Статья посвящена особенностям профессионального самоопределения выпускников института физической культуры Тюменского государственного университета.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, спортивный менеджер, спортивная деятельность, сфера физической культуры и спорта.
Article is devoted to features of professional self-determination of bachelors of institute of physical culture of the Tyumen state university.
Keywords:professional self-determination, sports manager, sports activity, sphere of physical culture and sport.
Проблема профессионального самоопределения не относится к числу мало исследованных. В работах ряда авторов [2,3,5,7] рассматриваются различные аспекты этой проблемы. Такие ученые, как А. В. Радополов [4], Л. К. Серова [6] изучали особенности ценностных ориентаций, мотивации профессионального выбора и жизненной перспективы студентов-спортсменов в зависимости от социальных факторов.
Вместе с тем, определенный интерес представляет информация о послевузовском выборе профессии в рамках одной сферы деятельности.
Актуальность исследования профессионального самоопределения студентов физкультурного вуза связана с социальным статусом профессии педагога (тренера, учителя, инструктора) и со спецификой студенчества как социально-психологической группы [1].
В связи с выше изложенным, целью нашего исследования явилось изучение особенностей послевузовского профессионального самоопределения студентов в сфере физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно — методической литературы, анкетирование, математико-статистический анализ.
Для выявления предрасположенности к деятельности в сфере физической культуры и спорта использовалась методика, разработанная Н. Б. Стамбуловой [7] и адаптированная нами к контингенту студентов.
Исследование было проведено в январе — феврале 2015 года на базе ИФК ТюмГУ. Объем выборки составил 30 человек, 12 женского и 18 мужского пола. В качестве респондентов выступали студенты 4 курса ИФК ТЮМГУ различных профилей подготовки: «спортивная тренировка» и «физкультурное образование». Средний возраст респондентов составил 21 год. Респондентов объединяли по следующим характеристикам: обучение в условиях единой образовательной системы (вуз), примерное сходное воздействие СМИ и ориентация на получение высшего образования в магистратуре.
Результаты исследования
Из представленных на рисунке 1 результатов видно, что количество студентов, желающих продолжить обучение в магистратуре, составляет 67 %, в то время как 33 % выпускников имеют другие планы в отношении поступления в магистратуру.
Рис 1. Количество студентов, планирующих дальнейшее обучение в магистратуре
Анализ результатов анкетирования, касающийся ответа на вопрос о планах студентов-выпускников работать в сфере ФК и С, показал, что 87 % респондентов планируют работать в этой сфере. Вместе с тем, 13 % выпускников не выразили желания продолжить деятельность в сфере ФК и С.
Рис. 2. Количество студентов — выпускников, планирующих работать в сфере ФК и С.
Диаграмма распределения ответов на вопросы анкеты студентами представлена на рисунке 3. Так, анализ данных ответа на вопрос о предпочитаемых видах будущей профессиональной деятельности выпускников, свидетельствует о том, что 55 % респондентов планируют работать тренером, 30 % — спортивным менеджером, 10 % — учителем физической культуры и 5 % — инструктором по физической культуре.
Полученные данные свидетельствуют о все возрастающей роли и социальной значимости профессии тренера в современном обществе. Вероятно, факт «социальной значимости» является для выпускников физкультурного вуза решающим в выборе деятельности, так как будущая работа удовлетворяет не только собственные амбиции, но и полезна обществу.
Рис. 3. Планируемые виды деятельности в сфере ФК и С
Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что почти треть выпускников физкультурного вуза по окончании планируют заниматься управленческой деятельностью.
Данные наших исследований согласуются со следующими фактами.
Возрождение массового и профессионального спорта в России является в настоящее время одним из приоритетных направлений в социальной политике государства. В преддверии проведения крупных спортивных событий в РФ (2016–2018 г. г.), потребность в высококвалифицированных специалистах индустрии спорта ощущается все острее. Отечественному спорту необходимы грамотные и успешные менеджеры. В связи с этим, одна из самых перспективных и значимых профессий в спортивной сфере — спортивный менеджер.
Литература:
1. Белова, О. В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: Дисс….канд. псих. наук. — М., 2013.
2. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Электронный ресурс] / О. И. Карпухин. — Режим доступа: http://studlib.ru/article/a-84.html. 2006.
3. Куценко, Г. А. Выбор вида будущей профессиональной деятельности у студентов ИФК с учетом гендерных различий / Г. А. Куценко; науч. рук.: В. В. Насонов // Здоровье нации — наша забота. — Тюмень, 2015. — С. 88–91.
4. Родполов А. В. Проблемы психологии спорта // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 6. — С. 2–4.
5. Российская молодежь: проблемы и решения [Текст] / под ред. Н. Е. Тихоновой. — М.: ИКСИ, Статистический бюллетень. — М.: Госкомстат РФ, 1999. — № 3 (53).
6. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена / Л. К. Серова. — М.: Советский спорт, 2007. -114 с.
7. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. — СПб., 1999.