Административные, коммуникативные, учебные инструменты образовательной электронной платформы LMS Moodle | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Розанова, Я. В. Административные, коммуникативные, учебные инструменты образовательной электронной платформы LMS Moodle / Я. В. Розанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1275-1278. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18971/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные и административные инструменты данной электронной среды, их возможности для учебного процесса.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, LMSMoodle, административные инструменты, коммуникативные инструменты, учебные инструменты.

 

В настоящее время, трудно недооценивать значимость способов организации учебного процесса, включающих передачу обучающимся учебной информации, взаимодействие субъектов образовательного процесса, автоматизацию и оценивание процесса обучения, которые оказывают влияние на готовность обучающихся к учебной деятельности. По этой причине мы обращаемся к системе управления обучением LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) как эффективному дидактическому инструментарию, позволяющему максимально полно реализовать выше обозначенные способы организации учебного процесса благодаря набору электронных ресурсов, содержащихся в Moodle, а именно учебных, коммуникативных и административных инструментов.

Стоит отметить, что c 2011 года LMS Moodle является одним из обязательных компонентов реализации некоторых учебных дисциплин в Национальном исследовательском Томском политехническом университете и используется в качестве электронной обучающей среды. Остановимся подробнее на использовании возможностей данной платформы в обучении, опишем инструменты и интерфейс Moodle.

Прежде всего, в качестве общих характеристик Moodle можно отметить то, что данная платформа позволяет осуществлять мониторинг процесса обучения пользователей, хранить их характеристики, подcчитывать количество заходов на разделы данной платформы, определять время прохождения определенной части курса обучающимися, имеет дружественный для пользователя интерфейс, простую архитектуру и, в целом, представляет собой систему управления обучением, предназначенную для контроля большого числа обучающихся.

Одним из ключевых понятий системы электронного обучения Moodle является курс, который состоит из блоков и модулей. Блоком называется «группа ссылок и другие средства работы, объединенные по общим признакам» [2, с.17]. В то время как модуль включает ресурсы курса, т. е. материалы по какой-либо теме. Многообразие блоков, тематических модулей делает целесообразным рассматривать интерфейс Moodle с позиции трех составляющих — коммуникативные, административные и учебные инструменты Moodle. Рассмотрим некоторые из них.

К административным инструментам относятся приложения, используемые для управления учетными записями учеников, запуском курсов из каталога, отслеживания результатов, составления отчетов о процессе обучения и других административных функций. Средствами администрирования Moodle являются такие инструменты как, например:

-                   блок «Преподаватели» — содержит информацию о преподавателе (его контактные данные, ФИО, название кафедры и местоположение, т. е. здесь представляется возможным для преподавателя разместить расширенную информацию о себе, опубликовать фотографию);

-                   блок «Люди» — позволяет ознакомиться со всеми участниками данного курса, узнать адреса электронной почты, отправить личное сообщение, посмотреть профиль, узнать дату последнего посещения какого-либо участника курса и т. д.;

-                   блок «Мои курсы» — содержит перечень курсов, к которым у пользователя есть доступ, что упрощает навигацию между курсами;

-                   блок «Управление» — содержит ссылки на страницу с оценками по курсу, на страницу редактирования своего профиля, на страницу смены пароля и ссылку для удаления себя из участников данного курса;

-                   блок «Календарь» — содержит сетку текущего месяца с отмеченными на ней событиями, на которые необходимо обратить внимание;

-                   блок «Последние действия» содержит новые для пользователя сообщения форумов, список работающих на данный момент чатов и их участников, изменения в элементах курса;

-                   блок «Пользователи на сайте» содержит список пользователей, заходивших в курс за последнее время;

-                   блок «Наступающие события» содержит все актуальные события за определенный промежуток времени (обычно 21 день) [1, с.14].

-                   «Журнал» — представляет собой результаты освоения содержания курса за все оцениваемые элементы курса в виде буквенных оценок, баллов, процентов, суммарного количества баллов. При этом каждому обучающемуся доступны исключительно собственные результаты. Данный инструмент также позволяет определить вес каждой оценки для итогового результата, учитывать или не учитывать премиальные баллы, «отбрасывать» низкие баллы и т. д.

Коммуникативными инструментами Moodle являются средства, позволяющие осуществлять синхронное и асинхронное общение между участниками дистанционного курса. При этом, коммуникативные инструменты могут быть размещены как в курсе в целом, так и в отдельном блоке, модуле. Например:

-                   «Форум» — деятельностный элемент курса, который позволяет задавать и отвечать на вопросы, вести дискуссии в процессе обучения, являясь основным средством связи между преподавателем и обучающимися. При этом уведомление о сообщении, появившемся в форуме, автоматически рассылается участникам курса на электронную почту. Также, существует новостной форум, сообщения в котором может создавать только преподавателем, этот сервис предоставляет возможности для размещения сообщений, которые должны увидеть все обучающиеся. Существует несколько сценариев использования данного элемента, например: общий форум, форум для преподавателей, новостной форум, мозговой штурм, дебаты и т. п.

-                   «Обмен сообщениями» — возможность обмениваться личными сообщениями с пользователями курса. В данном блоке обучающийся имеет возможность видеть список контактов, пользователей курса, находящихся на сайте. Кроме того, новые сообщения автоматически могут переадресовываться на электронную почту обучающегося.

-                   «Чат» — возможность для участников курса проводить совместные обсуждения в реальном времени посредством сети Интернет [2, c.131]. Чат считается более неформальной формой общения и не подчинен определенной теме, которая, как правило, задается в форуме. Чат может быть использован не только как коммуникативный инструмент, но и как учебный элемент для обсуждения какого-либо учебного задания, которому предшествовала самостоятельная работа обучающихся (например, просмотр учебного видео материала). Однако для осуществления беседы в чате всем участникам курса необходимо находится в режиме онлайн в одно время, в отличие от форума, где участники оставляют сообщения в удобное для себя время.

Далее рассмотрим деятельностные элементы Moodle, которые представляют собой учебные инструменты и имеют образовательную функцию.

-                   «Задание» — данный инструмент используется для постановки задачи, которая требует от обучающихся подготовить ответ в электронном виде в любом формате и загрузить его на сервер, в виде одного, нескольких файлов или сдать задание вне системы, при очной встрече с преподавателем [2, с. 97]. Преподаватель имеет возможность оценить задание и оставить комментарий на полученное от обучающегося задание. Также, преподаватель имеет право ограничивать доступ к заданию, если оно регламентируется временными рамками, т. е. установить дату начала и окончания сдачи задания, определить количество попыток выполнения и возможность редактирования работы после корректировки самим преподавателем.

-                   «Лекция» — используется в системе не только и не столько как страницы с теоретическим материалом, а также в качестве элемента, предполагающего активное участие обучающихся в процессе изучения нового материала, благодаря особой структуре и насыщению данного элемента различными интерактивными заданиями [1, с.146]. «Лекция» состоит из страниц, которые представляют собой логически завершенные смысловые фрагменты и условно могут быть разделены на страницы с теоретическим материалом и страницы, содержащие практические задания в виде, например, контрольных вопросов. При этом вопросы могут варьироваться от выбора ответа из представленного множества, выбор ответа верно / неверно или короткий ответ, означающий написание краткого высказывания на поставленный вопрос, ответ в виде эссе. Безусловно, что форма ответа обучающегося влияет и на способ проверки задания преподавателем. В случае, когда варианты ответа предлагаются системой, проверка происходит автоматически, а ответ в виде эссе подразумевает проверку ответа преподавателем самостоятельно, «вручную».

-                   «Тест» — позволяет разработчику создавать базы вопросов как для самопроверки обучающимися, так и для организации промежуточного и итогового контроля [3, с.17]. В зависимости от настроек, которые определяет преподаватель, обучающиеся могут решать тест несколько раз, с автоматической оценкой каждой попытки и назначением «штрафов» за неправильные ответы. Также, обучающиеся могут видеть правильные ответы, комментарии или оценки преподавателя в зависимости от функции теста, обучающей или контролирующей.

-                   «Рабочая тетрадь» — может рассматриваться как конспект обучающегося, аналог письменной работы. Обучающиеся высказываются, дают ответ на определенную тему или вопрос, заданный преподавателем, имеют возможность корректировать ответ, возвращаться к нему несколько раз, дополнять и видоизменять. При этом содержание рабочей тетради является конфиденциальным и доступным только преподавателю.

-                   «Глоссарий» — словарь терминов и понятий, используемых в курсе [2, с.114].

-                   «База данных» — это инструмент, позволяющий преподавателям и студентам импортировать информацию по определенной теме [4, с. 19]. Другими словами, это совместная деятельность преподавателя и обучающихся выражающаяся в тематической подборке библиографических ссылок, статей, книг, гиперссылок, постеров, фотографий, сайтов, которые обсуждаются, комментируются, рецензируются между участниками курса, что в конечном итоге способствует формированию внушительного корпуса ресурсов по определенной тематике.

-                   «Вики» — данный инструмент представляет собой набор страниц совместно создаваемых обучающимися. Данный ресурс может быть использован, например, для написания групповой книги отзывов и предложений по определенному виду учебной деятельности, задания.

-                   «Книга» — многостраничный учебный материал, для размещения материала теоретического или справочного, характера в рамках одного модуля или темы, например для объединения публикаций по одной тематике. Для удобства пользователей на экране отображается как содержание книги, т. е. название глав, являющиеся ссылками на отдельные документы книги (с левой стороны), также и сами документы (т. е. ресурсный материал с правой стороны).

-                   «Вэбинар» — учебный инструмент Moodle, позволяющий осуществлять видеосвязь с обучающимися, как для проведения консультации, так и для проведения семинара, занятия, видео конференции в режиме онлайн.

-                   «Анкета» — данный ресурс необходим для проведения опроса, например для определения фоновых знаний обучающихся по курсу, выяснения отношения обучающихся к определенному вопросу, теме и т. п.

Итак, обобщая изложенную выше информацию, можно сделать вывод, что электронная образовательная платформа Moodle имеет широкий спектр возможностей для разработки учебного контента, его доставки и управления, что подтверждает приемлемость данной электронной среды для оптимизации, повышения эффективности учебного процесса.

 

Литература:

 

1.                  Андреев А. В., Андреева С.В, Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. — Таганрог. — Изд-во: ТТИ ЮФУ. — 2008.

2.                  Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие, 2-е издание. — Харьков. — Изд-во: ХНАГХ. — 2009.

3.                  Гаевская Е. Г. Система дистанционного обучения Moodle. Методические указания для практических занятий. — Санкт-Петербург. — Изд-во: Спб. — 2007.

4.                  Rice W., Smith Nash S. (2010). Moodle 1.9 Teaching Techniques. Creative ways to build powerful and effective online courses.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, обучающийся, преподаватель, LMS, блок, участник курса, учебный процесс, курс, дистанционное обучение, новостной форум.


Ключевые слова

система дистанционного обучения, LMS Moodle, административные инструменты, коммуникативные инструменты, учебные инструменты

Похожие статьи

Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера

В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.

Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции

В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов

В данной статье рассмотрены основные общекультурные компетенции, а также активные методы обучения, такие как метод проектов мозговой штурм, кейс метод, при помощи которых можно наиболее эффективно формировать у студентов данные компетенции. Материал ...

Характеристика основных музыкально-образовательных ресурсов в детском музыкальном образовании

В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности музыканта в сфере музыкально-компьютерных технологий (МКТ). Охарактеризованы основные музыкально-образовательные ресурсы, используемые в детском музыкальном образовании. Названы актуальные вопросы, ...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Основные стандарты и модели интеграции медицинских информационных систем

В данной статье рассмотрено понятие медицинской информационной системы, приведена актуальность проблемы интеграции медицинских информационных систем. Рассмотрены основные стандарты интеграции медицинских информационных систем, а также принципы и моде...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Похожие статьи

Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера

В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.

Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции

В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов

В данной статье рассмотрены основные общекультурные компетенции, а также активные методы обучения, такие как метод проектов мозговой штурм, кейс метод, при помощи которых можно наиболее эффективно формировать у студентов данные компетенции. Материал ...

Характеристика основных музыкально-образовательных ресурсов в детском музыкальном образовании

В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности музыканта в сфере музыкально-компьютерных технологий (МКТ). Охарактеризованы основные музыкально-образовательные ресурсы, используемые в детском музыкальном образовании. Названы актуальные вопросы, ...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Основные стандарты и модели интеграции медицинских информационных систем

В данной статье рассмотрено понятие медицинской информационной системы, приведена актуальность проблемы интеграции медицинских информационных систем. Рассмотрены основные стандарты интеграции медицинских информационных систем, а также принципы и моде...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Задать вопрос