Базисом финансовой системы является государственный бюджет. Федеральный бюджет обладает высшей юридической силой. Принятие его в виде Федерального закона закреплено в Конституции РФ (ст. 106), Федеральным законом о Федеральном бюджете, который начиная с 2008 г. принимаются не на один год, как раньше, а на три года — на соответствующий финансовый год и плановый период, состоящий из двух последующих лет (например, ФЗ от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [3]). По окончании очередного финансового года утверждается отчет об исполнении федерального бюджета в форме федерального закона.
С 2000 годов остро стоит проблема эффективного расходования государственных денежных средств. Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат. C 2004 года в России началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), когда на федеральном уровне была принята концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004–2006 гг. В самом общем виде БОР можно определить как систему формирования бюджета, отражающую связь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. Одно из принципиальных отличий БОР от традиционного постатейного бюджетирования состоит в том, что при БОР исполнение бюджета оценивается с точки зрения не только степени исполнения тех или иных бюджетных статей, но и степени исполнения изначально поставленных целей и задач. Для этого была разработана система показателей, позволяющая на регулярной основе отслеживать степень достижения целей и выполнения задач, проводить мониторинг и оценку эффективности бюджетных расходов [1].
Переход к бюджетному планированию на 3-летний период осуществлен с 2008 г. Принятие бюджетов на текущий и два последующих плановых года обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с одной стороны, и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.
Несмотря на внедрение отдельных элементов БОР, качественного скачка по переходу к результативной модели в России не произошло, сохраняется преобладание традиционной модели, ориентированной на затраты. Основным направлением по развитию финансирования по результатам следует признать начало внедрения в 2009 г. государственного (муниципального) задания; другие элементы БОР, хотя и способствовали повышению эффективности организации бюджетного процесса и ориентации при распределении бюджетных доходов на результат, существенного влияния на развитие результативной модели не оказали.
Учитывая отсутствие прорывов в повышении эффективности реализации федеральных и ведомственных целевых программ государство запустило следующий этап в развитии результативной модели управления бюджетными средствами –переход на финансирование по государственным программам. Государственные программы предполагают установление четких конкретных показателей оценки их достижения (KPI-англ. –Key Performance Indicators) и привязку итогов реализации программ к выделяемым бюджетным средствам.
Подавляющая часть федерального бюджета является программной; непрограммная часть включает лишь финансовое обеспечение деятельности органов власти (Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека в РФ, Прокуратуры и некоторых других структур).
Перечень государственных программ утвержден Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» [2]. На сегодняшний день включает данный перечень включает 42 государственные программы, которые сгруппированы по 5 группам, охватывающим все функциональные направления расходов бюджета (за исключением затрат на финансовое обеспечение самих органов власти):
1) новое качество жизни (развитие здравоохранения; «Развитие образования» на 2013–2020 годы; социальная поддержка граждан; «Доступная среда» на 2011–2020 годы; обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными граждан РФ, развитие пенсионной системы на 2017–2025 годы; содействие занятости населения; обеспечение общественного порядка и противодействие преступности; противодействие незаконному обороту наркотиков; защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы; «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы; развитие физической культуры, спорта);
2) Инновационное развитие и модернизация экономики (развитие науки и технологий; экономическое развитие и инновационная экономика; развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; развитие авиационной, промышленности на 2013–2015 годы; развитие судостроения на 2013–2030 годы; развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы; космическая деятельность России на 2013–2020 годы; развитие атомного энергопромышленного комплекса; информационное общество (2011–2020 годы); развитие транспортной системы, государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы; развитие рыбохозяйственного комплекса; развитие внешнеэкономической деятельности, воспроизводство и использование природных ресурсов; «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы; энергоэффективность и развитие энергетики);
3) Обеспечение национальной безопасности (обеспечение обороноспособности страны; обеспечение государственной безопасности);
4) Сбалансированное региональное развитие (социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года; развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами; социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года; социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года; социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года);
5) Эффективное государство (управление федеральным имуществом; управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков; внешнеполитическая деятельность; юстиция).
Таким образом, в целях эффективного расходования бюджета государства была разработана система бюджетирования, ориентированная на результат. Бюджетирование не дало ожидаемых результатов, расходование государственных средств в основном является нецелевым и неэффективным. В целях повышения эффективности реализации федеральных и ведомственных целевых программ был разработан переход на финансирование по государственным программам. Государственные программы предполагают установление четких конкретных показателей оценки их достижения и привязку итогов реализации программ к выделяемым бюджетным средствам. Подавляющая часть федерального бюджета является программной; непрограммная часть включает лишь финансовое обеспечение деятельности органов власти.
Литература:
1. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства РФ.2009 г. № 322 (ред. от 14.06.2011).
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»//Сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]URL: http://government.ru/docs/11943/(дата обращения 24.02.2015 г.)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 1.12.2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»// Российская газета.2014. № 6550.