Восстановление функции глотания у пациентов с дизартрией в условиях стационара на дому | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 2112 раз

Библиографическое описание:

Авсеевич, А. С. Восстановление функции глотания у пациентов с дизартрией в условиях стационара на дому / А. С. Авсеевич, М. Ю. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18799/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье дается краткая характеристика определенного контингента больных с нарушениями глотания, современного состояния логопедической помощи таким больным, определяется актуальность проблемы. Также дается краткий обзор литературы по данной теме, обзор имеющихся на сегодняшний день методов преодоления нарушений глотания. Проводится краткий анализ методов с точки зрения возможности их применения в условиях, когда больной получает логопедическую помощь на дому. Формулируется практическая задача для дальнейшей разработки данной темы.

Ключевые слова:нарушение глотания, логопедическая помощь, дизартрия, восстановление глотания.

 

Среди всех пациентов, перенесших ОНМК, травму или оперативное вмешательство на головном мозге, имеется достаточный контингент таких, у которых выявляется нарушение функции глотания, входящее в синдром дизартрии или выступающее как самостоятельный дефект, или же сочетающееся с афазией. Как правило, такие пациенты, находясь в больнице, либо совсем не получали логопедическую помощь (вследствие отсутствия логопеда в штате), либо получали ее в таком минимальном объеме, что к улучшению качества глотания это не привело. После выписки из больницы одна часть данной категории пациентов обращается в речевой центр, другие — в реабилитационные центры и поликлиники, где с ними проводятся логопедические занятия. Однако, существует категория пациентов, имеющих противопоказания к госпитализации в какой — либо стационар: это полностью или частично не обслуживающие себя люди, имеющие гемипарезы, а иногда и тетрапарезы, т. е. это люди со средней и тяжелой соматической патологией. Логопедическую помощь такие пациенты получают непосредственно на дому, однако вследствие своего соматического статуса репертуар получаемых ими методик по преодолению нарушений глотания резко ограничен (например, некоторые упражнения противопоказаны при выраженной гипертонии). Данное обстоятельство не может не влиять на темпы восстановления глотания в частности и на качество жизни таких пациентов в целом.

Актуальностью данной работы является то, что такие больные нуждаются в полноценном глотании и необходима адаптация имеющихся методик преодоления дисфагии к данному контингенту пациентов. Также необходимо отметить, что по нашим наблюдениям, в последние годы имеется некоторая тенденция к увеличению числа таких больных.

Таблица 1

Количество пациентов с нарушениями глотания (на основании анализа собственного практического опыта)

Год

2005

2006

2007

2008

2010

2011

2012

2013

2014

Количество пациентов с нарушениями глотания

3

2

1

2

1

2

3

3

6

 

Целью данной работы является обзор имеющихся методов преодоления нарушений глотания и их анализ с точки зрения пригодности для пациентов, получающих логопедическую помощь на дому. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1)      обзор имеющейся литературы по данной теме;

2)      определение набора имеющихся методов;

3)      анализ методов с точки зрения возможности их применения в условиях отделения «стационар на дому»;

4)      выводы.

Обзор имеющейся литературы по данной теме.

В последнее время в связи с неуменьшающимся количеством больных с нарушениями глотания в специальной литературе все чаще можно встретить публикации, так или иначе затрагивающие эту тему. (Соня Брайан «Принципы работы с инсультными больными социальных служб Великобритании» [1], Джоан Габбат «Ранняя активизация инсультных больных» [2], Камаева О. В., Полина Монро «Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Методическое пособие» [3], Скороумов В. А. и др. «Методические рекомендации по организации неврологической помощи больным с инсультом в Санкт — Петербурге») [4]. Также следует отметить, что данная проблема освещается и в контексте государственных стандартов оказания помощи таким больным [5].

Определение набора имеющихся методов

Считаем необходимым кратко перечислить весь ряд имеющихся методов преодоления нарушений глотания, так как именно этот набор методик был проанализирован нами с точки зрения возможности их использования в условиях стационара на дому.

Методы преодоления дисфагии:

1)      медикаментозный;

2)      диетический;

3)      компенсаторный;

4)      тренировочный;

5)      стимулирующий;

6)      физиотерапевтический;

7)      хирургический.

Как видно из списка, методы преодоления нарушений глотания разнообразны, однако, повторимся, в условиях стационара на дому применимы далеко не все из них. Ниже в виде таблицы приведен краткий анализ отобранных нами методик. Мы предполагаем, что их использование в работе с пациентами, имеющими тяжелый соматический статус, приведет к положительной динамике в преодолении у них нарушений глотания.

Таблица 2

Методы преодоления нарушений глотания, применимые в условиях стационара на дому.

Метод

Обоснование

диетический

рекомендации по подбору пищи определенной консистенции с целью снижения риска аспирации

компенсаторный

применим для осуществления родственниками; не подразумевает приложение усилий пациентом; может использоваться без особых ограничений по возрасту и когнитивному статусу; эффективно устраняет аспирацию на 75–80 %

тренировочный:

— упражнения, наращивающие силу и объем движений мышц;

— усиление произвольного контроля над временем и координацией глотательного рефлекса;

—«прямая» терапия;

 

—«непрямая» терапия;

 

—постуральные техники;

 

— логопедическая гимнастика;

 

 

— логопедический массаж;

 

— фониатрические занятия («соскальзывание» на фальцет)

—глотательные маневры: (глоток с усилием, глоток над голосовой щелью, маневр Мендельсона, глоток над ложными голосовыми складками

 

применимо даже при тяжелом соматическом статусе в виде пассивной гимнастики

применимо в работе даже с лежачими больными

 

 

применимо при негрубой выраженности нарушения глотания

на определенном этапе применимо в работе даже с лежачими больными

применимо в работе даже с лежачими больными

 

применимо в работе даже с лежачими больными; применимо для осуществления под контролем родственников

применимо в работе даже с лежачими больными; применимо для осуществления родственниками

применимо в работе даже с лежачими больными; применимо для осуществления родственниками

применимо при негрубой выраженности нарушения глотания

стимулирующий

применимо в работе даже с лежачими больными

 

Таким образом, на основании проведенного краткого анализа методов могут быть сделаны следующие выводы:

1)        существует контингент пациентов, по своему соматическому состоянию не имеющих возможности находиться в стационаре, но которым требуется логопедическая помощь в преодолении нарушений глотания;

2)        в последние годы отмечается рост количества пациентов данной категории;

3)        данная категория пациентов не может получать весь репертуар существующих методов преодоления нарушений глотания в полном объеме;

4)        методы, возможные к применению в работе с данной категорией больных, должны отвечать ряду требований: должно быть возможно их применение без организации специальных условий и привлечения аппаратуры; должна существовать возможность их адаптации к соматическому состоянию пациента; они должны быть просты в применении при их осуществлении родственниками пациентов.

Также, в свете вышеизложенного может быть сформулирована практическая задача: использование отобранных нами методик на практике с целью достижения положительных результатов в условиях отделения стационар на дому.

 

Литература:

 

1.         Соня Брайан. Принципы работы с инсультными больными социальных служб Великобритании. — - Конференция «Междисциплинарная помощь больным с инсультом. Проблемно-ориентированный подход. — 26–27 ноября 2010 года, Санкт-Петербург.

2.         Джоан Габбат. Ранняя активизация инсультных больных. — Конференция «Междисциплинарная помощь больным с инсультом. Проблемно-ориентированный подход. — 26–27 ноября 2010 года, Санкт-Петербург.

3.         Камаева О. В., Полина Монро. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Методическое пособие. — Санкт-Петербург, 2003 год

4.         Сорокоумов В. А. и др. Методические рекомендации по организации неврологической помощи больным с инсультом в Санкт-Петербурге. — СПб., 2002.

5.         Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы.- Сентябрь 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): больной, логопедическая помощь, нарушение глотания, дом, зрение возможности, Метод преодоления нарушений глотания, осуществление родственниками, пациент, работа, условие стационара.


Ключевые слова

нарушение глотания, логопедическая помощь, дизартрия, восстановление глотания., восстановление глотания

Похожие статьи

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при поражении блуждающего нерва в результате удаления злокачественной опухоли пищевода

В статье дается методика работы при поражении блуждающего нерва, в результате чего возникает дисфагия и дисфония Нарушение глотания и нарушением голоса возникло у пациентки в результате перерезки возвратного нерва с одной стороны и частичной травмати...

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Анализ эффектов больничной клоунады как способа реабилитации в условиях стационара

В данной работе представлены результаты исследования феномена больничной клоунады как формы социально-психологической помощи пациентам в условиях стационара. На основе анализа литературы рассмотрены физиологические и психологические эффекты клоунотер...

Особенности ведения и алгоритма лечения больных осложненными формами сахарного диабета, сочетающимися с туберкулезом легких

В статье рассматривается проблема сочетанного течения двух довольно сложных заболеваний, имеющих высокий процент летальности, связанный с наличием тяжелых осложнений. Проводиться анализ полученных результатов лечения различных групп больных. По резул...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Данная статья рассматривает клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с алалией. На основе анализа литературных источников дается определение «алалия» как крайне тяжелого системного нарушения речевого развития. Рассмотрены механизмы форми...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с те...

Клиническая характеристика больных с дефектами и деформациями носа и методы их устранения

В статье отражены этиологические факторы приобретенной или врожденной деформации крыла носа или дефекта носа. А также возможные варианты реконструктивных операций в зависимости от формы патологии. Объем и тактика хирургического вмешательства в каждом...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт–терапии

В статье представлены основные критерии выбора коррекционных программ в работе со страхами. Рассматривается арт-терапия как базовый метод в работе с детскими страхами. А также представлен анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ...

Похожие статьи

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при поражении блуждающего нерва в результате удаления злокачественной опухоли пищевода

В статье дается методика работы при поражении блуждающего нерва, в результате чего возникает дисфагия и дисфония Нарушение глотания и нарушением голоса возникло у пациентки в результате перерезки возвратного нерва с одной стороны и частичной травмати...

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Анализ эффектов больничной клоунады как способа реабилитации в условиях стационара

В данной работе представлены результаты исследования феномена больничной клоунады как формы социально-психологической помощи пациентам в условиях стационара. На основе анализа литературы рассмотрены физиологические и психологические эффекты клоунотер...

Особенности ведения и алгоритма лечения больных осложненными формами сахарного диабета, сочетающимися с туберкулезом легких

В статье рассматривается проблема сочетанного течения двух довольно сложных заболеваний, имеющих высокий процент летальности, связанный с наличием тяжелых осложнений. Проводиться анализ полученных результатов лечения различных групп больных. По резул...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Данная статья рассматривает клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с алалией. На основе анализа литературных источников дается определение «алалия» как крайне тяжелого системного нарушения речевого развития. Рассмотрены механизмы форми...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с те...

Клиническая характеристика больных с дефектами и деформациями носа и методы их устранения

В статье отражены этиологические факторы приобретенной или врожденной деформации крыла носа или дефекта носа. А также возможные варианты реконструктивных операций в зависимости от формы патологии. Объем и тактика хирургического вмешательства в каждом...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт–терапии

В статье представлены основные критерии выбора коррекционных программ в работе со страхами. Рассматривается арт-терапия как базовый метод в работе с детскими страхами. А также представлен анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ...

Задать вопрос