Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социокультурные особенности деловых партнеров или ученых в процессе профессионально-ориентированного общения. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную бизнес этику, взаимодействия людей в процессе межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося знания социокультурного пласта знаний. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации в рамках делового этикета.
Ключевые слова:этика, национальная бизнес этика, национальная культура, национальные ценности, нормы поведения.
Многочисленные исследования подтверждают, что многие сотрудники бизнес сектора идут на компромиссы с собственными моральными стандартами под воздействием норм поведения, выработанных в организации, где они работают. “Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой” [5, c. 92].
Что мы подразумеваем под этикой? “Этика ― сложная система идей, включающих общую мораль, систему ценностей и их совокупность” [2, c. 308]. С точки зрения, перевода термина “этика” с греческого языка, этика относится к моральным ценностям. Если мораль, предположим, отражает определенные обычаи данного социума, то ценности уже преломляются через призму личного и общественного восприятия каких-либо норм поведения. В любой организации существуют неписаные, иногда явно невыраженные нормы и взаимные ожидания, которые теме не менее оказывают сильное давление на поведение всего коллектива. Корпоративная этика входит в состав более крупного образования ― корпоративную культуру.
Российский бизнес и отечественная бизнес этика являются уникальным явлением по сравнению с опытом американских и европейских организаций [1, 4]. Это позволяет утверждать, что между этической реакцией на события в деловой сфере российских и зарубежных бизнесменов существует “пропасть” [1]. В России управленцы сами нарушают создаваемые правила из договора компании, считая свое поведение выше регулирования. Остальные сотрудники, видя подобное отношение, тоже начинают игнорировать правила, зафиксированные в договоре.
Представители зарубежного бизнеса убеждены, что деловая практика в России сопряжена со многими трудностями и даже опасностями [1]. Для выяснения причин, по которым российский бизнес кажется непривычным с точки зрения бизнес этики для иностранных партнеров, зарубежные исследователи рекомендуют опираться на модель культур Хофстеде [3].
“Модель Хофстедe позволяет установить связь между национальными ценностями и экономической эффективностью той или иной страны. Основные элементы модели Хофстеде включают полярные индивидуализм/коллективизм, маскулинность/ фемининность, а также дистанцию власти, избегание неопределенности. Позже, в 2010 г., Хофстеде добавил пятое измерение — временной горизонт, подразумевая долгосрочный либо краткосрочный временной ориентир” [2, с. 24]. Причем подчеркивается, что Россия отличается, например, от США по всем четырем основным параметрам, но особенно эта разница заметна на таких элементах как индивидуализм, коллективизм и дистанция власти. Позволим себе напомнить основные положения, описывающие различия, лежащие между двумя такими непохожими культурами как Россия и США с точки зрения Хофстеде.
Одно дело опираться на систему ценностей, основанную на общественной морали за или против чего-то, а иное дело — верить в эту систему, соблюдать этический кодекс поведения в повседневной жизни, придерживаться корпоративной этики данной организации. То, как мы ведем себя на самом деле, когда сталкиваемся с проблемами, определяет уровень взаимодействия всех составляющих. Этика ничего не значит, если нет совокупности этих составляющих.
Несмотря на то, что исследования Хофстеде проводил в конце двадцатого века, Россия до сих пор считается страной, ориентированной на коллективное поведение, где принятие человека группой гораздо важнее, нежели собственное мнение или достижение. При этом в большинстве своем члены группы, в том числе и рабочей, проявляют заботу друг к другу. Так же принято считать, что в коллективистских культурах лояльность к строю является залогом успешности человека и ответной заботы со стороны организации. Принадлежность России к коллективистским культурам принято считать наследием коммунистического режима, когда основное значение имели коллективный труд и результаты, а индивидуализм и отход от коллективных ценностей осуждались. Если рассматривать факторы, которые имеют непосредственное отношение к организационным аспектам, то можно увидеть, что для стран с коллективистской культурой характерна ответственность организаций за своих подчиненных, что влечет моральную “включенность” сотрудника [1]. Это представляет особый интерес в рамках нашего исследования.
В отличие от коллективистских культур, культуры, ориентированные на индивидуализм, предполагают ориентацию на индивидуальные интересы. В странах, относящихся к индивидуалистическим, например США, сотрудники организации отвечают за свои действия самостоятельно, а их взаимоотношение с работодателем построено на трезвом расчете, а не на основе моральных обязательств. Таким образом, сотрудник остается в большой степени эмоционально независимым от организации и от коллег. Немаловажным представляется факт, что индивидуализм подразумевает универсальность предъявляемых требований ко всем членам организации.
Итак, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, этика бизнеса — понятие не универсальное и не постоянное. Восприятие бизнес проблем действительно зависит от культуры страны, в которой находится организация.
Во-вторых, существует ряд элементов, таких как лицо, ответственное за поведение в организации; нормативы поведения; ключевые проблемы бизнес этики и участники бизнес процессов, указывающие на особенности бизнес этики в той или иной стране.
В-третьих, находясь в процессе становления и обновления, российская бизнес этика, тем не менее, не может перенимать опыт зарубежных организаций, поскольку имеет иные ключевые проблемы, иных участников процессов, а так же отличительные культурные традиции, лежащие в основе поведение участников [9].
Корпоративная этика, в отличие от универсальной линии поведения, обусловлена особенностями деятельности и целями какой-либо организации, а также уже исторически сложившимися стереотипами поведения ее членов. Cледовательно, именно этический кодекс является средством, обуславливающий поведение индивида. Итак, можно сделать вывод о том, что этические стандарты в сфере бизнеса отличаются от общепринятых этических стандартов по ряду причин: общественного давления в данной организации на отдельного сотрудника, неписаных табу, моды, проблем безработицы и низкого уровня жизни членов коллектива, желания достичь успеха и богатство любой ценой и т. д.
Литература:
1. Beekun R., Stedham Y., Yamamura J. Comparing business ethics in Russia and the USA // International journal of HRM, —2003. — № 14: 8. — P. 1333–1349.
2. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. — М.: Персей Вече Аст, 1995. — 600 с.
3. Koehn D. What can Eastern philosophy teach us about business ethics? // Journal of business ethics, — 1999. — № 19. — P. 71–79.
4. Lennic D., Keil F. Moral intelligence. — New Jersey: Pearson Education Inc., 2005. — 300 p.
5. Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. Уч. пособие. — М.: Дело, 2001. — 280 с.
6. Sandbu M. Just business. Arguments in business ethics. — New Jersey: Prentice Hall, 2011. — 206 p.
7. Vogel D. Is USA business obsessed with ethics? // Across the board. ― 1998, November- December. — P. 31–33.
8. Cherepanov N. V. The ethical foundation of the Russian management // Management in Russia and abroad, — 2010. — № 6. — P. 3–11
9. http://sjs.tpu.ru/journal/article/download/621/473