В настоящее время одной из актуальных проблем является выявления отличительных особенностей учебников специальных дисциплин при подготовки бакалавров и младших специалистов в системе профессионального образования. В анализ соответствующей теме литературы [9,10,18,19,43,55,60] показал, что существуют разнообразные виды учебников использующиеся в практике обучения в системе среднего специального и профессионального образования. Наиболее общая классификация учебников специальных дисциплин, применяемых в системах непрерывного профессионального образования изображена на схеме 4
Как показано на схеме, каждый из учебников имеет свои особенности. Рассмотрим особенности каждой классификации учебников, предназначенных для аудиторных организационных форм обучения как наиболее привычных и более понятных.
1. Учебники для аудиторного обучения
Аудиторное обучение впервые научно обосновано Я. А. Коменским в его научном труде «Великая дидактика».
Учебник почти никогда не используется на самом уроке в ходе познавательной деятельности учащихся. Урок, как правило, заполнен деятельностью самого преподавателя. С его слов, по его указаниям, с его разъяснения выполняется учебно-познавательная деятельность учащиеся.
Таким образом, в настоящее время возникло серьезное противоречие между классной формой организации занятий, структурой и качеством учебника и способом его использования.
Так, например, если в учебниках системы среднего специального и профессионального образования главной задачей является раскрытие «способов деятельности», то в вузовских учебниках более подробно дается материал научно-экспериментальных методов определения, расчета и т. д.
2. Учебник для практических занятий
Распространенной формой обучения в различных учебных заведениях являются занятия по выполнению практических и лабораторных заданий, проведение семинаров, коллоквиумов и пр. На таких занятиях преподаватель ставит перед учащимися познавательные задачи, развивающие у них навыки ориентировки в учебном материале и создающие условия для успешного выполнения учащимися исполнительских действий.
Контроль и коррекция качества познавательных действий в условиях таких занятий — традиционная функция преподавателя.
Создано большое и достаточно разнообразное число учебников для такого типа занятий — всевозможные сборники задач, упражнений, практических заданий, вопросов.
Действительно, только работу автора по подбору задач или вопросов к определенным темам учебного предмета можно считать дидактическим творчеством, все остальное в таких учебниках- неопределенность: они не направлены на определенную цель, безразличны к организационным формам обучения, не требуются заранее предусмотренного дидактического процесса.
Эти учебники также используются в процессе обучения в обеих образовательных системах.
3. Учебники для самостоятельной работы учащегося
Самостоятельная работа учащегося — это менее всего организованная, но перспективная часть учебного процесса. Ее эффективность в особой степени, зависит от качества учебных книг, которыми пользуется учащийся. При этом, смысл предъявляемых к учебникам требований зависит от того, в каком соотношении находятся аудиторные и домашние занятия в едином дидактическом процессе.
В этой функции, в основном, и используются учебники в СС и ПО. Из изложенного выше ясно, что такая система взаимодействия классных и домашних занятий обещает наиболее высокие достижения в знаниях учащихся; даже если в аудитории будет достигнут неплохой результат по основным показателям усвоения, то в домашней работе наибольшее, на что можно надеяться, — это закрепление достигнутого в аудитории.
В современном же образовании, как известно, учебные занятия пока не достаточно обеспечены такими дидактическими материалами, в которых можно было бы получить высокие результаты в усвоении знаний учащимися. Отсюда, практически, все используемые учебники не могут обеспечить развивающего эффекта.
Следовательно, условием успешного применения учебников,
В ходе подготовки учебника к использованию на самостоятельных работах учащимися предваряющих классные, всегда учитывается простая преемственность между целями подготовки учащихся.
4. Учебники для свободных организационных форм занятий
Под понятием «свободные организационные формы» подразумевается, что учащиеся осуществляют познавательную деятельность в условиях, которые не контролируемы преподавателем и не ограничены ни местом, ни временем, ни составом учебной группы. Такие условия возникают при самостоятельном, вне рамок какого — либо учебного заведения изучении предмета [10].
В этом случае, поскольку речь все-таки идет об обучении, надо различать случаи самообучения, когда встречи с учителем исключены полностью, и такие случаи самообучения, когда эти встречи, хотя бы эпизодические, все же предусмотрены в технологии обучения.
Сказанным объяснятся многие дискуссии по вопросам о качествах учебной книги и требованиях к ней. Учебник может быть лучше или хуже, однако эти различия, с одной стороны, не столь полярны, как это кажется, а с другой — проявляются лишь с содержательной, но не функциональной стороны.
5. Монографические учебники
Монографическая книга, которую можно назвать учебником «нулевого» класса, т. е. «не-учебником» вообще. Хотя это не значит, что с помощью такой книги нельзя приобретать знания. Все дело лишь в том, что ни характер этих знаний, ни их качество непредсказуемы и нестабильны.
Можно предположить, что первостепенное значение тех или иных показателей в обучении имеет функциональная, а не содержательная сторона учебника. Чем более монографичен текст учебной книги, чем меньше он содержит требований и указаний к собственно учебной деятельности, т. е. чем беднее воплощены в учебный текст алгоритмы функционирования и алгоритмы управления, тем более низким будет результат по качеству усвоения знаний учащимся. В то же время неясно, когда учащиеся могут оставить учебник и перейти к монографии. В практике наблюдается, что ранний перевод учащихся на работу с монографией ведет к формализму в знаниях учащихся.
Монографические книги используются в основном, в высшем профессиональном техническом образований.
Электронный учебник предполагает использование методики обучения, основанной на применении компьютерной технологии, самообразование, а также дисциплин, предназначенных для всестороннего успешного усвоения научной информации. Электронные учебники являются эффективным средством обучения, позволяющим убедительно и на более высоком уровне реализовать основные принципы дидактики.
В современном образовании электронные учебники применяются в разных звеньях системы непрерывного образования и являются ярким примером учебника нового поколения.
Отмеченные в работе отличительные особенности электронных учебников позволяют сделать вывод о том, что они являются эффективным средством обучения, позволяющим убедительно и на более высоком уровне реализовать основные принципы дидактики. И коль это электронные учебники, то при их создании необходимо опираться на электронные технологии, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и т. д., — то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронные учебников для различных кругов пользователей.
Проблеме разработки электронного учебника посвящены последующие главы нашего исследования.
Литература:
1. Каримов И. А. Баркамолавлод –Узбекистон тараккиётининг пойдевори. Тошкент: Шарк, 1997.-11 б.
2. Альмуханбетов Б. А. Как мы видим современный учебник. Учебник третьего тысячелетия. Материалы III Международной научно-практической конференции. Алматы, Атамура.: 2003. –91 с.
3. Андреев А. А. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: «Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях», МЭСИ. 2004. http:www.iet.mesi. ru/dis/oglo.htm.
4. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
5. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Характеристика, подготовка, конструирования учебных изданий. М.: 1986.- 24 с.
6. Белов С. А., Сокин В. И. Научный подход к комплексному обеспечению процесса преподавания учебных предметов дидактическими средствами //Комплексное обеспечение процесса теоретического обеспечение дидактическими средствами//. Сб.науч. трудов. Л.: ЭНИИ ПТО, 1985.- 343 с.
7. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: 1982.- 192 с.
8. Бабанский Ю. К. Дидактические проблемы совершенствование учебных комплексов. // Проблемы школьных учебников. Вып8. М.: Просвещение. 1980.
9. Беспалько В. П. Теория учебника Дидактический аспект. М.: Педагогика. 1988.-26 с.
10. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: 2. ИТПИМИО. 1995. –169 с.
11. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
12. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образования. 2000. — 240 с.
13. Галиев Т. Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса. Дис. док. пед. наук. Караганда. 2002. — 50 с.
14. Зорина Л. Я. Дидактические аспекты естественно научного образования. Монография, М.: из-во РАО, 1993.-163 с
15. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, Валгус: 1980.- 356 с.
16. Концепция создания учебной литературы нового поколения для системы непрерывного образования. Ташкент: Шарк, 2002.-3 с.
17. Краевский В. В., Лернер И. Я. Дидактические основание определения содержание учебника. //Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: 1980.- 38 с.