Данная статья посвящена вопросам привлечения иностранных студентов в российские вузы. В статье рассмотрены вопросы значимости данного критерия для попадания вуза в высшие строки мировых рейтингов. Особое внимание уделено анализу причин, препятствующих увеличению числа иностранных студентов и вопросам привлекательности получения образования в России для иностранных студентов. Приведены рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Ключевые слова: интернационализация высшего образования, глобальная образовательная среда, зарубежные студенты, мобильность.
Высшее учебное заведение по сути своей интернационально, и с первых дней основания, в эпоху средневековья и возрождения, характеризуется нарастающей мобильностью и слушателей (студентов), и преподавателей. Более того, в сфере образования активно происходил и происходит процесс экспорта образовательных систем, что обусловило согласованность учебных программ и процедуры получения специальности при одновременном сохранении уникальности традиций и культуры конкретных стран. Нынешнее поколение молодых людей во всем мире растет мобильным, готовым к переездам и путешествиям. Интернет, социальные сети стирают этнические и культурные границы, и молодежь сегодня не боится «чужих». [1, с. 8]
Российские вузы, в частности те, которые участвуют в программе «5–100», борются за высокое место в рейтингах Минобрнауки РФ, включая борьбу за такой показатель, как наибольшее число иностранных студентов. В последнее время происходит положительная динамика роста числа иностранных студентов. Для этого вузы проводят рекламные акции и кампании в зарубежных СМИ, иностранном сегменте Интернета, участвуют в международных образовательных выставках и форумах, переписываются с поступающими. При этом обстоятельства складываются так, что рейтинги делают нечто большее, чем просто определяют уровень деятельности вуза. Они становятся образцом маркетизации и глобализации высшего образования и инструментом борьбы за качество мирового уровня. Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20 %), цитируемость работ преподавательского состава (20 %), репутация университета среди работодателей (10 %), количество зарубежных студентов (5 %) и преподавателей (5 %) [2].
Показатель — число международных студентов, обучающихся по образовательным программам в российских университетах, несмотря на свою незначительную долю (всего 5 %) от общего числа совсем не прост в выполнении, особенно для университетов, которые работают за пределами центрального региона России. Иностранные студенты важны для России из-за экономической и политической выгоды: они могут создавать рабочие места в экономике региона, ввозят валюту и тратят её на территории РФ, поддерживают при этом сферу сбыта, услуг и т. д. Кроме того, какая-то их часть является потенциальным ресурсом для развития бизнеса и двусторонних экономических отношений между странами. [3, с. 32] Но настолько ли важно уделять вопросу привлечения иностранных студентов такое значительное внимание с учетом «легковесности» данного показателя? С учетом всех положительных моментов, упомянутых выше, действительно ли нужны российским университетам иностранные студенты?
Ответ на оба вопроса будет скорее всего положительным с учетом того факта, что Минобрнауки, МИД и Россотрудничество обратились к правительству с предложением значительно — на треть — увеличить квоту для иностранных студентов в российских вузах. Результатом обучения иностранцев в России чиновники видят «формирование пророссийских национальных элит», которые смогут «более эффективно продвигать российские интересы, в том числе долгосрочного характера». Если человек учился за рубежом, в нем воспитывается некая лояльность к стране пребывания, и то, что Россия рассчитывает на пользу от такой лояльности, логично и правомерно. С 2014 года оператором программы по отбору иностранных граждан для обучения в России является Россотрудничество, которое располагает в 80 странах центрами научного и культурного сотрудничества. Абитуриенты отсылают в центры заявки (если в стране нет такой структуры, прием осуществляется через посольства РФ) и документы об образовании. Затем соискатели проходят тестирование по профильным предметам. Успешно прошедшие отбор составляют список из шести российских вузов, в которых они хотели бы учиться.
Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. [4, с. 257] Томский политехнический университет в инициативном порядке перешёл на «уровневую» систему годом раньше. В результате мы получили, как минимум, два преимущества, а именно: конкурентную среду и ряд свобод (выбор содержания, места и времени реализации индивидуальной образовательной траектории). В связи с этим иностранным студентам становится выгодно учиться в ТПУ, а университету — готовить элитных специалистов для России и мира. При этом образовательные традиции русской инженерной школы остаются нашим конкурентным преимуществом. Формирование двуязычной научно-образовательной и социальной среды — является одним из важных пунктов маркетинговой стратегии Программы повышения конкурентоспособности ТПУ [5]. Университет в течение последних 15 лет занимается обучением иностранных студентов, получив право разработки и реализации программ на английском языке в 1999 г. Сегодня международная среда университета — это более 1611 иностранных студентов из 30 стран мира. Ежегодно около 100 иностранных специалистов принимают участие в научно-образовательной деятельности ТПУ. С целью максимальной интеграции в современное международное научно-образовательное пространство планируется, что языковая академическая и социальная среда университета будет состоять из двух равнозначных компонентов — русского языка и английского как языка мировой науки. Планируется достижение следующих показателей:
- доля образовательных программ, реализуемых на английском языке — 30 %;
- число программ уровня «двойной диплом» — 30;
- доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан — обладателей степени PhD зарубежных университетов НПР — 10 %;
- доля иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ) — 25 %;
- доля НПР, владеющих английским языком, — 100 %;
- формирование двуязычного социального пространства.
Почему же, тем не менее, мы испытываем проблемы с активным притоком иностранных абитуриентов, в частности из стран Европы, так ли привлекательно для них получение образования в России, как мы полагаем.
Чаще всего среди причин, препятствующих увеличению доли иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, выделяют следующие:
1) географическое положение,
2) небезопасность жизнедеятельности,
3) язык преподавания.
Если говорить о вузах Западной Сибири и Урала, то климатические условия и наличии удобных транспортных коммуникаций в совокупности не повышают привлекательности российских университетов для иностранных абитуриентов, а на безопасность жизнедеятельности вузы и вовсе не могут влиять, т. к. многое определяется политической и экономической ситуацией в стране и влиянием средств массовой информации за рубежом, формирующими как позитивный, так и негативный настрой.
В июне 2014 г. состоялся визит представителей Института кибернетики в один из европейских вузов-партнеров ТПУ, входящих в ТОП-100 мировых лидеров образования. Цель визита заключалась в участии в мероприятиях, организованных европейским вузом для своих студентов, на которых представители вузов-партнеров рассказывали о реализуемых совместных программах, преимуществах и поддержке для иностранных студентов. На презентации программ ТПУ присутствовали около 25 иностранных студентов. Присутствующим студентам было предложено (в добровольном порядке, анонимно) ответить на 3 вопроса заранее подготовленной анкеты:
1. Бывали ли вы в России?
2. Считаете ли вы привлекательным обучение в России для будущей карьеры?
3. Что останавливает вас от поступления в российский вуз? (были предложены следующие варианты: климат, расстояние, язык или другое).
Ответы были проанализированы и представлены в виде следующих наглядных диаграмм (Рис. 1 и 2):
Рис. 1. Причины, препятствующие поступлению иностранцев в российский вуз
Рис. 2. Привлекательность обучения в России для будущей карьеры иностранцев
Очень часто мы ошибочно считаем, что иностранные студенты боятся холодной зимы, и их пугает дальность расстояний. При этом почему-то мы не уделяем должного внимания таким факторам, как низкая мировая известность научных школ и слабо прорекламированная репутация образовательных услуг, возможностей участия в научных проектах, прохождения стажировки в российских компаниях с перспективой получения опыта работа в России и дальнейшего трудоустройства.
Вернемся к вопросам, поставленным в начале статьи — настолько ли важно уделять вопросу привлечения иностранных студентов такое значительное внимание с учетом «легковесности» данного показателя и действительно ли нужны российским университетам иностранные студенты. Среди основных показателей рейтинга QS наибольший вес имеет такой показатель, как репутация в академических кругах. При этом очевидным является тот факт, что репутация не может возникнуть из ниоткуда. Для её возникновения требуется взаимодействие — партнерское, научное, взаимовыгодное сотрудничество. Сама по себе студенческая мобильность без четкого понимания целей и задач, видения результатов, которые будут достигнуты сразу после участия в таких программах или в перспективе, вряд ли может стать толчком к такому взаимодействию и сформировать зачатки репутации. В таком случае можно говорить, что маловесные показатели, такие как количество зарубежных студентов и преподавателей, а вместе с ними и цитируемость работ преподавательского состава и формируют тот самый весомый показатель академической репутации. И именно иностранные студенты могут важным элементом, влияющих на повышение репутации российского образования в международных кругах.
Предлагаю рассмотреть следующие способы привлечения иностранных студентов:
- создание новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами;
- переход на модульный междисциплинарный принцип проектирования и реализации образовательных программ;
- создание виртуальной образовательной среды с активным использованием мировых открытых образовательных ресурсов (EdX, Coursera);
- формирование репутации университета, реализующего уникальные образовательные программы, соответствующие международным стандартам;
- грантовая поддержка лучших российских и иностранных студентов;
- развитие кампуса.
В заключении можно сделать следующий вывод: чтобы показатель количества иностранных студентов действительно сыграл в плюс вузу нужно выстраивать работу с иностранным контингентом таким образом, чтобы это в дальнейшем повысило репутацию вуза в академических национальных и международных кругах. Именно правильно спланированная двусторонняя академическая мобильность студентов может в дальнейшем привести к результатам, которые будут измеримы и видимы в форме созданных совместных научных групп, разработанных совместных научных проектов, изданных совместных публикаций, в форме обмена не только студентами и аспирантами, но и научно-педагогическими работниками, что в свою очередь не замедлит благоприятно сказаться на формировании конкурентной глобальной образовательной среды в российском вузе и вхождению в ведущие строки мировых рейтингов.
Литература:
1. Иванкина Л. И., Фисоченко О. Н., Берестнева О. Г. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям ВУЗа, Издательство ТПУ 2013–8 с.
2. Российские вузы не помещаются в рейтинг. — [Электронный ресурс]. — URL: www.gazeta.ru/social/2012/11/02/4839677.shtml (дата обращения 04.05.2014).
3. Сидоренко Т. В. Мировые рейтинги университетов как стимул к совершенствованию системы высшего образования России // Всероссийский научный журнал Философия образования. — НГПУ ИФиП СО РАН, 2014. — № 4(55). — 32 с.
4. Елкин С. Е. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов (монография) / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, В. П. Чижик. — Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 257 с.
5. Портал Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. — [Электронный ресурс]. — URL: http://5top100.ru/