Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, компетентностный подход, профессиональный стандарт.
В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации. Проблему профессионального образования освещали в своих трудах такие ученые как Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж.Равен, К. Г. Кязимов и др.
Актуальным вопросом остается развитие у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) профессиональных компетенций, влияющих на конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки.
Большое значение имеет формирование профессиональных компетенций у выпускников высшего учебного заведения с ОВЗ, влияющие на их конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки и специальности.
Оценку сформированных профессиональных компетенций у выпускников с ОВЗ рекомендуем проводить, применяя профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), отражающие квалификационные требования.
В 2013 году Минтрудом России утверждены уровни квалификации с целью разработки профессиональных стандартов в основу которых заложен проект национальной рамки квалификаций. Девять уровней квалификации определяется по представленным в виде таблицы показателям: полномочия и ответственность, характер умений, знаний, основные пути достижения уровня квалификации. Так, первый уровень присваивается при освоении программы краткосрочного обучения, с 2 по 3 –основные программы профессионального обучения, 4-образовательные программы среднего профессионального обучения, 5 –программы бакалавриата, 7-магастратура, 8,9-образовательные программы подготовки научных кадров. Таким образом, для выпускников с ОВЗ, необходимо соответствовать характеристикам 6 уровня квалификаций.
Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и практического опыта. Выпускник, обладая достаточно высоким уровнем образования, может выполнять работы, относящиеся к более низкому квалификационному уровню. Как правило, это связано с тем, что работник изменил свой первоначальный профиль деятельности. По мере приобретения практического опыта, самообразования и обучения по профилю квалификационный уровень может повышаться.
В основу формирования национальной системы квалификаций в РФ заложен опыт, таких стран, как Великобритания, Канада, Австралия и Германия.
Так, Национальная система квалификаций Великобритании позволяет оценивать качество рабочей силы на рынке труда, в Канаде национальные профессиональные стандарты применяются в сертификации профессиональной деятельности и способствуют формированию системы развития трудовых ресурсов; в Австралии выстроена национальная система профессиональной подготовки, в которой посредством профессиональных стандартов проводится аттестация квалификации работников. [2, с.37] Австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework) включает 10 уровней, в сравнении с российской — 9, а в европейской системе квалификаций-8. Европейская рамка квалификаций содержит 8 уровней каждый уровень имеет характеристики, основанные на 3 понятиях: знания, умения, широкие компетенции. С 5 по 8 уровни относятся к высшему образованию (третичное неуниверситетское, степень бакалавра, степень магистра, докторская степень).
Российская национальная система квалификаций содержит общероссийские классификаторы занятий (ОКЗ) и видов экономической деятельности (ОКВЭД). Критерием квалификации выступают, как правило уровень образования и практический опыт необходимый для выполнения трудовой деятельности.
Проблемой разработки профессиональных стандартов в РФ занимаются специалисты Федерального института развития образования, сотрудники ФГБУ «НИИ труда и социального страхования) Минтруда России, Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Под профессиональным стандартом понимают — квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). [4]
В Российской Федерации в 2014 году создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, включающий организации высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и агентство по развитию квалификаций. Основная цель данных организаций совета заключается в проведении консультаций по вопросам развития национальной системы квалификаций, разработке профессиональных стандартов с отражением в них компетенций обуславливаемых современными требованиями работодателей.
Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям разработан временный порядок рассмотрения, оценки соответствия профессиональным стандартам и подготовки предложений по совершенствованию проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, (ФГОС ПО) примерных и основных образовательных программ. Экспертиза ФГОС ПО состоит в оценке их конкретному профессиональному стандарту. Заключение Совета, носящий рекомендательный характер, направляется в Министерства образования и науки РФ.
Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов проводит работу по формированию национального справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, а также списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, с выделением из них 50 наиболее перспективных и востребованных. C целью сбора первичной информации о наиболее востребованных, новых и перспективных профессиях и специальностях Минтрудом России проводится анкетирование. [3]
По состоянию на январь месяц 2015 года утверждено Минтрудом России 805 профессиональных стандартов. Предполагалось, что с 1 января 2020 года использовать профессиональные стандарты будут обязаны все работодатели, следовательно, в процессе обучения студентов с ОВЗ необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые профессиональными стандартами и составлять основные образовательные программы, способствующие формированию профессиональных компетенций согласно определенному уровню квалификации.
Компетентностный подход, заложенный в основу государственных образовательных стандартов третьего поколения, является важным вкладом в теорию качества рабочей силы. Компетентностный подход как методологическая основа педагогических теорий еще находится в стадии становления, он только складывается в научную теорию. Обращение к этому подходу в развитых странах вызвано наличием существенного разрыва между образованием и социальной практикой. Это означает неадекватность образовательных результатов тем жестким требованиям, которые предъявляются молодому специалисту работодателем. [1,с.46]
Ориентация на профессиональные стандарты позволит повысить качество компетентностного подхода в обучении лиц с ОВЗ по направлениям подготовки и специальностям и обеспечит конкурентоспособность выпускников университета, реализующего концепцию инклюзивного образования.
Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» используется в моделировании профессиональной деятельности студентов ФГБОУ ИВО «Московский Государственный Гуманитарно-экономический университет» при изучении дисциплины «Нормирование труда», обучающихся по направлению подготовки «Экономика» профилю «Экономика труда».
Аудиторные занятия строятся по принципу проектирования трудового процесса специалиста: определяется время на подготовительно-заключительные работы на рабочем месте, время оперативной работы, связанное с выполнением трудовых функций, прописанных в профессиональном стандарте, нормы времени регламентированных перерывов. Посредством метода фотографии рабочего времени, студенты производят замеры затрат времени на выполнение трудовых операций (описание которых представлено в таблице 1).
Таблица 1
Фрагмент описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) [5]
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Документационное обеспечение работы с персоналом |
5 |
Ведение организационно-распорядительной документации по кадрам |
А/01.5 |
5 |
Ведение документации по учету кадров |
А/02.5 |
5 |
|||
Подготовка документации по учету кадров для представления государственным органам и иным организациям |
А/03.5 |
5 |
|||
В |
Обеспечение кадровыми ресурсами |
6 |
Сбор информации о потребностях организации в персонале, поиск и отбор персонала |
В/01.6 |
6 |
Оформление, ведение и хранение информации о кандидатах на вакансии организации |
В/02.6 |
6 |
|||
Взаимодействие с государственными органами и иными организациями по вопросам подбора кадров |
В/03.6 |
6 |
|||
С |
Формирование системы оценки персонала |
6 |
Организация оценки персонала |
С/01.1 |
6 |
Проведение аттестация работников |
С/01.1 |
6 |
Таким образом, применение компетентностного подхода и внедрение профессиональных стандартов в образовательный процесс позволит готовить специалистов под требования, предъявляемые работодателями на рынке труда.
Литература:
1. Компетентностный подход к подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики: монография / К. Г. Кязимов. — М.: ИД «АТиСО», 2013. — 147с.
2. Прянишникова О. Д., Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // «Промышленник России».-март 2008.
3. Замминистра Любовь Ельцова провела круглый стол по обсуждению проекта национального справочника профессий. URL: http://www.rosmintrud.ru/videobank/585/ (дата обращения 13 мая 2015)
4. Профессиональные стандарты. Софинский Н. А. — заместитель Генерального директора НИИ труда и социального страхования, к.э.н., заслуженный экономист Российской Федерации.URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_62.html (дата обращения 30.04.2015г.)
5. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», составленный по макету, утвержденному Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.