До ХХ века основным предметом труда были материальные объекты, экономическое значение государства определялось его материальными ресурсами. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилось к категории «непроизводственные затраты». В настоящее время одним из основных предметов труда является информация.
Информация — это сведения, которые снижают неопределённость наших знаний о тех или иных объектах или процессах (например, бизнесе).
Постоянная тенденция перемещения трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, одно из доказательств информатизации экономики. (4)
Поэтому в научную литературу был введён термин «информационная экономика». За последнее десятилетие произошла существенная трансформация информационной среды общества, в результате которой наметились как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести разрушение монополии государства на общественно значимые информационные потоки. Существовавшая ранее закрытая информационная система отрицательно сказывалась на развитии общества.
Но создавалась инфраструктура хаотично, возникали лишь отдельные элементы информационной поддержки новых рыночных секторов. Создание инфраструктуры не было системным, и плохо увязывалось с реальной хозяйственной деятельностью. Поэтому информационная отрасль часто и заслуженно подвергалась критике за недостоверность информации и неполноту сведений о рынках и их участниках. Действительно, отсутствие значимых инвестиций в информационную инфраструктуру и атмосфера недоверия практически во всех сферах жизни общества привели к существенному сужению необходимых для развития общества информационных потоков (2).
Следует подчеркнуть, что в настоящее время наблюдается тенденция перехода от индустриального к информационному обществу, в котором информация является важнейшим фактором производства, создающим общественное богатство. Основой «информационного общества» является информационный бизнес.
Трудности со сбором информации приводили к снижению качества издаваемых продуктов. Упускалось множество мелких деталей, которые обычно и придают определенную значимость информационному продукту.
Информационная инфраструктура состоит как бы из трех контуров: сохранившиеся информационные потоки от организаций старого типа; новые информационные потоки рыночных структур; теневые информационные потоки. При решении многих рыночных задач предприятиям приходится использовать сведения из разных потоков, и доступ к ним не всегда прост. Но ни один из потоков не представляет собой полноценный ресурс для информационной поддержки развития общества. Существуют лишь отдельные продукты, локальные информационные системы, многочисленные интернет-сайты, часто с непроверенной информацией. Это существенно затрудняет формирование единой информационной системы предприятия, способной оказать действенную помощь в управлении бизнесом.(1)
Любая национальная экономика в значительной степени основывается на малом и среднем бизнесе. Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой.
Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности совместно с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.
Информационный бизнес (информационное производство, информационный сектор экономики и т. д.) является весьма перспективной сферой приложения капиталов.
Новая концепция «Информационной экономики» предполагает, что основой стоимости товара является «стоимость информационного ресурса», которая в основном проявляется через бизнес — коммуникации.
Таким образом, предприниматель имеет право на получение в полном объёме прибыли за умение пользоваться информационными ресурсами (бизнес-коммуникациями, информацией, компьютерными технологиями, различными «ноу-хау», патентами и т. п.).
Концепция «Информационной экономики» предполагает действие всех составных элементов экономики: информационного маркетинга, менеджмента и далее применение основных аспектов компьютеризации бизнеса: текстовых, графических, табличных процессов, систем управления базами данных, экспертных систем и компьютерных систем бизнес-коммуникаций. Данная концепция синтезирует в себе и развивает теории предельной полезности и трудовой стоимости.
Информационная экономика — это экономика, направленная на минимизацию количества вещества и энергии в производстве, распределении и потреблении товаров и услуг за счёт эффективного использования информационных ресурсов. Данное определение конкретизирует и дополняет более общее определение экономики — хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания необходимых жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов.
В настоящее время получает распространение новая форма предпринимательской деятельности — электронная коммерция. Электронной коммерцией является предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем. (2)
29 апреля 2004 года был издан Закон республики Узбекистан «Об электронной коммерции». Цель Закона — регулирование отношений в области электронной коммерции. Закон содержит 14 статей. В нём даётся определение понятия электронной коммерции, определяются её участники и их правовое положение, порядок и условия заключения договоров, требования к оферте, ответственность сторон.
Информатизация и предпринимательство взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие современной цивилизации. Осуществляется это через бизнес-коммуникации (биржи, банки, компьютерные сети, рекламу и т. д.), которые объединяют отдельные локальные предпринимательские структуры между собой и мировым бизнесом.
Бизнес-коммуникации, или связи в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства.
Бизнес-коммуникации — это взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства. Под взаимодействием понимается общение на основе информации. (1)
Данное определение, более точно отражает процесс, происходящий в условиях перехода к рыночным отношениям предпринимательских структур, по сравнению с другими определениями, которые определяют сущность коммуникаций как процесс передачи информации.
Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией, и её смысловым значением между двумя и более людьми.
Так, например, под коммуникациями (как на промышленных, так и на потребительских рынках) понимается вся совокупность возникающих связей и отношений между субъектами рынка, возникающими в процессе их деятельности. Они могут включать производственные и технологические связи между кооперирующими компаниями, деловые связи между покупателями и продающими фирмами, личные контакты между персоналом и компаниями, информационные связи и т. д.
Для успешного ведения дела необходима информация о конкурентах, рынках, банках, ценах, поставщиках и покупателях. В условиях жёсткой конкуренции современного бизнеса оперативное получение необходимой для принятия решения информации — основа эффективной деятельности предпринимательской фирмы. Информацию можно получить через различные бизнес-коммуникации. (3)
Наиболее перспективные бизнес-коммуникации — это товарные, фондовые и валютные биржи, биржи труда, страховые компании, рекламные агентства, сбытовые отделы организаций, а также различные аукционы, ярмарки, выставки. Все эти элементы создают синэнергетику бизнеса, его многообразие и динамичность, позволяют эффективно проводить бизнес-операции.
Необходимо отметить, что бизнес-коммуникации с развитием новых информационных технологий (национальных и международных компьютерных сетей данных, экспертных систем, интегрированных систем обработки информации, электронных офисов и автоматизированных рабочих мест) становятся более оперативными и позволяют организовать интеграцию бизнеса в международном масштабе.
Рынок информации. Рынок электронной информации. Мировой рынок информации принято подразделять на ряд основных секторов, включая сектор экономической, специальной и массовой информации. Предпринимателю нужна информация из всех 3 секторов, но успех его деятельности определяется, прежде всего, своевременным использованием экономической информации.
Сегодня в мире огромное количество коммерческих информационных служб предоставляют доступ к различным базам данных в режиме on-line. Около 40 % из них содержат информацию в области экономики, финансов, коммерческой деятельности.
В некоторых случаях подробную экономическую информацию можно получить из государственных источников: в регистрационной палате, налоговых и лицензирующих службах, торгово-промышленной палате. Большинство этих структур образуют единое информационное пространство, позволяющее предпринимателю собрать информацию, необходимую для принятия любого экономического решения. (2)
Мировая практика свидетельствует, что наиболее критичными для ведения предпринимательской деятельности являются: оперативная информация об общей экономической конъюнктуре; экономические новости о событиях, происходящих на рынке; информация о правовых условиях хозяйственной деятельности и о результатах развития науки и техники.
Значительная часть упомянутой информации в современных условиях должна предоставляться только с использованием электронных коммуникаций, а эффективность её использования зависит, прежде всего, от возможности совершения сделок в электронной форме. К сожалению, большая часть экономической информации распространяется только в печатной форме.
В настоящее время появились возможности получения экономической информации в режиме теледоступа. Это объясняется спецификой экономики при переходе к рынку, которая обусловила значительный интерес к информации о спросе-предложении, что привело к значительному расширению баз данных коммерческих предложений, большинство из которых представлено в режиме теледоступа.
Международный рынок электронной информации можно разделить на три части:
1. Деловая информация (биржевая и коммерческая).
2. Профессиональная информация (научно-техническая, юридическая и т. д.).
3. Массовая потребительская информация (новости, энциклопедии, справочники, искусство, погода, путешествия, расписания и т. д.).
Анализ использования коммерческих баз данных с точки зрения получаемых доходов дают базы данных деловой информации.
Необходимо учитывать, что биржевая и финансовая информации характеризуется высокой степенью изменчивости, большими объёмами. Со стороны пользователей предъявляются высокие требования к абсолютной полноте и точности информации, к её оперативности, и поэтому компьютеризация данной сферы стремительно растёт. В этой части рынка наибольшее количество обращений и максимальный доход.(4)
Коммерческая информация составляет на мировом рынке порядка 20 % от рынка биржевой и финансовой информации. (Речь идёт о справочной информации о предприятиях, их продукции, финансовом положении, связях, сделках, адресах, телефонах менеджеров и т. д.)
Общая тенденция мировой информационной системы к интеграции всех видов информации и созданию на этой основе электронной среды торгово-платёжных операций: от просмотра каталогов торговых предложений до контроля над поставкой товара и получения по электронной почте сопроводительных документов.
Литература:
1. Гулямов С. С., Шермухамедов А. Т., Бегалов Б. А. «Экономика информации» — Т.: «Узбекистан», 2009.
2. Алимов Р., Ходиев Б., К. Алимов. «Информационные системы технологии в национальной экономике» — Т.: «Узбекистан», 2009.
3. Абдувохидов А., Позилов Б. И. «Современные информационные технологии» -T.: Ташкентский государственный экономический университет. TГЭУ «Узбекистан», 2009.
4. Алимов Р., Новосардова С. А., Н.Отажанов Ю. А. «Информационные технологии в экономике». –T.: Ташкент, TГЭУ. «Узбекистан», 2005.
5. Карминский А. М., Карминский С. А., Нестеров В. П., Черников Б. В. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы. — М.: Финансы и статистика, 2004.