В процессе разработки учебников специальных дисциплин профессионального образования важным моментом является комплексное исследование их содержания, структуры, методического решения, конструирования и оформления. Проведенные нами экспериментальные исследования показали, что изучение отдельных компонентов в системе учебника или учебного пособия способствует не только выявлению и использованию их новых педагогических возможностей, но и совершенствованию других составных частей учебника, повышения его качеств в целом.
Над учебником «Оборудования и установки швейных производств», предназначенным для обучения в профессиональных колледжах, нами проводилась проверка с целью его дальнейшего совершенствования. Одновременно изучались знания, умения и навыки учащихся обучающихся в профессиональных колледжах Бухарской области. Основная задача проверки учебника состояла в том, чтобы выяснить в какой степени они способствуют успешному решению основных образовательных и воспитательных задач, стоящих перед профессиональными образовательными учреждениями на современном этапе развития и разработать предложения по их дальнейшему совершенствованию. Для решения этой задачи необходимо было, прежде всего, определить, как новые учебники реализуют основные идеи Национальной программы подготовки кадров и современные требования методики преподавания специальных дисциплин.
В связи с этим в учебнике проверялись следующие основные направления:
1. Объем и содержание учебного материала.
2. Научность изложения учебного материала.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Логика раскрытия текста учебного материала: применение при изложении материала различных форм логического мышления, соотношение между практическим и теоретическим материалами.
5. Методика изложения учебного материала.
6. Раскрытие основ техники и технологии производства, связанных с учебным материалом.
7. Разделение учебного материала на основной и дополнительный, правильность разделения учебного материала на основной и дополнительный; использование параграфов для дополнительного чтения преподавателем и учащимся.
8. Содержание вопросов и практических заданий; степень их трудности; возможность оказания помощи при формировании основных понятий; при усвоении правил, законов и принципов, в развитии познавательных способностей и интересов учащихся, а также выработки у них умений и навыков.
9. Качество иллюстративного материала: графическое и художественное оформление учебника.
10. Язык учебника: его выразительность, ясность, точность, сжатость и эмоциональность.
11. Взаимосвязь с другими учебниками.
Основными методами проверки учебников по специальным дисциплинам были: теоретический анализ, преподавание специальных дисциплин в профессиональных колледжах, изучение работы преподавателей в различных регионах Бухарской области, анкетирование преподавателей и учащихся. Результаты проведенных исследований обсуждались с преподавателями, методистами, научными сотрудниками и авторами учебников и учебных пособий специальных дисциплин.
Для выполнения всей этой работы нами подготовлены следующие экспериментальные материалы:
1. План экспериментальной работы.
2. Материалы для проверки учебной программы и учебника.
3. Список основных понятий, правил и принципов, подлежащих проверке.
4. Контрольные работы для проверки знаний и умений учащихся.
5. Контрольные задания для проверки практических умений и навыков учащихся.
6. Анкеты для учителей и учащихся.
При проверке учебника в экспериментальных профессиональных колледжах преподаватели-экспериментаторы делали записи по следующим вопросам:
1. Содержание учебного материала, изложенного на каждом занятии, и объем практического задания.
2. Изменения и дополнения, вносимые в содержание учебника: изменение вопросов, задач, методов их выполнения, краткое описание дополнительного учебного материала.
3. Причины, побудившие вносить изменения и дополнения в учебник.
4. Методические приемы, обеспечивающие активизацию обучения специальных дисциплин.
Для оценки учебников систематически изучались следующие элементы знаний и умений учащихся:
1. Знание основного учебного материала: основных понятий, законов и принципов, правил и др.
2. Язык учебного предмета: владение терминологией и графическим изображением.
3. Умение применять полученные знания на практике.
4. Понимание основ техники и технологии производства, связанных с учебным материалом.
5. Практические умения и навыки: умения работы с оборудованием, умения производить основные измерения, сборки и наладки оборудования, выполнения технологических и технических операций, процессов, оформления и обработка результатов работ и измерений и др.
Глубина и сознательность знаний и умений учащихся исследовалась на трех уровнях: знание фактического материала, умение применять знания на практике, умение производить перенос знаний в новую ситуацию.
Прочность знаний и умений проверялась методом повторной проверки через определенное время после изучения материала. Этот метод углубленного изучения знаний и умений сочетался с массовой их проверкой при помощи системы средовых контрольных работ, целью которых было выяснить содержание, уровень и прочность знаний, практических умений и навыков учащихся. Контрольные работы состояли из вопросов, задач и практических заданий по ведущим темам курса, усвоение которых в значительной мере определяет понимание учащимися всего учебного материала. Каждая контрольная работа давалась в нескольких вариантах. Число вариантов определялось объемом проверяемого учебного материала и целью проверки. Все варианты были одинаковой трудности. Задания составлялись так, чтобы с основной его частью мог справиться каждый учащийся, а другая часть требовала бы дополнительных усилий.
Первичная обработка результатов контрольных работ выполнялась на местах и оформлялась в виде таблиц. Результаты некоторых контрольных работ обрабатывались на компьютерной технике. Для оценки учебника проводилось также анкетирование учащихся профессиональных колледжей. Оно помогло выяснить степень трудности учебника для учащихся.
На каждый вопрос в анкетах приведены варианты ответов, которые должны были выбрать учащиеся. В качестве примера приведем некоторые результаты анкетирования опроса учащихся третьих курсов об учебнике специальной дисциплины «Оборудования и установки швейных производств», который проводился в профессиональных колледжах Бухарской области. Анализ ответов на вопросы анкеты показал: 30 % учащихся считают учебник источником знаний и умений, а 70 % — рассказ и консультацию преподавателя. 28 % параграфов учебника вызывают у учащихся серьезные затруднения, только 10 % учащихся могут самостоятельно ответить на все вопросы учебника, 46 % — на половину, 54 % — на четвертую часть, только 12 % учащихся могут решить все практические задания, 52 % — половину, 36 % — четвертую часть.
Собранный материал содержал полезную и ценную информацию и дал нам возможность совершенствовать учебник «Оборудования и установки швейных производств» и подготовить совершенный вариант учебника ко второму изданию. Необходимо отметить, что такое сотрудничество было хорошо встречено преподавателями колледжей, и они проявили интерес к проводимому нами исследованию.
Литература:
1. Каримов И. А. Баркамолавлод –Узбекистон тараккиётининг пойдевори. Тошкент: Шарк, 1997.-11 б.
2. Альмуханбетов Б. А. Как мы видим современный учебник. Учебник третьего тысячелетия. Материалы III Международной научно-практической конференции. Алматы, Атамура.: 2003. –91 с.
3. Андреев А. А. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: «Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях», МЭСИ. 2004. http:www.iet.mesi. ru/dis/oglo.htm.
4. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
5. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Характеристика, подготовка, конструирования учебных изданий. М.: 1986.- 24 с.
6. Белов С. А., Сокин В. И. Научный подход к комплексному обеспечению процесса преподавания учебных предметов дидактическими средствами //Комплексное обеспечение процесса теоретического обеспечение дидактическими средствами//. Сб.науч. трудов. Л.: ЭНИИ ПТО, 1985.- 343 с.
7. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: 1982.- 192 с.
8. Бабанский Ю. К. Дидактические проблемы совершенствование учебных комплексов. // Проблемы школьных учебников. Вып8. М.: Просвещение. 1980.