В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.
Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.
В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений. В частности речь идет об увеличении доли самостоятельной работы. Данный подход обусловлен необходимостью развития способности к самообразованию и непрерывному обучению. Современное общество предъявляет новые требования к специалисту. Сегодня это должен быть специалист, характеризующийся не только набором знаний, умений и навыков в определенной области, но и критически мыслящий, способный самостоятельно и творчески решать возникающие проблемы, имеющий навыки самообучения.
Однако достичь этого невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо вовлечь студента в процесс добычи знаний. В этом плане самостоятельная работа является важным компонентом образовательного процесса.
Самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под руководством и контролем со стороны преподавателя. Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, которая граничит с понятием самообразование [1].
В неязыковых вузах самостоятельная работа студентов является одним из наиболее приоритетных направлений. Связано это с тем, что количество аудиторных часов, отводимых на изучении иностранного языка, значительно меньше, чем в языковых вузах. Предполагается, что организация самостоятельной деятельности студентов в рамках неязыкового вуза должна быть нацелена, во-первых, на повышение качества обучения иностранному языку, во-вторых, на развитие профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности [2].
Организация самостоятельной работы студентов — это процесс нелегкий, который складывается из многих компонентов.
Во-первых, важным фактором успеха осуществления самостоятельной работы должна стать ее непрерывность и постепенное возрастание сложности. Условно можно выделить три уровня сложности самостоятельной работы в обучении иностранным языкам:
1) Репродуктивный уровень или тренировочный — так называемый, базисный уровень, на котором закладываются основы для работы на всех последующих уровнях, а именно, знакомство, усвоение и отработка нового материала. В результате чего формируется устойчивая лексико-грамматическая база, создается алгоритм действий.
2) Реконструктивный уровень (полутворческий) — предполагает перенос приобретенных знаний, умений и навыков на ситуации аналогичные тем, с которыми студенты уже сталкивались. (Например, акт коммуникации в условиях ситуации, которую студенты прорабатывали ранее, а именно на известном лексическом и грамматическом материале, с известными моделями речевого поведения). Однако данный уровень не подразумевает лишь механического воспроизведения, он требует от студентов мыслительной деятельности и проявления творческих способностей так же приветствуется.
3) Творческий уровень — это уровень формирования и развития творческих способностей студентов и их самостоятельности. Студенты поставлены в условия, когда им необходимо работать самостоятельно, использовать учебный материал для выражения своих мыслей, а также применять нестандартные подходы для решения поставленных перед ними задач [1].
Во-вторых, самостоятельная деятельность студента в процессе обучения в вузе требует определенных условий, которые будут способствовать ее эффективности, а именно:
- повышение мотивации студентов (осуществляется путем развития преподавателем интереса к предмету и ориентирование студента на результат его деятельности)
- осознание студентами сущности самостоятельной работы (предполагает наличие цели и конкретного задания; четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; определение формы проверки ее результата; обязательность выполнения самостоятельной работы)
- наличие творческой составляющей самостоятельной работы (путем выбора определенных форм работы, способствующих этому) [3].
В-третьих, успешный результат применения самостоятельной работы в рамках дисциплины иностранный язык во многом зависит от выбора правильных форм организации самостоятельной работы. Ошибочно, на наш взгляд, считать, что самостоятельная работа — это лишь внеаудиторная работа. В условиях дисциплины иностранный язык, самостоятельная работа должна представлять собой единство следующих форм: аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа и творческая самостоятельная работа.
Популярными методиками в обучении иностранному языку, предполагающими большой процент самостоятельной работы, являются личностно-ориентированные методики. Их целью является овладение навыками иностранного языка, наряду с формированием навыков правильного речевого поведения в различных жизненных, бытовых и профессиональных ситуациях.
К данным методикам относят:
- игровые методики — разыгрывание ролевых ситуаций, деловые игры;
- методика моделирования проблемных ситуаций — создание речевых ситуаций, в том числе в сфере профессиональных интересов студентов, содержащих проблему и требующих ее решения посредством использование иностранного языка. Цель методики — освоение и использование иностранного языка;
- методика проектной деятельности или метод проектов — самостоятельная работа студентов, направленная на решение практических задач с целью приобретения знаний. Данный процесс сопряжен с поиском необходимой информации и работой с ней. Каждый проект имеет наглядный конечный продукт деятельности — презентация, доклад, статья, эссе, сочинение и т. п., который имеет реальную практическую значимость для студента в бытовой, социальной, либо профессиональной сфере. Выбор темы должен быть ориентирован на студентов и вызывать у них интерес. Ценность метода проектов заключается в возможности использования языка в условиях, максимально приближенных к реальным;
- методика ситуативного анализа или метод кейсов — обучение путем решения конкретных задач. Методика предполагает анализ конкретной ситуации, имеющей профессиональную направленность и содержащей проблематику. Цель анализ ситуации, вычленение и изучение проблематичных сторон, поиск возможных вариантов решения проблемы и выбор наиболее приемлемого варианта. Использование данной методики на уроках иностранного языка способствует развитию коммуникативных навыков на иностранном языке, а также способствует общему и профессиональному развитию.
Эффективность использования самостоятельной работы во многом зависит от осуществляемого контроля. Контроль является основополагающим условием использования самостоятельной работы и должен систематически осуществляться как на итоговой стадии, так и на промежуточных. Предназначение контроля велико — во-первых, осуществление контролирующих мероприятий позволяет отслеживать качество овладения студентами знаний и умений, во-вторых, это обратная связь, которая поможет в нужный момент предвосхитить возможные ошибки со стороны студентов, в-третьих, это способ выявить возможные недостатки в использовании той или иной методики и вовремя скорректировать их. Существует множество форм контроля, — какие выбрать решает сам преподаватель.
Другим залогом эффективности предлагаемых для самостоятельной работы заданий должна стать посильность, с одной стороны, и момент новизны, проблематичности, неизвестности, с другой стороны. Студентам скучно и неинтересно долго выполнять типичные упражнения, а задания, содержащие творческую подоплеку, требующие нестандартного подхода, привлечения дополнительных навыков, особенно в сфере интересов учащихся всегда вызывают обоснованный интерес. Однако максимальной мотивация будет в том случае, когда материал не будет состоять только из абсолютно новой для студентов информации, большая ее часть должна быть в рамках кругозора, знаний и умений студентов. Только в таком случае будет мотивация, а значит, велик шанс продуктивной самостоятельной работы.
Получаемые на практике навыки самостоятельной работы при обучении иностранному языку в условиях неязыкового вуза позволяют повысить эффективность обучения иностранному языку, способствуют формированию ключевых профессиональных навыков, а также дополнительных навыков, способствующих формированию самодостаточного, активного, способного к самообразованию и саморазвитию специалиста.
Литература:
1. Пичкова Л. С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. — М.: МГИМО-Университет, 2008.
2. Алтайцев, А. М., Наумов В. В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1–3 марта 2001 г.) // Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2002. — С. 229–241.
3. Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641–643.