Статья посвящена изучению одного из важнейших элементов традиционной религиозно-мифологической системы японцев — культу императора. Благодаря анализу его сакрально-мифологического содержания представляется возможным более глубоко осмыслить традиционные ценности японской общности, предопределившие самобытность и уникальность японской государственности.
Ключевые слова: религиозно-мифологические представления японцев, культ императора, государственность, культурная самобытность, традиция.
Любое традиционное восточное общество существует в рамках сакрального восприятия мира, что делает его необычным и уникальным. В свою очередь Япония это страна с богатой историей и самобытными культурными традициями, которые базируются на реалиях и символах прошлого. Одной из наиболее значимых древних религиозно-мифологических традиций японской этнической общности является культ императора, который несёт в себе черты архаического самосознания японской нации.
Настоящее исследование основано на религиозно-мифологическом осмыслении образа императора в многовековой истории японского государства, ставшим главным символом единения и сплоченности японского народа. Сделаем акцент на том факте, что императорскую династию страны Восходящего Солнца можно по праву считать самой древней из существующих в настоящее время наследственных монархий. Данная особенность политического строя, безусловно, ставит Японию на особое место среди других монархических государств мира. В данном аспекте можно выделить основополагающую специфичную черту японской государственности, а именно священный характер власти, что предопределено самобытностью духовной культуры японского этноса.
Традиционная религия японцев синто всегда играла и продолжает играть весьма существенную роль в повседневной жизни японского общества. В связи с чем, можно проследить неоспоримую связь культа императора с древними религиозно-мифологическими воззрениями данного этноса, поскольку именно благодаря синтоистским заповедям представляется возможным объяснить сугубо японский вариант происхождения государства, а также особенности формирования института политической власти в Японии.
Как считает одна из ведущих отечественных исследователей японской культуры Т. Г. Сила-Новицкая: «Особенностью японского института монархии можно считать его поразительную способность гибко реагировать на многочисленные перемены в обществе и сохранять черты, свойственные ему на ранних этапах истории, а, следовательно, и ритуально-мифологический комплекс, характерный для института «священных царей» [2, С. 74]. Из этого факта и следует такая особенность японской государственности, как сакрализация императорской власти, предполагающая обожествление и почитание своего правителя. При этом неизменным механизмом, обеспечивающим сохранение своеобразия политической культуры Японии, является тот момент, что власть над японским обществом осуществляется за счет единого ритуально-мифологического комплекса синтоизма. Подобные представления в сознание японцев привели к тому, что в ходе исторической эволюции произошло постепенное преобразование синтоизма в государственную религию японцев, в которой император занял место верховного священнослужителя синтоистского культа.
Первые понимания божественной природы императорского рода можно найти в исторической хронике древней Японии «Кодзики» («Записи о деяниях древности»), составленной по повелению императора Тэмму в 712 г., а также в более подробном мифологическо-летописном своде «Нихон сёки» («Анналы Японии»), датированном 720 г. нашей эры. Эти документы содержат мифы и легенды о сотворении мира, о правлении первых небесных японских божеств, а также сведения о происхождении и о начале правовопреемственности японской императорской династии.
Стоит отметить удивительный факт происхождения императорского дома, который согласно японской традиции, заключается в её непрерывности на протяжении долгих лет, чем обосновывается священный статус императора в качестве кровного потомка главы пантеона синтоистских богов — Аматэрасу, дочери первых японских божеств Идзанаги и Идзанами. [1, С. 896]. В японской исторической традиции, все представители японской династии, начиная с императора Дзимму, являют собой непрерывную потомственную линию, произошедшую от божественных предков. Это обосновывает сакральный статус правителя Японии в качестве главного потомка божеств синтоистской мифологии — ками и обеспечивает право на трон самому императору и его потомкам.
Так, одна из древних синтоистских легенд гласит, что унаследовав Землю, богиня солнца Аматэрасу отправила с Равнины Высокого Неба своего внука Ниниги-но-Микото, чтобы тот стал правителем Японских островов, созданных ранее родителями богини. Перед путешествием она вручила Ниниги три божественных предмета, которые должны были облегчить ему путь с неба — бронзовое зеркало, меч и яшмовые подвески. Сойдя на землю, Ниниги женился и со временем передал эти священные предметы своему внуку Дзимму, который и стал первым земным императором Японии, вступив на престол в 660 году до н. э. Именно с момента его властвования можно говорить о начале единой системы японского летоисчисления, измеряемой по годам правления японских императоров.
На сегодняшний день железные мечи, бронзовые зеркала и яшмовые печати являются главными атрибутами императорской власти в Японии, воплощая в себе по представлениям синто такие божественные добродетели как силу, мудрость и милосердие. При этом каждая из этих священных регалий связанна с определенным мифологическим сюжетом. Согласно легендам, изложенным в «Кодзики», брат богине солнца Аматэрасу — бог Сусанно, олицетворяющий такую природную стихию как ветер, находясь в её владениях, совершил множество нехороших поступков, в результате которых богиня скрылась в скалистый грот, погрузив весь мир во тьму. Обеспокоенные боги решили выманить Аматэрасу с помощью бронзового зеркала, увидев своё отражение в котором, как считалось она выйдет наружу, и магического яшмового ожерелья «магатама», которое они разместили на ветвях священного дерева. Что касается железного меча, то для того чтобы загладить свою вину перед богиней Аматэрасу Сусанно преподнёс ей меч, который он вырвал из хвоста побежденного им змея-дракона: «Сусанно, ничего не боясь, вытащил свой меч, который был десяти пядей в длину, и разрубил чудовище на мелкие кусочки. Когда он рубил один из хвостов, лезвие его меча внезапно треснуло. Тогда Сусанно, движимый любопытством, наклонился и обнаружил в останках Дракона меч, называемый (Небесный Меч из Кучащихся Облаков). Рассудив, что меч, скорее всего, принадлежал какому-то божеству, он преподнёс его великой богине Аматэрасу» [2, С. 51].
Ещё раз обозначим, что на протяжение многих веков религия выступала в качестве духовной основы общегосударственной идеологии японского народа. Неоспоримым доказательством данной мысли может служить то обстоятельство, что согласно тексту «Нихон сёки» с середины VII века н. э., японские императоры, дабы подчеркнуть божественность происхождения и сакральную природу своей власти стали именовать себя китайским термином «тянь хуан, что в переводе означает «Небесный господин». На японский манер, данный термин звучит как «тэнно», и является воплощением волшебной силы, благодаря которой японский повелитель мог оказывать влияние на сознание и жизнь японского общества. Таким образом, можно говорить о своеобразном симбиозе двух властей в лице института императорской власти — религиозной и государственной, на котором и базируется вся система японской государственности. При этом император в силу религиозного аспекта, скорее играет сакрально-символическую роль, нежели является носителем реальных распорядительных полномочий. В сознании японцев именно через него происходит общение с небесными божествами, которые и обеспечивают покровительство всей японской нации.
К сказанному добавим, ещё один немаловажный факт, подтверждающий священный статус императорского дома, который заключается в том, что японские правители, как в древности, так и в настоящее время не имеют фамилий, что вызвано их прочным положением в японском обществе. Согласно японским традициям при жизни они получают лишь символические имена, которые используют в официальных документах. А после смерти императорам присваивают двойное имя, одно из которых обозначает их титул, а второе определяет заслуги его правления. Под данными им посмертными именами императоры остаются запечатленными на страницах японской истории.
В заключение отметим, что данная система культовых представлений японского этноса, в частности культ императора, поднимает самосознание японцев и способствует идеи их превосходства над другими народностями. И хотя на сегодняшний день император в основном играет лишь церемониальную роль в политической системе японского государства, его значение в общественной и духовной жизни японского общества по-прежнему остается неизменным. Это обусловлено, прежде всего, отношением японского народа к императорской династии как особому элементу их культурного наследия, благодаря которому формируется уникальная форма японской государственности.
Литература:
1. Понаморёва Ю. В. Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев [Текст] / Ю. В. Понаморёва // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — 896–899 с.
2. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии. Мифы, история, доктрины, политика. — М.: Наука, 1990. — 206 с.
3. Японская мифология: энциклопедия. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. — 460 с.
4. Akima Toshio. The Origins of the Grand Shrine of Ise and the Cult of the Sun Goddess Amaterasu Ōmikami // Japan Review. — 1993. — № 4. — P. 141–198. — URL: http://www.researchgate.net/publication/241669158_The_Origins_of_the_Grand_Shrine_of_Ise_and_the_Cult_of_the_Sun_Goddess_Amaterasu_mikami