Актуальность данного исследования заключается в значимости вопросов регулирования и планирования бюджета и бюджетной системы в условиях рыночной экономики.
Бюджет — это важнейшая концепция в микроэкономике, и в макроэкономике — государственный бюджет. Проект бюджета обсуждается и принимается законодательным органом страны ежегодно. Построение бюджетной системы определяется формой государственного устройства. Например, в унитарных государствах существует двухзвенная система — центральный и местные бюджеты. Федеративные государства включают и бюджеты республик, штатов, краев, земель [1, c. 57].
Одним из главных документов, который регулирует экономическую жизнь общества, является бюджет. Это понятие воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству, бизнесу, семье, организации для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде. Важнейшее место в финансовой системе занимает государственный бюджет.
Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ РФ, который определяет перспективу и параметры ее развития на предстоящий год. Как правило, разработке его показателей уделяют особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджетный кодекс Российской Федерации рассматривает бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, которые должны быть предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления [3, c. 124–156].
Исходя из вышеуказанного, государственный бюджет является средством накопления ресурсов финансовых для государства, а также дает возможность содержания государственного аппарата государственной власти, содержания армии, выполнения социальных мероприятий, реализации экономических задач, выполнения присущих функций государством. Государственный бюджет можно определить как финансовый счет в общем виде. Тут представлена сумма расходов, доходов государства за какой-то период (обычно берут за год). Также, государственный бюджет можно рассмотреть как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов на стадии его окончательного утверждения законодательной властью.
В бюджетной системе РФ следующие уровни: внебюджетные фонды, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, федеральный бюджет [3].
Федеральным казначейством осуществляет обслуживание исполнения бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетный профицит — это ситуация, если доходы бюджета выше расходов (профицит бюджета). Если же запланированные расходы ниже доходов бюджета, это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета) [5].
Бюджетом государственных внебюджетных фондов называют форму расходования, образования денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае безработицы. Формируются же расходы и доходы государственного внебюджетного фонда в порядке, который устанавливает федеральный закон, а так же в другом в порядке, который предусматривает Бюджетный кодекс Российской Федерации. Государственные федеральные внебюджетные фонды относят к федеральной собственности. Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ относят к государственным социальным внебюджетным фондам.
Для финансового обеспечения выполняемых фондом задач и функций, доходы и расходы государственного внебюджетного фонда составляют его бюджет. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение в законодательные органы. К бюджетной системе Российской Федерации относятся государственные внебюджетные фонды. Эти проекты представляют одновременно с проектами соответствующих бюджетов на следующий финансовый год.
Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; добровольные взносы юридических и физических лиц; прочие доходы.
Устанавливаются направления расходов государственных внебюджетных фондов в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством. Органом управления фонда составляется отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда, затем его представляют на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона. Представление отчета осуществляется в аналогичном порядке. Органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации осуществляют контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов [4].
Федеральным бюджетом называется основное орудие валового внутреннего продукта и перераспределения национального дохода. Около 30 % валового внутреннего продукта перераспределяется через федеральный бюджет. Этот бюджет наиболее широко используется в межотраслевом, территориальном перераспределения финансовых ресурсов. Учитываются требования рационального размещения производительных сил, подъема культуры, экономики на всей территории РФ, в том числе республики, края, области. При переходе к рыночным механизмам, средства государственного бюджета должны быть направлены на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
В настоящее время приоритетными являются транспорт, топливно-энергетический, военный, промышленный и агропромышленный комплексы. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и эффективному использованию средств государства [2].
Основные типы бюджета:
а) Бюджет, который был составлен снизу вверх. Он предусматривает сбор информации бюджета от исполнителей к руководителям нижнего уровня, а затем — к руководителям организации.
б) Бюджет, который был составлен сверху вниз. Он требует от руководства компании точного понимания всех особенностей организации и готовность сформировать какой-то реалистичный прогноз на определенный период времени [1].
Доходами бюджета называются денежные средства, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством Российской Федерации в управление органов государственной власти Российской Федерации, субъектов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления органов. Это определение написано в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Основный нормативный акт, который регулирует учет, систематизацию информации о состоянии бюджета, является классификация бюджета. Её используют для составления и исполнения бюджетов, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней системы бюджетов. Именно этот документ классифицирует доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы на группы доходов, которые состоят из статей, которые в свою очередь объединяются в конкретные виды доходов по способам получения доходов. Кроме этого, согласно кодексу Бюджетному Российской Федерации доходы бюджетов подразделяются на регулирующие и собственные. К собственным доходам можно отнести доходы налоговые и часть доходов неналоговых. После вступления в силу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» к собственным доходам теперь можно отнеси доходы неналоговые, которые зачисляются в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о сборах и налогах; доходы, которые получены бюджетом в виде безвозвратных и безвозмездных перечислений за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций. К регулирующим доходам можно отнести такие доходы, которые получаются бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяет закон о бюджете того уровня системы бюджета, который собственные доходы передает или распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня [5].
Налоговые доходы являются самой большой группой доходов государственного бюджета. К ним относят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Налогами можно назвать важную экономическую категорию, связанную с существованием и функционированием государства. В Налоговом кодексе Российской Федерации понятие «налог» и «сбор» разделены, в налоговом законодательстве Российской Федерации налоги, сборы и пошлины трактуются как налоги. Исходя из вышеуказанного налогами можно назвать не только собственно налоги, но и сборы и пошлины.
К расходам бюджета относят денежные средства, которые направлены на обеспечение задач с финансовой стороны, а также функций государства и местного самоуправления. Предоставление бюджетных средств осуществляется следующими способами:
1. Ассигнований, направленных на содержание бюджетных учреждений — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Основные виды бюджетных ассигнований являются ассигнования на: содержание учреждений бюджетных; реализацию обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации
2. Средствами на оплату работ и услуг, а также товаров, которые выполняются физическими и юридическими лицами по контрактам государственным или муниципальным
3. Трансферты населению, которые включают в себя ассигнования на выплату населению, которые установлены законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления
4. Ассигнования для осуществления отдельных государственных полномочий, которые передаются на другие уровни власти
5. Ассигнования для компенсации дополнительных расходов, которые возникли в результате решений, принятых органами государственной власти, которые приводят к увеличению расходов бюджетных или уменьшению доходов бюджетных
6. Бюджетные кредиты юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей)
7. Субвенции и субсидии юридическим лицам, а также физическим лицам;
8. Инвестиции в уставные капиталы действующих, а также вновь создаваемых юридических лиц
9. Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджета других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам
10. Кредиты для иностранных государств
11. Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, а также числе государственных и муниципальных гарантий [3, c. 48].
Новые типы расходов бюджета могут финансироваться только с начала следующего финансового года, если они были включены в соответствующий бюджет. При определении источника финансирования исключается повышение дефицита бюджетов.
Литература:
1. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 1 октября 2004 года; включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года). — Новосибирск: Сиб. изд-во, 2004.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральные законы от 17 июля 1998 года и от 26 июля 2000 года с дополнениями и изменениями. — М.: ПРИОР, 2002.- 320 с.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
4. Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна, Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 512.
5. Бюджетная система РФ: Учебник для студентов вузов/ Под ред. М. В. Романовского. М.: Юрайт, 2000.