Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском политехническом университете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Воронова, Г. А. Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском политехническом университете / Г. А. Воронова, М. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 589-595. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18937/ (дата обращения: 18.12.2024).

Подходы к проектированию образовательных программ, организации взаимодействия с работодателями — стратегическими партнерами, система мониторинга качества учебных достижений студентов и реализации основных образовательных программ позволяют Томскому политехническому университету создавать образовательные программы, конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: инженерная подготовка, инженерные компетенции, личностно-ориентированная образовательная среда, качество образовательных программ

 

Первым директором Томского технологического института (в настоящее время Томский политехнический университет, ТПУ) Ефимом Лукьяновичем Зубашевым в основу концепции первого сибирского технического вуза были положены три основополагающих принципа:

1.                  Привлечение для преподавания крупных ученых, способных вести учебный процесс параллельно с научными исследованиями с активным участием в них студентов;

2.                  Приглашение для работы в вузе ученых и преподавателей, имеющих практический опыт;

3.                  Использование новых методик преподавания и большой объем в программе обучения студентов производственных практик.

Успешная реализация заложенных устроителями принципов, продолжение традиций, активная позиция университета по формированию фундаментальных основ качественного инженерного образования позволяют позиционировать университет как одного из лидеров современного российского инженерного образования.

В 90-е годы ХХ века ТПУ одним из первых в российской высшей школе перешел на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавр — магистр). С 1995 г. разработка двухуровневых образовательных программ в ТПУ осуществлялась по «Образовательным стандартам ТПУ», созданным на основе ГОС ВПО с учетом традиций университета, особенностей его научных школ, требований регионального рынка труда и мировых тенденций в сфере высшего образования.

Стандарт ООП ТПУ

В настоящее время руководством нашего государства ставится серьезная задача модернизации отечественного инженерного образования. Решение этой задачи определяет будущее страны — ее технологическое развитие и конкурентоспособность экономики. За время обучения выпускники должны научиться управлять инженерными процессами, проектировать и создавать продукты и системы, а также реализовывать все полученные профессиональные и общие компетенции. Для решения этой задачи университет провел работу с более чем 350 предприятиями — партнерами по подготовке кадров для определения перечня компетенций инженера, востребованного на производстве, таких как:

-                   способность к поиску, анализу и интеграции знаний, творческому нестандартному мышлению;

-                   способность планировать жизненный цикл продукта и готовность управлять проектом от идеи до вывода на рынок;

-                   готовность применять цифровое моделирование, как основу проектирования и инжиниринга;

-                   экономическая и финансовая компетентность и другие.

Формирование востребованных рынком труда компетенций проводится через комплекс взаимосвязанных мероприятий, среди которых:

-                   Система комплексной оценки качества основных образовательных программ (ООП);

-                   Система отбора в университет талантливой и мотивированный молодежи;

-                   Система подготовки студентов к комплексной инженерной деятельности;

-                   Мероприятия по независимому контролю качества подготовки.

Основой проектирования и реализации образовательных программ являются «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ)» [1]. В 2008 г. сразу после опубликования макета ФГОС ВПО была разработана первая версия Стандарта ООП ТПУ.

Стандарт ООП ТПУ ориентирован:

-                   на современные требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций;

-                   на требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций;

-                   на требования концепции подготовки специалистов к комплексной инженерной деятельности — CDIO;

-                   на международные критерии аккредитации инженерных программ и критерии аккредитации образовательных программ в области техники и технологий Ассоциация инженерного образования России;

-                   на личностно-ориентированные образовательные технологии.

Стандарт ООП ТПУ обобщает передовые научно-методические разработки университета, а также определяет особенности образовательных программ ТПУ в соответствии с особым статусом «национального исследовательского университета», в т. ч. изменения в структуре и кредитной стоимости циклов и разделов ООП. Стандарт ООП ТПУ в действующей редакции разработан на основе ФГОС, а также международных стандартов инженерного образования и является комплексной институциональной нормой качества высшего образования, обеспечиваемого университетом.

Эти и другие требования закладываются на уровне проектирования и реализации программ и определяют основу качественного инженерного образования.

В университете внедрена система комплексной оценки качества ООП, состоящая из трех основных частей:

I.                   При разработке и корректировке ООП производится согласование результатов обучения по ООП с работодателями;

II.                Согласование материалов ООП со студентами всех курсов, обучающихся по данной ООП;

III.             По итогам реализации ООП проводится оценка степени достижения результатов ООП со стороны студентов, членов ГЭК, выпускников, работодателей. Опрос проводится по специально разработанным для каждой группы респондентов анкетам. Результаты анализа используются для корректировки целей, результатов ООП, содержания ООП, используемых методов обучения.

Большое внимание уделяется формированию контингента студентов университета. Среди текущих проблем при приеме абитуриентов можно отметить:

-                   недостаточную популярность инженерной профессии и привлекательность технического образования среди школьников;

-                   слабую подготовку школьников в области естественных наук и математики;

-                   дефицит квалифицированных специалистов в области техники и технологий в реальном секторе экономики страны.

Университет планирует решать задачу привлечения мотивированных на инженерные специальности и подготовленных абитуриентов через построение Интернет-лицея ТПУ. Интернет-лицей ТПУ — это учебная игровая система, куда посредством игровых технологий и организационных игр в сети интернет школьники вовлекаются в решение микроинженерных проблем, формируют свои сообщества, игровые профили, наращивают компетенции.

Задачи Интернет-лицея ТПУ:

-                   Мотивация школьников на выбор инженерной профессии и технического образования;

-                   Повышение интереса школьников к точным наукам (физика, математика и др.);

-                   Дополнительная подготовка школьников к освоению программ высшего образования в области техники и технологий;

-                   Ориентация мотивированных и подготовленных школьников на обучение в ТПУ.

Образовательный блок Интернет-лицея — это собственные наработки ТПУ и открытые мировые образовательные ресурсы, который встраивается под задачи роста компетенций, увеличения игровых баллов участника. В 2014 г. в рамках Интернет-лицея ТПУ реализована интернет-игра для абитуриентов ТПУ «Поступай в ТПУ» — 3 тура с микроигровыми задания. В игре приняли участие более 8000 школьников.

В 2015 г. будет запущена в работу первая версия игровой учебной системы. Это игра в альтернативной реальности с множеством отдельных игровых модулей-миссий (например, «Агенты будущего») внутри.

Собрав в университет мотивированную молодежь, важно выстроить для них интересную образовательную среду. В университете реализуется комплекс программ и мероприятий, обеспечивающих академическую адаптацию и интеграцию в университетское сообщество вновь поступивших студентов, в т. ч. академическое консультирование по вопросам выбора траектории обучения и другим аспектам академической деятельности.

Личностно-ориентированная образовательная среда

Личностно-ориентированная образовательная среда в университете предполагает три образовательных траектории:

-                   основная траектория освоения ООП по базовому учебному плану (для студентов, имеющих качественную довузовскую естественнонаучную и математическую подготовку и способности на уровне не ниже среднего);

-                   траектория освоения ООП по учебному плану, соответствующему системе элитного технического образования ТПУ (для талантливых студентов с высоким качеством довузовской подготовки и способностями на уровне значительно превышающем средний);

-                   траектория освоения ООП по адаптированному учебному плану, обеспечивающему достижение требуемых ФГОС результатов обучения (для студентов, имеющих качество довузовской естественнонаучной и математической подготовки и способности на уровне ниже среднего).

Реализация траекторий производится через элективные возможности ООП и дополнительные образовательные мероприятия.

Система подготовки к комплексной инженерной деятельности

В университете активно внедряется система подготовки к комплексной инженерной деятельности на базе концепции «Придумай, разработай, внедряй и управляй» (The CDIO™ Initiative: Conceive — Design — Implement — Operate, www.cdio.org). Концепция CDIO разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности. В настоящее время участниками проекта CDIO Initiative являются более 100 высших учебных заведений по всему миру. В России участниками инициативы CDIO являются 11 университетов, первым в 2011 г. работу в этом направлении начал ТПУ [2, 3]. Ключевыми элементами системы являются:

-                   реализация для всех студентов 1–2 курсов обязательного образовательного модуля «Подготовка к комплексной инженерной деятельности»;

-                   разработка интегрированных учебных планов ООП, обеспечивающих эффективное формирование личностных и межличностных компетенций (результатов обучения по CDIO) на основе проектно-внедренческой деятельности студентов [2];

-                   развитие системы повышения квалификации ППС по проектированию образовательных программ и внедрению новых методов учебной активности студентов.

Учебный модуль «Подготовка к комплексной инженерной деятельности» реализуется с первого семестра всех ООП бакалавриата и специалитета и состоит из 4-х основных блоков:

-                   В 1 семестре — Образовательный модуль «Введение в инженерную деятельность» (теоретическая часть, 1 кредит);

-                   Во 2–4 семестрах — Творческие проекты студентов, 3 кредита (по 1 кредиту в семестр);

-                   Проекты в рамках учебно-исследовательской работы студентов и Комплексные проекты по дисциплинам профессионального цикла;

-                   В 5–8 семестрах закладывается основа и наработка материалов для будущей ВКР.

В рамках творческих командных проектов и комплексных инженерных проектов закладывается основа выполнения инновационных инженерных проектов на уровнях магистратуры и аспирантуры. Модуль «Введение в инженерную деятельность» создает основу для инженерной практики создания технических и технологических продуктов, процессов и систем и формирования начальных личностных и межличностных компетенций выпускников. Главная цель модуля — развитие у студентов интереса к инженерной деятельности, усиление мотивации к обучению в соответствии с выбранным направлением или специальностью, а также создание основы для развития практических навыков и умений.

С целью подготовки преподавателей ТПУ и других российских вузов к использованию подходов концепции CDIO университетом и Сколковским институтом науки и технологий разработана и реализуется совместная сетевая программа повышения квалификации — «Применение концепции CDIO в инженерном образовании». Объем программы — 150 часов. В настоящее время идет обучение 2-ой группы преподавателей. Программа реализуется в течение академического семестра в форме:

-                   трех очных сессий (лекционные и практические занятия);

-                   двух Internet-вебинаров;

-                   изучения лучших практик применения концепции и CDIO Standards в российских и зарубежных университетах-участниках CDIO Initiative (организация рабочего пространства для проектно-внедренческой деятельности студентов, методическое обеспечение образовательных программ) (Chalmers University of Technology (г. Гётеборг, Швеция));

-                   самостоятельной работы слушателей.

Контроль качества подготовки обучающихся

Особое внимание университет уделяет мероприятиям по независимому контролю качества подготовки студентов. В университете создано отдельное структурное подразделение — Центр оценки качества образования. Элементы системы независимого контроля качества подготовки обучающихся следующие:

-                   Диагностика уровня довузовской естественнонаучной и математической подготовки для всех студентов-первокурсников (проводятся в течение первой недели сентября);

-                   Систематические наблюдения за достижением обязательных дисциплинарных результатов обучения на уровне рубежного контроля (проходят до 6500 человеко-тестов в год);

-                   Оценка довузовской языковой подготовки студентов, оценка индивидуального прогресса студента на 1–2 курсах; оценка готовности вести учебную и исследовательскую деятельность на иностранном языке (для всех студентов университета);

-                   Оценка комплексных дисциплинарных, междисциплинарных результатов обучения;

-                   Опросы студентов, работодателей, преподавателей о требуемом уровне подготовки выпускников ТПУ и качестве подготовки обучающихся.

Всего в университете реализуются более 35 тыс. человеко-тестов в год. В качестве инструментария используются разработанные в университете информационно-программные комплексы:

-                   Информационно-программный комплекс «Фонд оценочных средств ТПУ»;

-                   Сайт «Оценка результатов и компетенций» (планирование аттестационных мероприятий и он-лайн регистрация на них, работ групп в социальных сетях, статистика и мониторинг результатов оценивания);

Обязательно проводится тестологическая экспертиза и аккредитация оценочных средств.

Среди последних разработок — стандартизированный экзамен для конкурсного отбора в магистратуру ТПУ. Целью экзамена является:

-                   получение и сопоставление объективной информации о качестве подготовки выпускников бакалавриата технических вузов;

-                   оценивание комплексных практико-ориентированных результатов обучения и компетенций;

-                   обеспечение межвузовской и межпрограммной мобильности выпускников бакалавриата при переходе на вторую ступень обучения (магистратуру);

-                   самоподготовка и самоконтроль степени готовности тестируемых к итоговому оцениванию;

-                   анализ и оценивание качества заданий и результативности образовательных программ и др.

В 2014 г. проведена успешная апробация стандартизированного экзамена для конкурсного отбора в магистратуру ТПУ. Апробация проводилась на базе 5 направлений подготовки (Приборостроение, Управление качеством, Менеджмент и др.), для чего разработано 2 942 заданий (прошло экспертизу — 2 563). В апробации приняло участие 109 студентов.

Профессионально-общественная аккредитация ООП

Важнейшим механизмом подтверждения качества образовательных программ университета является участие в процедурах международной профессионально-общественной аккредитации. Крупнейшее и самое известное аккредитационное агентство — ABET, с помощью которого аккредитовано более 3 100 инженерных и технических программ в 670 университетах 24 стран по всему миру. Около 85 000 студентов выпускаются ежегодно по программам аккредитованным ABET. Для работодателей аккредитация ABET является гарантией качества подготовки выпускников, соответствия выпускников требованиям для вхождения в профессию. Университет имеет опыт профессионально-общественной аккредитации с 2000 г.

В Ассоциации инженерного образования России (АИОР) аккредитована 51 образовательная программа, в т. ч. 44 программы с присвоением знака EUR-ACE label.

Подводя итоги, можно сказать, что реализация предложенных университетом подходов к проектированию образовательных программ, организации взаимодействия с работодателями — стратегическими партнерами и системы мониторинга качества учебных достижений студентов и реализации ООП и др. позволяют создавать образовательные программы, конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.

 

Литература:

 

1.                  Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) / Cборник нормативно-производственных материалов / под ред. А. И. Чучалина (4-е издание с изменениями и дополнениями). — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — 204 с.

2.                  Чучалин А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России, 2011, № 10, с. 20–29.

3.                  Чучалин А. И., Петровская Т. С., Таюрская М. С. Международные стандарты CDIO в образовательном стандарте ТПУ // Вестник высшей школы «AlmaMater», 2013, № 7, с. 11–18.

Основные термины (генерируются автоматически): CDIO, программа, ABET, комплексная инженерная деятельность, университет, высшее образование, инженерная деятельность, Личностно-ориентированная образовательная среда, математическая подготовка, область техники.


Ключевые слова

инженерная подготовка, инженерные компетенции, личностно-ориентированная образовательная среда, качество образовательных программ

Похожие статьи

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Концепция современного образования в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем

Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны, исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в с...

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...

Некоторые аспекты развития образовательных технологий

Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Похожие статьи

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Концепция современного образования в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем

Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны, исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в с...

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...

Некоторые аспекты развития образовательных технологий

Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Задать вопрос