В условиях усиления конкуренции на потребительском рынке важное значение имеет своевременная, полная, достоверная оценка состояния и тенденций развития торгового предприятия. В работе проведена оценка тенденций развития торгового предприятия ПАО «Магнит» на основе данных, представленных в бухгалтерской отчетности предприятия непараметрическими методами ранговой корреляции. Рассчитан коэффициент развития, построена траектория развития предприятия, сделаны выводы об использовании данной методике в управленческом анализе и о тенденциях развития предприятия.
Ключевые слова:торговое предприятие, тенденции развития, непараметрические методы ранговой корреляции, коэффициент развития.
В условиях усиления конкуренции на потребительском рынке важно иметь представление как развиваются торговые предприятия. Усиление значения анализа и планирования деятельности неоднократно отмечается разными учеными [2,3] Существуют различные методы оценки тенденций развития предприятий. Достаточно полно методы систематизированы в работе М. И. Гераськина, О. А. Кузнецовой, Ж. В. Маклюковой [1]. Модель развития может быть построена как на основе параметрических методов (путем сопоставления определенного показателя развития данной фирмы и для наиболее развитых фирм) и с использованием непараметрических методов (путем сопоставление темпов роста группы финансово-хозяйственных показателей с наиболее желательными (эталонными) темпами роста).
Целью работы является апробирование на примере торгового предприятия методики непараметрических методов и выявление, проблем в использовании методики и траектории развития предприятия.
Задачи исследования:
- представить общую характеристику торгового предприятия;
- рассчитать показатели развития торгового предприятия, выявить траекторию развития;
- сделать выводы о применимости методов ранговой корреляции в управленческом анализе.
Формирование траектории развития организации осуществляется на основе непараметрических методов ранговой корреляции [1]. Рекомендуется, в динамическом нормативе первый ранг присваивать показателю, выражающему функцию организации (в нашем случае это выручка от реализации) из числа показателей конечных результатов. Последний ранг присваивается показателю, темпы роста которого должны быть минимальны (и даже меньше единицы) среди исходных показателей (в нашем случае приняты средние остатки оборотных средств). Остальные ранги должны соответствовать уровню показателей в зонах, которым они принадлежат, и принимают значения, расположенные между крайними случаями.
Для анализа использованы показатели: выручка от реализации товаров, среднегодовая стоимость основных средств, среднегодовая стоимость оборотных средств, расходы на производство и реализацию продукции. Показатели выстроены с учетом выполнения неравенства: темпы роста выручки от реализации должны быть выше темпов роста среднегодовой стоимости основных средств, которые в свою очередь выше темпов роста расходов предприятия. Минимальные темпы роста должны быть для среднегодовой стоимости оборотных средств, для обеспечении роста оборачиваемости на предприятии.
Далее необходимо рассчитать Коткл., К инв. и Кразвития.
(1)
(2)
где S+ — количество положительных соотношений между рангами двух рядов; S– — количество отрицательных соотношений между рангами рядов.
(3)
Оценку полученного коэффициента развития проводят в сравнении с эконометрической шкалой, на которой коэффициент развития принадлежит интервалу [0,1] с положительным диапазоном при [0,25;1], отвечающем развитию, и отрицательным диапазоном при [0;0,25], соответствующем явлению деградации; значение 0,25 означает движение по инерции (отсутствие развития).
В данной работе мы опробуем методику на примере ПАО «Магнит». ПАО «Магнит» — это ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. Розничная сеть «Магнит» предлагает своим клиентам качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «У дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 декабря 2014 года сеть компании включала 9 711 магазинов, из них: 8 344 магазина в формате «магазин у дома», 190 гипермаркетов, 97 магазинов «Магнит Семейный» и 1 080 магазинов «Магнит Косметик».
Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 108 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.
ПАО «Магнит» начинает свою деятельность с 1994 года, предприятие занимается оптовой торговлей, затем в 1998 году оно выходит на розничный рынок продуктов питания. С 2001 года,ПАО «Магнит» ведет интенсивное развитие c целью занять твердую позицию на рынке и уже к 2012 году предприятие заняло твердые позиции на рынке.
Миссия компании: Работать для повышения благосостояния покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Цель компании: Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
По данным о выручке, оборотным и основным средствам, а также расходам за 2013 и 2014 годы сети г. Краснодара. Произведем расчёты, отражающие его развитие. Для исследования воспользуемся показателями, отраженными в бухгалтерской отчетности предприятия.
Таблица 1
Расчёт коэффициентов развития ПАО «Магнит»
|
2013 |
2014 |
||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
Выручка от реализации, млн.руб |
78779 |
157558 |
236337 |
315098 |
80516 |
162510 |
247973 |
331967 |
Средняя стоимость основных средств, тыс.руб |
856366 |
845595 |
837557 |
828620 |
824863 |
837359 |
835823 |
831223 |
Расходы на производство и реализацию, млн.руб |
70298 |
103053 |
144222 |
268010 |
78957 |
111416 |
158071 |
357331 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб |
18378 |
23235 |
19795 |
32018 |
27726 |
25261 |
43382 |
36006 |
Коткл |
X |
X |
+0,400 |
+1 |
-0,400 |
+0,400 |
-0,2 |
+0,400 |
Кинверс. |
X |
X |
+0,333 |
-1 |
-0,333 |
+0,333 |
-1,0 |
+0,333 |
Кразв. |
X |
X |
0,467 |
0 |
0,100 |
0,467 |
0 |
0,467 |
Полученные значения можно наглядно представить графически на рисунке 1.
Рис. 1. Траектория развития предприятия ПАО «Магнит» в 2013–2014 гг
Траектория развития ПАО «Магнит» свидетельствует о крайне нестабильном развитии предприятия, о том, что развитие имело место в 3-м квартале 2013, 1-м, 2-м и 4-м квартале 2014 года; спад происходил в 4-м квартале 2013 и 3-м квартале 2014 года. Большая проблема предприятия — нестабильные значения выручки от реализации. Наблюдаются значительные отклонения в соседних кварталах. Это может свидетельствовать о недостатках в изучении покупательского спроса, организационных проблемах предприятия, проблемах с поставщиками товаров и других.
Данная методика может быть использована в управленческом анализе деятельности предприятия. Одним из условий применения методике должно быть обязательное соблюдения правила распределения рангов. Ранг результативных показателей должен быть выше рангов затратных показателей. Для более качественного анализа необходимо увеличить ряд используемых показателей. После построения траектории развития следует проводить углублённый анализ следует сравнивая фактически рассчитанные ранги выбранных показателей с эталонными с выделением проблем предприятия.
Литература:
1. Гераськин М. И. Инновационный менеджмент наукоемких технологий: учеб. пособие / М. И. Гераськин, О. А. Кузнецова, Ж. В. Маклюкова / под ред. М. И. Гераськина. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2006, 160 с.
2. Попов Д. А. Форматы ритейла: эволюция и современность / Д. А. Попов, В. А. Синюков. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. 148 с.
3. Толстихина Т. Б. Управление организациями. Практикум. — Благовещенск, АмГУ, 2009.