При этом, размер вознаграждения не мог быть ниже установленного минимума оплаты, определяемого на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда.
В соответствии со статьей 60 КЗОТ вводились сдельная и повременная формы оплаты труда. Регулированию подлежал и размер вознаграждения за работу в сверхурочное время, который не мог быть ниже полуторного размера нормального вознаграждения за первые два часа и двойного за последующие часы, а также за работу в дни отдыха или праздничные дни [4]
Трудящиеся получили право на объединение в профессиональные союзы, право на отдых, право на участие в управлении производством, на материальное обеспечение за счет государства в порядке государственного социального страхования, а также в случае болезни и потери трудоспособности. [3]
Несмотря на положительные изменения в период НЭПа население столкнулось с возникновением и быстрым распространением безработицы.
В первую очередь работы лишились так называемые «совслужащие», которые подверглись сокращению в результате введения государством режима экономии, реорганизации государственного аппарата управления, а также штатов различных учреждений и ведомств [15, с. 178].
Безработица также затронула и промышленность, сельское хозяйство, просвещение, медицину [11, с. 40]. Этому способствовала передача мелких и средних предприятий частникам, опора на хозрасчет и стремление к удешевлению себестоимости продукции [1, с. 118].
Особенно в тяжелом положении оказались малоквалифицированные рабочие, граждане, не имевшие определенной профессии, а также молодежь [14, с.290].
Численность безработных в первой половине 1920-х гг. постоянно росла.
Таблица 1
Численность безработных в 1923–1924 гг. [4, с.10]
Дата |
Всего (тыс. чел.) |
Индустриальные рабочие (тыс. чел.) |
Лица интеллигентного труда (тыс. чел.) |
Чернорабочие (тыс. чел.) |
1 янв. 1923 г. |
641 |
141 |
298,7 |
128,2 |
1 июля 1923 г. |
1050 |
361,4 |
358,8 |
271,9 |
1 янв.1924 г. |
1240 |
310 |
418 |
310 |
1 июля 1924 г. |
1344,3 |
354,5 |
379,1 |
|
Примечательно, что среди безработных преобладали женщины. Так, согласно статистическим данным, в 1922 г. женщины, работавшие в промышленности, составляли 41 %, то в 1925 г. данный показатель снизился до 25 % [13, с.30].
Для безработицы периода НЭПа ухудшалась длительностью. В журнале «Вопросы труда» за 1923 г. были опубликованы сведения, согласно которым в таких крупных городах, как Тула, Иваново-Вознесенск, Саратов, Ростов-на-Дону, Петроград 23 % от общей численности безработных искали работу менее 1 месяца, 34 % — от 1 до 3 месяцев, 27 % — от 3 до 6 месяцев, 16 % — свыше 6месяцев [5, с.26].
Для смягчения последствий безработицы, была выработана система мер по оказанию помощи гражданам, потерявшим постоянные заработок. Безработным гражданам стали выплачивать пособие по безработице. За 1924/1925 гг. на выплату пособий было потрачено 18 млн рублей, за 1925/19256 гг. — уже 46 млн рублей [13, с.32].
Среди других видов помощи следует отметить организацию общественных работ по благоустройству улиц городов с привлечением безработных, где можно было получить временный заработок.
Для того, чтобы получить пособие или участвовать в общественных работах необходимо было обязательно встать на учет на бирже труда. Биржи труда в период НЭПа стали главным центром учета и распределения спроса на труд и предложения труда.
Таким образом, в период НЭПа произошли кардинальные изменения в сфере трудовых отношений. Была отменена трудовая повинность, уравниловка в оплате труда, изменено трудовое законодательство, открыты биржи труда. Для этого периода характерно появления безработицы, главными причинами которой стали сокращения штатов различных учреждений и предприятий и введение хозрасчета в промышленности.
Литература:
1. Атаян И. М. Биржи труда в 20-е гг.: опыт государственного трудового посредничества/ И. М. Атаян // Социологические исследования. — 2000. — № 4. — С. 117–122
2. Данилова Е. Законодательство о труде в новых экономических условиях// Вопросы труда. — 1923. — № 1. — с. 11–12
3. Зыкина Т. А. История законодательного закрепления права российского работника на вознаграждение за труд [Электронный ресурс] URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=20&art=2203 (дата обращения: 03.05.2015)
4. Кодекс законов о труде 1922 г. [Электронный ресурс] URL: http://hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm (дата обращения: 05.05.2015)
5. Исаев А. Борьба с безработицей в 1922 г.// Вопросы труда. 1923. № 2. С. 26–32
6. Никольский Н. Безработица и её перспективы // Вопросы труда. 1925. № 10. С. 9–16
7. Поляков Ю. А. 1921-й: победа над голодом — М.: Издательство политической литературы, 1975. 112 с.
8. Сапон В. П., Стряпихина А. А. Новые подходы к организации трудовой и учебной деятельности в годы НЭПа (на материалах Нижегородской губернии) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 19–25.
9. Соловьев А. А. Вопросы занятости и трудоустройства — М.: Приор, 2000. 96 с.
10. Социальная структура советского общества: история и современность / Под ред. Селунской В. М. М.: Политиздат, 1987. 288 с.
11. Стряпихина А. А. Безработица в СССР в 20-е гг. ХХ в.// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 38–43.
12. Стряпихина А. А. Государственная политика СССР в области занятости (20-е годы ХХ в.) // Труд и социальные отношения. 2011. № 3. С. 91–95..
13. Стряпихина А. А. Решение проблем занятости населения в 1920-е гг. (по материалам Нижегородской и Вятской губерний). Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Н.Новгород, 2012. 246 с.
14. Стряпихина А. А. Социально-профессиональный состав безработных в годы НЭПа// Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 6 (77). С. 288–291.
15. Стряпихина А. А. Учреждение штатных комиссий и их роль в регулировании трудовых отношений в 1920-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3–2 (41). С. 178–181.
16. Стряпихина А. А. Характерные черты и особенности рынка труда в 1920-е гг.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 1. С. 36–38.
17. Федоров В. Д. Классовая ломка и политика управления. Очерки по истории трудоустройства и пополнения рабочего класса России. 1917–1940 годы Арзамас, 2006. 249 с.
18. Черных А. И. Рынок труда в 20-е гг. // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 118–126.