Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 17.05.2015

Статья просмотрена: 3854 раза

Библиографическое описание:

Ананидзе, М. Г. Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России / М. Г. Ананидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18792/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье приведено понятие и назначение государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Их место в российской экономике, оценка их использования, а также анализ формирования. Автор оценивает использование данных ресурсов и предлагает пути повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Ключевые слова: государственные и муниципальные финансовые ресурсы, бюджет, внебюджетный фонд, управление финансовыми ресурсами государства, повышение эффективности использования ресурсов.

 

Экономические преобразования — неотъемлемая часть рыночной экономики. Как и любые мероприятия, проводимые в экономической сфере, они требуют затрат или, иначе говоря, для них необходимы финансовые ресурсы. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы — это доходы, поступления и денежные накопления, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления и предназначены для решения вопросов, относящихся к их компетенции. [1] Государственные и муниципальные финансовые ресурсы формируются и используются в форме следующих денежных фондов: бюджеты и внебюджетные фонды. Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2] Внебюджетный фонд — это форма образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающая целевое направление средств на финансирование потребностей общества.

Невозможно недооценивать роль финансовых ресурсов государства в качестве основы функционирования государства, а также при проведении любого рода модернизаций во всех сферах жизни страны. Государственные финансовые ресурсы, в первую очередь, выражают фонды денежных средств, которые создаются за счет производства и дальнейшего распределения ВВП и вновь созданной стоимости, как в границах страны, так и за ее пределами.

Условия, которые сегодня сложились в российской практике, по разным оценкам все еще носят характер переходной экономики. [3] Таким образом, отношения, возникающие в процессе формирования и дальнейшего расходования финансовых ресурсов наиболее важны и актуальны. Для того чтобы выявить слабые стороны этих процессов, а также найти пути совершенствования их механизмов, следует провести анализ, основанный на статистических данных прошлых лет.

Использование финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления на текущий 2015 год и плановый 2016 год ориентировано в основном на исполнение социальных обязательств государства, проведение мер по поддержанию долгосрочной устойчивости пенсионной системы страны, финансирование масштабных проектов, а также на эффективное управление финансовыми ресурсами государства. Бюджетная политика государства направлена на достижение стратегических целей страны, которые содержатся в таких правовых актах, как указы Президента РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и других.

Основные задачи бюджетной политики на текущий и плановый годы — это, во-первых, уменьшение рисков несбалансированности всех бюджетов бюджетной системы РФ, снижение роли внешнеэкономических факторов в статьях доходов федерального бюджета, выделение дополнительных ассигнований на совершенствование системы оплаты труда работников федеральных учреждений, увеличение размера пенсионных выплат и пособий каждый год, финансирование научной деятельности и другие. Согласно долгосрочной бюджетной политике также планируется снизить расходы федерального бюджета на 1,5 %, далее на 4,8 % и 2,4 % по сравнению с предыдущими годами.

Государственные заимствования и поступления от процессов приватизации федеральной собственности — эти ресурсы в период с 2015 по 2016 годы будут выступать главным источником финансирования бюджета. [4] 2015 год по прогнозам должен увеличить данные ресурсы в два раза.

Тем не менее, современные тенденции в области использования финансовых ресурсов направлены на сокращение многих классических статей расходов государства таких как, например, образование и здравоохранение. Так происходит из-за ухода на задний план менее приоритетных расходных пунктов, которые уступают место расходам, создающим благоприятные условия для бюджетной системы РФ.

Однако согласно Основным направлениям бюджетной политики расходы консолидированных бюджетов регионов должны возрасти до 39 %, а расходы этих же регионов на образование должны быть равны 40,5 % от всех региональных расходов. Сами же расходы консолидированных бюджетов должны возрасти до отметки 26 % по сравнению с предыдущими периодами. Возникает вопрос: как увеличить размеры расходов по нескольким статьям без нахождения дополнительных источников дохода. Самое неэффективное, но самое популярное решение — сокращение других расходов. [5]

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов — давняя проблема государства, которая касается всех уровней бюджетной системы. Одной из мер, позволяющих достичь улучшений и получить эффективность, является создание и принятие программных документов. Примером из практики служит Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которая была утверждена Президентом России. С ее помощью были введены новые «бюджетные правила», проведена реформа, касающаяся государственных и муниципальных учреждений. Достижениями данной программы можно считать еще и то, что была утверждена концепция «Электронного бюджета».

Тем не менее, проблема не решается полностью, и открытыми остаются проблемы, связанные с дальнейшим реформированием бюджетного процесса и контроля государственного и муниципального уровня, оказание услуг государством, улучшения использования и распределения межбюджетных трансфертов и совершенствование правовой базы финансовых отношений государства. По этой причине важно принимать документы на федеральном уровне, ориентированные на долгосрочное развитие и перспективу. К таким документам можно отнести бюджетные стратегии РФ, суть которых заключается в составлении прогноза экономического и социального развития страны. Как только прогноз будет составлен, появится возможность предсказать экономические процессы и регулировать бюджетную и налоговую политики. Очень важную роль играет управление финансовыми ресурсами на уровне определенных территорий страны, где принцип самостоятельности дает право органам местного самоуправления самим распоряжаться финансовыми ресурсами регионального бюджета. Для достижения эффективности в деятельности органов местного самоуправления необходимо принять следующие решения: 1) уменьшить финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. 2) улучшить качество управления финансами в субъектах.

Несмотря на практически отсутствие дефицита в бюджетах государственных внебюджетных фондов, они нуждаются в совершенствовании и повышении эффективности от использования доходов своих бюджетов. Так, например, давно обсуждаемая проблема, связанная с выдачей пенсионных выплат, нашла свое решение. Государственная Дума приняла законы о пенсионной реформе, которые вводят с 2015 года новый порядок начисления пенсионных выплат. Предполагается, что планка будет подниматься постепенно и через 10 лет достигнет значения 15 лет.

Другими словами, новая система предоставляет выбор и четко разграничивает требования, предъявляемые к той или иной сумме пенсий. Таким образом, для получения эффективных результатов от расходования тех или иных государственных и муниципальных финансовых ресурсов, необходимо проводить реформы, выделять приоритетные статьи расходов, утверждать социально-экономические программы, принимать стратегии, а также уменьшать долю трансфертов для стимулирования собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

 

Литература:

 

1.      Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — М.: КНОРУС, 2014.

2.      Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы — М: КНОРУС, 2009.

3.      Яковенко Д. Здесь уже ничего не исправишь//Журнал Эксперт online [сайт] URL: http://expert.ru/expert/2014/19/zdes-uzhe-nichego-ne-ispravish/

4.      Фомченков Т. СП оценила неналоговые доходы//Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/03/25/sredstva-site.html

5.      Данков А. Митрохин С. Проблемы эффективности использования субнациональных финансовых ресурсов http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=3006

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, ресурс, бюджетная система РФ, государственная власть, расход, федеральный бюджет, финансовый ресурс государства, бюджетная политика, Внебюджетный фонд, форма образования.


Ключевые слова

бюджет, государственные и муниципальные финансовые ресурсы, внебюджетный фонд, управление финансовыми ресурсами государства, повышение эффективности использования ресурсов., повышение эффективности использования ресурсов

Похожие статьи

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности

Статья посвящена проблеме информатизации вузовского образования посредством освоения электронных образовательных ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В статье рассматри...

Эффективное управление привлеченными ресурсами коммерческих банков

В статье определяются основные цели и направления формирования ресурсной базы коммерческого банка. Проводится анализ ключевых принципов формирования политики, стратегии и тактики управления привлеченными ресурсами банка. Исследуются основные методы у...

Основные проблемы финансово-экономического обеспечения деятельности бюджетных общеобразовательных организаций

В статье исследуются ключевые аспекты финансово-экономического обеспечения общеобразовательных организаций в Российской Федерации, с акцентом на существующие проблемы финансирования, такие как недостаток бюджетных средств, низкая эффективность исполь...

Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства Кыргызской Республики

В статье проведен всесторонний анализ социально- экономическое положение в Кыргызской Республике в период с 2009 по 2014 гг. и рассмотрены и проанализированы различия социально-экономическое развитие, и влияние их на политическую и экономическую обст...

Проблемы правового регулирования отношений по использованию лесного фонда Российской Федерации

Лесные ресурсы всегда занимали важное положение в общественно-политической, экономической деятельности всех Россиян. Сегодня есть множество проблем, связанных с режимом лесных ресурсов. Это, к примеру, профилактика пожаров, защиты лесов от вредителей...

Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов

В РФ более 19 тысяч муниципальных образований, имеющих собственные бюджеты. В данной статье рассматриваются местные бюджеты, являющиеся наиболее приближенными к потребностям местного населения. Целью исследования является определение понятия местного...

Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...

Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений

В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования России в целом, а также проблема финансового планирования бюджетных образовательных учреждений Забайкальского края, в частности. Проведен анализ и ...

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....

Повышение эффективности управления по привлечению инвестиций в региональную экономику

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи эффективности экономики нашей страны и её регионов с инвестиционной политикой и её масштабами. Исследованы показатели внедрения инвестиций в секторы экономики Наманганской области, а также формирование источни...

Похожие статьи

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности

Статья посвящена проблеме информатизации вузовского образования посредством освоения электронных образовательных ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В статье рассматри...

Эффективное управление привлеченными ресурсами коммерческих банков

В статье определяются основные цели и направления формирования ресурсной базы коммерческого банка. Проводится анализ ключевых принципов формирования политики, стратегии и тактики управления привлеченными ресурсами банка. Исследуются основные методы у...

Основные проблемы финансово-экономического обеспечения деятельности бюджетных общеобразовательных организаций

В статье исследуются ключевые аспекты финансово-экономического обеспечения общеобразовательных организаций в Российской Федерации, с акцентом на существующие проблемы финансирования, такие как недостаток бюджетных средств, низкая эффективность исполь...

Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства Кыргызской Республики

В статье проведен всесторонний анализ социально- экономическое положение в Кыргызской Республике в период с 2009 по 2014 гг. и рассмотрены и проанализированы различия социально-экономическое развитие, и влияние их на политическую и экономическую обст...

Проблемы правового регулирования отношений по использованию лесного фонда Российской Федерации

Лесные ресурсы всегда занимали важное положение в общественно-политической, экономической деятельности всех Россиян. Сегодня есть множество проблем, связанных с режимом лесных ресурсов. Это, к примеру, профилактика пожаров, защиты лесов от вредителей...

Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов

В РФ более 19 тысяч муниципальных образований, имеющих собственные бюджеты. В данной статье рассматриваются местные бюджеты, являющиеся наиболее приближенными к потребностям местного населения. Целью исследования является определение понятия местного...

Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...

Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений

В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования России в целом, а также проблема финансового планирования бюджетных образовательных учреждений Забайкальского края, в частности. Проведен анализ и ...

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....

Повышение эффективности управления по привлечению инвестиций в региональную экономику

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи эффективности экономики нашей страны и её регионов с инвестиционной политикой и её масштабами. Исследованы показатели внедрения инвестиций в секторы экономики Наманганской области, а также формирование источни...

Задать вопрос