В данной статье приводятся сведения по истории прикладного искусства Узбекистана и о предметах ХIХ столетия, хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и связанных с историей Узбекистана, а также речь идет о важности и актуальности их изучения.
Ключевые слова: музеи; прикладное искусство; экспонаты; предметы керамики; сюзане.
На протяжении многих веков Средняя Азия являлась колыбелью цивилизаций в древнейшей истории человечества. Отдельные представители проживавших здесь народов обрели мировую известность и славу, создав истинные образцы жемчужин материальной и духовной культуры.
Сегодня эти шедевры, касающиеся истории Узбекистана, являются экспонатами крупных музеев мира и легли в основу многих коллекций. Эти редкостные экземпляры могут нам поведать о тех или иных страницах истории нашей родины, будь то предметы прикладного искусства, миниатюры, рукописи, коллекция нумизматики, образцы военного искусства или одежда. Огромную ценность они, прежде всего, представляют своей уникальностью и непревзойденностью, являясь превосходными образцами ручного труда наших предков. В свое время вывезенные за пределы Узбекистана по тем или иным причинам, эти предметы сегодня можно встретить в различных государствах мира. Значительная их часть ныне хранится в музеях и коллекциях России, Турции, Египта, Великобритании, Дании, Германии, Франции и США.
Государственный музей Востока (другие официальные названия: Государственный музей искусства народов Востока; Музей Востока) — один из крупнейших культурно-просветительских центров Российской Федерации, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки (всего свыше 147 500 музейных предметов) и т. д. [1].
Музей искусства народов Востока обладает одной из лучших коллекций узбекских вышивок. Так, крупные узбекские панно-сюзане вышиты по белой бязи около ста лет назад. Кажется, будто в этих узорах пышно расцвели яркие южные цветы. Красные, желтые и голубые из них образуют букеты и звёзды; большие круги обрамлены широкими зелеными венками из листьев, а между большими букетами легли маленькие веточки.
Среднеазиатские сюзане полны жизнерадостности. Они создавались женщинами из народа и, как семейная реликвия, передавались от матери к дочери.
Весьма искусно исполнены образцы бухарского узорного бархата XIX века и своеобразные шелковые ткани с крупным расплывчатым узором. Как правило, рисунок последних наносился на их основу еще до тканья. Сегодня известно, что для получения многокрасочного узора основу последовательно окрашивали в несколько цветов, изолируя, путем перевязки, те ее части, которые не подлежали окраске в данный цвет. Краски ложились на открытые места и слегка затекали под перевязками, что придавало контурам узоров некоторую расплывчатость [2].
Между тем в полосатых тканях технические приемы подчинены художественному эффекту: здесь все зависит от вкуса мастера, его профессионального чутья, психического склада характера. В набойках использовалась простейшая народная символика на астральные темы. Однако это не магическое искусство, как его склонны воспринимать исследователи прежних верований, а язык народной поэзии, ее эпитеты и сравнения, выраженные языком символов и знаков.
Художественная керамика XIX столетия концентрируется в отдельных очагах, локализуясь по месту производства и стилю. Эти различия имеют более глубокую и широкую основу, нежели в медночеканной посуде, так как они касаются не только форм изделий и приемов компоновки узора, но, подчас, имеют совершенно разные истоки и глубинные корни. В художественной керамике более раннего периода наследие классической керамики X-XIII и XIV-XVI веков почти не ощутимо. Все здесь перемолото и, как бы, заново отлито. В ней нет подражательности — и это делает керамику явлением самостоятельным и ярким. Наряду с этим, сохранена накапливавшаяся веками культура гончарного производства, переданы специфика материала и формы, чувство стиля, понятого не иллюстративно, как, например, приложение узора к заданной форме, а как узор и форма, выраженные в материале. Такое органическое единство искусства, техники и технологии порой определяют термином керамичность. Сохранение керамичности как основы стиля — это наиболее ценное, что делает произведения керамики XVIII-XIX столетий высоким проявлением народного искусства [3].
Сегодня в Узбекистане нашли свое продолжение такие предметы художественного ремесла, как вышитые сюзане, яркие нарядные тюбетейки и изделия из керамики.
Собранные в Музее Востока керамические изделия, выполненные в XIX — начале XX века, а также произведения современных мастеров позволяют отчетливо уловить особенности каждой местной керамической школы. Так Средняя Азия, благодаря своему географическому расположению в самом центре Азиатского континента — рядом с могущественными цивилизациями Китая, Индии и Ирана, на протяжении многих веков являлась посредником в торговом и культурном обмене между Востоком и Западом.
Как известно, в XIX столетии, а именно к тому времени относится большинство музейных экспонатов, на территории Средней Азии существовали Кокандское и Хивинское ханства, а также Бухарский эмират, поделившие между собой сферы влияния в окружавшем их регионе. Во второй половине XIX века произошло присоединение края к России, в результате чего на политической карте возникло Туркестанское генерал-губернаторство под непосредственным управлением царской администрации, и Бухарский эмират, сохранявший прежнюю систему правления, но признавший протекторат русского царя. Столь важные события незамедлительно сказались на традиционном искусстве, испытавшем на себе мощное культурное влияние Запада. В то же время просвещенная европейская публика проявила интерес к необычному и яркому искусству Туркестана. Так, в Петербурге, Москве, Париже, Лондоне и Нью-Йорке на проводившихся в начале XX столетия кустарно-промышленных выставках произведения среднеазиатских мастеров вызывали изумление и восторг.
В разделе музейной экспозиции, посвященной Узбекистану, представлены как сюзане — свадебные покрывала разных ремесленных центров, так и образцы художественного текстиля. Если обратить внимание на покрывала с «размытыми» узорами, то это икаты — шелковые или полушелковые ткани, окрашенные способом резервации основы нити. Дорогие одеяния придворной знати украшались золотым шитьем. По заказу бухарского эмира создавались мужские золотошвейные халаты, которые он затем даровал своим приближенным, а также конское убранство, молитвенные коврики, всевозможные завесы и покрывала для дворцовых покоев.
Традиционный костюм до начала ХХ века сохранил немало архаических особенностей. Мужской, женский и детский костюм у всех слоев населения, как у кочевников, так и среди оседлых земледельцев, имел общую основу. Костюм состоял из одних и тех же видов платья: нижней рубахи, штанов и верхнего халата. Свободная цельнокроенная одежда с боковыми разрезами внизу не стесняла движений при ходьбе и езде верхом, позволяла непринужденно сидеть на полу и легко переносить температурные контрасты, свойственные континентальному климату Средней Азии.
При создании музейной экспозиции были представлены и отдельные образцы традиционной одежды как самостоятельные произведения народного искусства. Женский костюм обязательно дополняли ювелирные изделия. Состав и количество украшений определялись этнической принадлежностью, возрастом и социальным статусом. Наиболее полным было свадебное убранство, состоявшее из наголовных, налобных украшений, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и нашивных амулетов. Безусловно, XIX век явился эпохой серебра. Среднеазиатский ювелир — заргар превосходно владел разнообразными декоративными и техническими приемами, используя позолоту и чернь, гравировку и штамп, чеканку и инкрустацию цветными вставками.
В экспозиции музея наглядно представлены как сине-бирюзовая керамика Ферганы и Хорезма, так и живописные блюда из Гиждувана, Шахрисабза и Бухары, выполненные в темной гамме бурых, желтых и зеленых тонов [4]. Иными словами, здесь нашли свое отражение керамические ляганы, сюзане, предметы одежды и образцы ювелирных изделий, имеющих отношение к искусству Узбекистана.
В музеях Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга, Российском музее этнографии и в Кунсткамере также хранятся предметы, касающиеся истории Узбекистана. Особую ценность они представляют своей неповторимостью и оригинальностью. Исходя из этого, для научных сотрудников, работающих в данной сфере деятельности, весьма интересны процесс создания совместно с музеями России передвижных выставок, публикация каталогов, научных статей и мн. др.
Литература:
1. http://www.orientmuseum.ru/
2. Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк. — М.: Советский художник, 1968. — 16 с.
3. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. История искусств Узбекистана. — М.: Искусство, 1965.- 390 с.
4. http://www.orientmuseum.ru/art/Caucasus/default.aspx#Средней Азии.