Ключевые слова: информационные технологии, оптимизация и модернизация образования, автоматизированная система.
Огромные перспективы использования персонального компьютера и информационных технологий в образовательной процессе являются темой для обсуждения практически с момента их появления. Характерным является то, что по мере активного и бурного развития информационных технологий, выявляются все новые подходы и способы их применения. Очевидно, эффективность, а также масштабы интеграции компьютерных технологий в образование безграничны. Но основная проблема заключается в том, что при всей обширности внедрения компьютеров в образовательный процесс, информационные технологии не оказывают на него такого значительного влияния, как изначально рассчитывали и предполагали ученые.
Чаще всего, интенсивная компьютеризация до сих пор просто несколько видоизменяет традиционное обучение, не меняя при этом ни способов преподавания, ни подхода к учебному процессу, ни отношения к изучаемой дисциплине обучаемого, который по-прежнему не заинтересован в получении знаний, и в основном остается лишь пассивным «получателем» информации.
Уже несколько лет в Российской Федерации идет становление обновленной системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационное пространство. Интеграция в мировое сообщество должна способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Несомненно, количество «умеющих» пользоваться компьютером растет с каждым годом, независимо от процесса образования. Но, по итогам многих исследований, основной целью использования компьютера являются развлечения, различные игровые программы [1]. Поэтому то, как информационные технологии внедряются в учебный процесс, напрямую влияет на основные цели использования компьютера. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения при внедрении в образовательный процесс IT-технологий, а также пути их решения.
Основной проблемой внедрения современных информационных технологий является доступность программных и сетевых ресурсов, а также эффективное ресурсное обеспечение учебных заведений. Зачастую планирование ресурсного обеспечения ограничено финансовыми возможностями учебного заведения. Сегодня в учебном процессе особый акцент ставится на самостоятельную деятельность студента [2]. Очень часто при работе с образовательными электронными ресурсами возникают проблемы с соединением или доступом к сайтам, ведь чаще всего различные тестирования, электронные учебники, справочники, методические материалы размещаются именно на таких ресурсах.
Действительно, многие студенты вспоминают о невыполненных заданиях в последний момент, и из-за этого электронный ресурс не справляется с нагрузкой, и перестает откликаться на любые запросы, причем такое может произойти и во время выполнения какой-либо работы на сайте, и при попытке перехода на него. Также при работе с ресурсом, у студента могут возникнуть проблемы с доступом в интернет, проблемы с недостаточной технической оснащенностью его персонального компьютера.
Из всего вышесказанного вытекает еще одна проблема, которую также можно увидеть, детально изучив автоматизированную систему образования — это квалификация персонала, имеющего к ней доступ. Прежде всего, важен тот факт, что до сих пор далеко не все преподаватели умеют правильно пользоваться различными автоматизированными системами контроля и оценивания успеваемости студентов. Кроме того, преподаватель должен постоянно обновлять методические материалы дисциплины. Но у многих сотрудников не хватает, как квалификации, так и опыта работы с данными системами. Чтобы не возникало таких проблем, необходимы высококвалифицированные специалисты, отвечающие за постоянное техническое обслуживание сайта и ответственные за работоспособность всей системы в целом. Обслуживающий систему персонал отвечает не только за ее работоспособность, но и простоту в эксплуатации. Нужно, чтобы каждый человек, никогда не работавший с подобными системами, смог быстро разобраться, как ей пользоваться.
Поэтому в штате обслуживающего персонала, кроме системных администраторов, программистов, обязательно должны находиться дизайнеры, сотрудники, отвечающие за креативную, мультимедийную часть системы. С их помощью пользование системой значительно упрощается. В то же время это упрощение образовательного процесса актуализирует проблему контроля качества образования и уровня знаний обучающихся. В наше время нередко встречаются ситуации, когда студент идет на обман ради достижения высшей оценки. Если в традиционной системе образования преподаватель может контролировать процесс выполнения работы, то с использованием информационных технологий сам контроль становится сложным, а зачастую просто невозможным. То есть невозможно оценить качество образования или уровень знаний студента, так как данные, полученные системой о ходе обучения могут быть заведомо ложные, ошибочные. Эти ошибочные данные в свою очередь, негативно скажутся на квалификации будущих выпускников. Таким образом, первоочередной становится задача проанализировать механизмы обеспечения объективности оценки и, как следствие, совершенствование системы получения объективной информации о результатах и качестве обучения в соответствии с образовательными стандартами в вузе [3].
Анализ процесса контроля знаний, осуществляемого преподавателем и автоматизированной системой, показывает, что существует много моментов, которые помогают обучающимся «обходить» систему, передавая тем самым ложную информацию о своем уровне знаний. Например, когда преподаватель, проверяя усвоение студентом изученного материала, может задавать вопросы, которые считает необходимыми, исходя, например, из личных качеств студента. Система же содержит в себе набор однотипных вопросов, одинаковый для всех учеников. Ответы на эти вопросы либо даются в кратком формате: одно или пару слов, либо предоставляется выбор из предложенных вариантов ответов. Преподаватель же ждет от студента полный, емкий ответ, ему важно, чтобы студент именно понимал тему, а не выдавал однотипные ответы на вопросы.
Согласно опросу-исследованию, проведенному в социальной сети «Вконтакте» среди студентов 1–3 курсов института Кибернетики Томского политехнического университета, на вопросы «Нужна ли система автоматизированного контроля и оценки уровня знания в современной образовательной сфере?» и «Объективна ли автоматизированная система контроля и оценки уровня знаний?» мнения отвечающих разделились следующим образом:
Из полученных результатов следует, что большинство студентов положительно относятся к автоматизированной системе контроля. Однако, вопрос об объективности оценки знаний все еще остается актуальным. Очевидно, студенты частично могут доверить компьютеру оценку своих знаний, на что указывают 63,8 % опрошенных.
Кроме того, возникает вопрос о практической реализации автоматизации системы контроля обучения. Если сравнивать два автоматизированных тестирования в области математики и в области философии, можно сделать вывод, что автоматизировать систему контроля успеваемости в гуманитарных науках гораздо сложнее, процент ошибок в этом случае будет больше. Ведь для гуманитарных наук очень тяжело создать математическую модель экспертной системы оценивания знаний, так как на вопросы в таких областях не всегда есть однозначный ответ. Над этой проблемой трудятся множество ученых из разных стран. Но ближе всего к ее решению подошли специалисты по искусственному интеллекту. Их модель построена на основе теории нечетких множеств [4]. Она исключает однотипные ответы, и дает несколько критериев оценивания знаний: полностью верный, частично неверный, частично верный и полностью неверный ответ.
Поэтому в большей мере, именно теория нечетких множеств больше всего подходит для решения проблемы контроля качества образования и уровня знаний студентов при автоматизированной системе контроля. Она дает принципиально новый подход к оцениванию уровня знаний обучающихся и имеет сравнительно малую ошибку, ведь система построена на четкой и точной математической модели. Кроме того, автоматизированная система представляет учебный материал гораздо содержательнее и обширнее, ведь в памяти компьютера хранится больший объем информации.
Преимущества внедрения информационных технологий перед традиционной системой образования очевидны.
Как для студентов, так и для преподавателей, автоматизированная система образования — это простота и удобство, ведь система в буквальном смысле находится у вас под рукой, и в любой момент времени можно получить к ней доступ. Она позволяет снизить и перераспределить образовательную нагрузку, помогает студентам лучше усвоить материал.
Если же посмотреть с другой стороны, учитывая уровень мышления будущих выпускников, сразу станет ясно, что любая автоматизированная система лишена одной очень важной функции, которой всегда обладал преподаватель. Важно, чтобы любой студент умел думать разносторонне. Ведь полностью автоматизированная система лишает человека этой возможности, делая все четко по алгоритму, в определенной последовательности.
Именно преподаватель помогает студентам мыслить креативно, решать трудные задачи и принимать правильные решения в разных ситуации. Это качество присуще только человеку, ни одна математическая модель не сможет заменить в этом человека.
Поэтому, можно сделать вывод, что для того, чтобы образовательная система была идеальной, важно не «впихнуть» как можно больше технологий в образовательный процесс. Важно, чтобы система и преподаватели были взаимосвязаны между собой, работали вместе как единое целое. Они должны взаимно дополнять и заменять друг друга в любой ситуации.
Если мы возьмем курс на данную форму модернизации процесса образования в вузе, мы сможем улучшить качество подготовки будущих специалистов.
Литература:
1. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 189 с.
2. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2007. — 156 с.
3. Маркова, Н. А. К вопросу о создании объективной системы оценки качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 9 — c.1123.
4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений./ И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2003. — 188 с.