В данной статье автором проводится анализ поправок в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», осуществляется сравнение закона о федеральном бюджете на 2015 год от 1 декабря 2014 года с измененным законом о федеральном бюджете на 2015 год от 10 апреля 2015 года. Автор приходит к выводу, что внесение корректировок в федеральный бюджет является необходимой мерой по обеспечению сбалансированности бюджета.
Ключевые слова:федеральный бюджет, поправки в федеральный бюджет, секвестрование бюджета.
Государственный бюджет является объединением основных финансовых категорий и главным звеном финансовой системы каждого государства. В современном обществе он играет не только важную экономическую, но и политическую роль. Сбалансированность бюджета состоит в количественном соответствии расходов бюджета к источникам их финансирования и является неотъемлемым условием формирования и исполнения бюджета государства [1]. В организации бюджетного процесса используются разные методы по достижению сбалансированности бюджета. В данной статье был рассмотрен метод секвестрования бюджета как необходимая мера для уменьшения размеров бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов и ухудшения экономической ситуации в стране. Мы рассмотрели эффективность данной меры по обеспечению сбалансированности бюджета на примере внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
10 апреля 2015 года в связи со сложной экономической ситуацией были внесены корректировки в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Данная мера была необходима в связи с тем, что бюджет 2014 ого года верстался из расчета курса доллара в 37,7 рублей и цены на нефть марки Urals -96 долларов за баррель. По причине резкой девальвации рубля в ноябре 2014 года и существенного изменения экономической ситуации в стране, стало необходимым пересмотреть закон о федеральном бюджете на 2015год. Принятые поправки исходят из более реалистичного прогноза — 61,5 рубля за доллар и 50 долларов за баррель. Уровень инфляции, который в 2014 устанавливался в размере 5,5 % от ВВП, в новом законе закладывается на уровне 12,2 %.
Таблица 1
Сравнение основных характеристик бюджета в двух версиях закона о федеральном бюджете на 2015 год (тыс. рублей)
|
Закон о федеральном бюджете на 2015 год от 1 декабря 2014 |
Измененный закон о федеральном бюджете на 2015 год от 10 апреля 2015 |
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета |
15 082 360 651,0 |
12 539 736 530,8 |
2) общий объем расходов федерального бюджета |
15 513 079 294,0 |
15 215 044 543,1 |
3) нормативная величина Резервного фонда |
5 424 860 000,0 |
5 118 330 000,0 |
4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года |
7 218 501 812,0 |
8 119 869 325,1 |
5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года |
64,0 млрд. долларов США, или 49,2 млрд. евро (2 412 800 000 тыс. рублей по курсу 37,7 рублей за доллар США) |
в сумме 52,6 млрд. долларов США, или 45,7 млрд. евро (3 234 900 000 тыс. рублей по курсу 61,5 рублей за доллар США) |
6) дефицит федерального бюджета |
430 718 643,0 |
2 675 308 012,3 |
Рис. 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год (тыс.руб.)
Из таблицы 1 следует, что общий объем расходов федерального бюджета РФ сократился на 298 034 751 тыс. рублей, а прогнозируемый общий объем доходов сократился на 2 542 624 120 тыс. рублей. Снижение доходов бюджета произошло в связи с девальвацией рубля и резким сокращением нефтегазовых доходов, которые были вызваны падением мировых цен на нефть. Нормативная величина Резервного фонда снизилась на 306 530 млн. рублей, а верхний предел государственного внутреннего долга увеличился на 901 367 513 тыс. рублей. Верхний предел государственного внешнего долга снизился 64 млрд. долларов США до 52,6 млрд долларов США, но увеличился на 8 221 100 000 тыс. рублей в связи со снижением курса рубля. Дефицит федерального бюджета увеличился почти в 6,5 раз и составил 2 675 308 012,3 тыс. рублей. Новые экономические показатели более реалистично отражают экономическую ситуацию в стране. Данные поправки являются необходимой мерой по обеспечению сбалансированности бюджета.
Однако, не все расходные статьи федерального бюджета были урезаны: около 20 млрд. рублей дополнительно поступят на развитие сельского хозяйства, в целом же на реализацию госпрограммы по сельскому хозяйству в текущем году направят 202,7 млрд. рублей. Финансирование было выделено на импортозамещение двигателей самолетов и вертолетов -21 млрд. руб.; на осуществление Федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока-3,5 млрд. рублей, на реализацию Федеральной целевой программы «Крым» по развитию Республики Крым-более 25 млрд. рублей. Также была увеличена сумма бюджетных ассигнований с 60 млрд. рублей до 73, 895 млрд. рублей, предусмотренных по подразделу «Общеэкономические вопросы» раздела «Национальная экономика» на финансовое обеспечение реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств [3]. Данное решение свидетельствует о том, что государство старается поддерживать приоритетные направления экономики Российской Федерации
В рамках увеличения расходов на «Обслуживание государственного и муниципального долга» были увеличены пределы общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации со 150 000 000,0 тыс. рублей до 310 000 000,0 тыс. рублей на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Был повышен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 1 января 2016 года с 2 259 027 784,5 тыс. рублей до 2 328 779 383,6 тыс. рублей. Также увеличился верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2016 года с суммы в 674,83 млрд. рублей до суммы в 842,55 млрд. рублей [2].
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сильное уменьшение объемов доходов федерального бюджета РФ повлекло за собой необходимые для сбалансированности меры урезания части расходных статей с целью сокращения дефицита бюджета. Правительству Российской федерации пришлось ввести поправки в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» исходя из курса в 61,5 рублей за доллар и цен на нефть в 50 долларов за баррель. Скорректированный дефицит федерального бюджета РФ более верно отражает ситуацию в экономике России, почти в 6,5 раз превышает первоначальный и нуждается в усиленных методах финансирования путем использования средств из государственного Резервного фонда для покрытия его основной суммы.
По итогам нашего исследования мы выявили, что данная мера помогла нам избежать большего дефицита бюджета, который бы образовался при его верстке в условиях курса доллара в 37,7 рублей и цены за баррель нефти в 96 долларов. В будущем правительству необходимо будет предусматривать все варианты возможного развития событий в экономике страны для уменьшения ущерба от непредвиденных ситуаций, таких как последствия падения мировых цен на нефть и газ или введения экономических санкций. Мы рекомендуем вкладывать больше средств в развитие импортозамещения, рассчитывать федеральный бюджет без опоры на мировые цены на нефть, ослабить зависимость российской экономики от курса доллара, продолжать усиленную работу над переходом от сырьевой экономики путем вкладывания ресурсов в развитие производства. Наконец, необходимо отметить, что влияние корректировок в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на экономическую ситуацию в России нуждается в дальнейших исследованиях, так как является достаточно новой и актуальной для ученых-экономистов темой. Открытым для изучения остается вопрос о последствиях увеличения финансирования тех сфер деятельности государства, которые в нем нуждались.
Литература:
1. Бюджетный Кодекс РФ — [Электронный ресурс] — http://bk-rf.ru/18.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
3. Государственная Дума — [Электронный ресурс] — http://www.duma.gov.ru/news/273/993400. Документ о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ — [Электронный ресурс] — www.minfin.ru.