Сегодня при устройстве на работу важным качеством претендентов на вакансию является стрессоустойчивость. В связи, с чем актуальность приобретают исследования проблем трудовой среды. С профессиональным стрессом сталкиваются не только специалисты, уже работающие, но и молодые специалисты, только начинающие свою карьеру.
Адаптация можно рассматривать как процесс постепенного взаимного приспособления специалиста и предприятия-работодателя в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [3].
В современных социальных условиях практически каждый второй выпускник вуза сталкивается с серьезными проблемами при трудоустройстве и поэтому многие из них часто вынуждены работать не по специальности. Сегодня многие работодатели выделяют несоответствие качества вузовской подготовки молодых специалистов требованиям практической трудовой деятельности. Выпускник вуза обладает положительными деловыми качествами в профессиональной деятельности. Он энергичен, инициативен, общителен, исполнителен, легко осваивает новые знания, имеет разносторонние интересы, активен, имеет стремление к профессиональному росту. Но работодатели среди положительных качеств выпускников отмечают и отрицательные. Среди них выступают: неопытность в практической деятельности, завышенные амбиции по отношению к карьерному росту, ожидания высокой по размеру заработной платы, неопытность, завышенная самооценка, отсутствие умения работать в команде [5]. Молодой специалист от работодателя ждет больших возможностей в построении своей карьеры, ожидает сразу получать высокие доходы и хочет повысить свою профессиональную подготовку. Работодатели же от выпускников вузов ожидают такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, сильную профессиональную подготовку. Несовпадение взаимных ожиданий работодателей и молодых специалистов способствует появлению стресса у молодых специалистов, только начинающих свой профессиональный путь и затрудняет трудовую адаптации. [4].
Таким образом, можно выделить самые острые проблемы адаптации молодых специалистов: несовпадение теоретической подготовки молодых специалистов с реальной трудовой деятельностью, отсутствие или же недостаточный опыт работы выпускников.
Решению проблем адаптации должна способствовать структура по трудоустройству студентов выпускников вузов, созданная в последнее время во многих высших учебных заведениях страны. Так при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства уже более 20 лет успешно действует Центр практики студентов и трудоустройства выпускников (далее Центр).
Центр реализует целый комплекс действий, направленных на решение проблем выпускников в отношении трудовой деятельности. Сотрудники информируют студентов и выпускников со следующими аспектами трудоустройства:
- с требованиями о профессионально важных качествах по каждой специальности,
- с основами нормативно-правового регулировании трудоустройства;
- с технологиями эффективного трудоустройства;
- с видами адаптации на предприятии;
- с основами делового общения, с принципами самопрезентации, способами решения конфликтных ситуаций в условиях рабочего коллектива.
Исследования адаптации профессиональной деятельности выпускников выявляют такие проблемы как, недостаточный уровень знаний о самоопределении, техниках самоподачи, формах успешного трудоустройства. Центр осуществляет работу по организации практик студентов и содействию выпускникам в трудоустройстве. Для решения рассматриваемой проблемы Центр предлагает действие с двух направлений. С одной стороны, университет должен проводить организационную работу по подготовке выпускников к успешному построению карьеры. С другой стороны, предприятия-работодатели должны индивидуально оценивать профессиональные и личностные качества соискателей с опытом работы и без него.
Центр ПГУАС реализует комплекс задач по решению проблем адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности [1,2]. Мероприятия Центра:
- обеспечение содействия профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к реальным условиям трудовой среды, начиная с младших курсов (путем успешной организации практик);
- мониторинг потребностей рынка труда (для отслеживания данных о востребованных специальностях);
- создание долгосрочных отношений сотрудничества университета с базовыми предприятиями-работодателями (заключение договоров на практику студентов и трудоустройство выпускников);
- организация тренингов и мастер-классов, направленных, на формирование навыков успешного трудоустройства, самопрезентации, составления резюме и пр.
Итак, можно выделить основные направления для решения проблем адаптации выпускников к трудовой деятельности. Во-первых, выпускники вузов к окончанию вуза должны стремиться иметь сильную профессиональную подготовку, уметь применять на практике полученные теоретические знания и умения, быть целеустремленными, активными, инициативными, заинтересованными в успешном построении карьеры, учиться работать в команде, адекватно оценивать себя и свои перспективы. Во-вторых, структурам вуза по трудоустройству необходимо продолжать активную работу по содействию трудоустройству студентам (чтобы они приобретали опыт работы) и выпускникам, обучать их технике успешного трудоустройства. В-третьих, работодатели должны иметь индивидуальный подход к кандидатам с опытом работы и без него, а также учитывать, что специалисты, не имеющие опыта в целом также перспективны, они обладают более высокой активностью, работоспособностью, исполнительностью и заинтересованностью по сравнению со специалистами, имеющими большой стаж работы.
Литература:
1. Болдырев С. А. Инновационный подход к проведению производственных практик / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 7.
2. Болдырев С. А. Проблемы организации производственной практики студентов / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 10.
3. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз — производство» // Высшее образование. — 2007. — № 5. — С. 47–52.
4. Зеер Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Павлова А. М., Садовникова Н. О. // М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — С. 122–130, 124–130.
5. Кирьянова Е. Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. — 1997. — № 2. — С. 42–50.