В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сформулирован вывод о недостаточности проведения диверсификации в развитие дистанционных технологий при получение высшего образования в эксклавном регионе РФ.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные услуги, информационное общество, тенденции развития технологий высшего образования.
Современное развитие мирового сообщества характеризуется радикальными структурными преобразованиями в экономике, социальной структуре и в технологиях. Преобразования в развитых странах дают основания говорить о том, что начался новый этап технологического и социального развития человеческого общества. В научной литературе современный этап развития называют «информационным обществом», «постиндустриальным обществом», «обществом, основанным на знаниях», «глобальным сетевым обществом», «обучающимся обществом» и т.д. Каждое из этих названий отражает определенные аспекты структурных преобразований происходящих изменений в высшем образовании в РФ и регионе.
В концепции информационного общества основное внимание уделяется таким сторонам организации современного общества, как техническая и информационная, причем главная роль отводится формированию глобальной информационной системы. Выделяют три главные черты информационного общества: информация является экономическим ресурсом; она становится своего рода товаром массового потребления у населения. Одновременно формируется информационный сектор экономики, для которого характерны более быстрые темпы роста, чем для других отраслей народного хозяйства.
В условиях информационного общества информация понимается в широком смысле - как аудивизуальная, зрелищная информация и как базы данных. Сфера ее производства, обработки и распространения получила обобщающее название «информационная индустрия».
Современная тенденция развития экономики, связанная с возрастанием роли информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) позволяет переводить значительные массивы информации в цифровой вид, облегчая процесс ее передачи на огромные расстояния с низкими расходами и ускоряя тем самым распространение знаний в масштабах всей планеты. Все большая часть производства «дематериализуется», во все большей степени производство уходит от использования материальных вещей, и во все большей мере основывается на использовании знаний информационных технологий.
Глубинное сущностное значение этих процессов состоит в том, что они придают новое качество развитию человечества - возникает общество, основой существования которого становятся знания, причем столь специализированные и сложные, что для их использования необходимы специальные средства - информационные и телекоммуникационные технологии. Знания, воплощенные в соответствующих технологиях и компьютерных системах, становятся объективным фактором развития.
Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Вместо мест сосредоточения знаний, которые совсем недавно были превалирующими – школ и библиотек - весь мир начинает превращаться в единое виртуальное пространство планетарного масштаба с дистанционным доступом. Формируется новая глобальная и информационная культура, размывающая границы между производителями и получателями знаний, открывающая новые широкие возможности для самовыражения, творчества, и расширяющая для человека границы возможного. Интернет становится инструментом для построения общества знания, а может стать лабиринтом, способным привести общество к пропасти.
Устойчивое развитие государства требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации - способности людей производить и усиливать новые знания, создавать и поддерживать высокую организационную культуру сложного наукоемкого производства, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Современному человеку приходится самостоятельно принимать разнообразные решения, работать с информацией на разных источниках, оценивать эту информацию, применять полученные знания в нетипичных ситуациях. Таким образом, расширяя свою интеллектуальную деятельность, развивая умения самостоятельно приобретать знания, он испытывает необходимость непрерывного образования. Образовательная потребность предъявляет новые требования к условиям обучения. Его должно отличать дистанционность, открытость, гибкость, индивидуализация. Новое образование может существовать лишь при использовании моделей, форм, и технологий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий дистанционного обучения. Дистанционное обучение превращается в самостоятельную форму получения образования, компонентом непрерывного образования.
Население России сегодня - одно из самых образованных в мире». Рост количества студентов в экономически развитых странах дает основания говорить о переходе к всеобщему высшему образованию. Численность студентов в нашей стране самая высокая в мире: в 2013 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 445 студентов, в США - 410, в Германии – 210, Великобритании - 225, Японии - 205. Получение высшего образования для многих людей становится социальной нормой.
В России демографический спад привел к уменьшению числа учеников общеобразовательной школе за десять лет с 22 до 14 миллионов. Предполагается, что к 2016 году по сравнению с 2010-м количество абитуриентов сократится вдвое.
Для любой развитой страны мира экспорт образования имеет большое и политическое значение. Ведь многие иностранные студенты через несколько лет займут высокие посты в разных странах мира. Об интересе, проявляемом во всем мире к развитию образовательных услуг, свидетельствуют многочисленные международные выставки типа Online Learning. Объемы продаж на рынке дистанционного обучения только в США составляют несколько миллиардов долларов. Прогнозируется, что в ближайшие годы они увеличатся в несколько раз.
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и средств интернета позволяет по-новому организовать учебный процесс. В настоящее время большое количество государственных и негосударственных учебных учреждений создали свои центры дистанционного обучения, «электронные» и «виртуальные» институты, которые предоставляют учащимся возможность получить высшее, среднее или дополнительное профессиональное образование. Ключевым моментом создания единого образовательного процесса в Европе является система кредитов, которая предусматривает определенное количество кредитов для каждого учебного курса. Для получения определенного сертификата или диплома студенту необходимо набрать определенное количество кредитов. Это обеспечивает сопоставимость объема полученных в разных странах знаний.
На международном рынке студенческих предпочтений лидирует бизнес-образование: экономика, менеджмент, маркетинг, системы деловой информации. Ему отдают предпочтение 25% всех студентов. Технические и инженерные науки, в первую очередь информационные технологии, изучают около 20% студентов. Примерно такое же количество студентов изучает естественные науки. Список замыкают социальные профессии - 7-8%, искусство - 5-6%, медицина - 4-5%.
Наша страна многое делает для решения вопросов, связанных с международным рынком образовательных услуг. Мы ратифицировали ряд международных конвенций об эквивалентности нашего и европейского образования, Россия присоединилась к Болонскому процессу.
Важным средством развития является широкое внедрение информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). Дистанционное обучение - это одна из возможных образовательных технологий, которая может применяться, как и для обучения по система бакалавр-магистр, так и для традиционного непрерывного высшего образования. Это позволяет обеспечить обучение каждого студента по индивидуальным учебным планам и замену бумажных учебников телекоммуникационным материалом.
Россия входит в число стран с высокой долей студентов и специалистов в области инженерии, естествознания, компьютерных технологий. Информатика и дисциплины, связанные с использованием компьютера, активно изучаются в средней и высшей школе наравне с физикой, математикой и другими фундаментальными дисциплинами. Поэтому в нашей стране методы дистанционного обучения и экспорт образовательных услуг, несомненно, должен развиваться довольно быстрыми темпами. В качестве примера вузов, ведущих работу по подготовке и развитию дистанционных образовательных технологий делает Калининградский государственный технический университет, Московский государственный университет экономики статистики и информатики «Калининградский филиал».
Впервые за последнее двадцатилетие в масштабах всей страны начала действовать федеральная программа поддержки ведущих высших учебных заведений страны. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» почти шести десяткам вузов было выделено 37 миллиардов рублей. Для некоторых из них это финансирование сопоставимо с годовым бюджетом данного вуза.
Все больше образовательных программ ориентируется на международные, а не национальные стандарты качества. Не принимающие участие международной конкуренции за иностранных студентов системы образования как следствие не принимают участия и в конкуренции стандартов качества образования, что в конечном итоге приводит к неконкурентоспособности их страны, причем не только в сфере образования, но и в экономической сфере.
Самое активное участие России в экспорте образования не только экономически выгодно, но и может содействовать повышению качества национальной системы образования. Для решения проблемы необходима концентрация образовательных услуг вузов в регионах, создания транснациональных образовательных холдингов, увеличение финансирования научной деятельности в регионах, модернизации учебной методики. Российское высшее образование отличается глубиной и фундаментальностью. Недопустимо, чтобы эту фундаментальность мы потеряли.
Современный российский бизнес должен понять, что у него существует прямой интерес к дистанционному обучению. Эта система дает возможность оперативно, достаточно гибко готовить нужные кадры, повышать квалификацию работников без отрыва от производства и экономить немалые средства. Что в условиях экономической блокады Калининграда становится наиболее актуально и требует кардинальных подходов к изменению качества подготовки специалистов для различных отраслей эксклавного региона.
На сегодняшний день дистанционное обучение развивается высокими темпами в России. В КО темпы внедрения дистанционного обучения низкие, но постепенно внедряется и в Калининграде. Применение дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях является перспективным направлением для модернизации образовательного процесса. В настоящее время большая часть населения проводит огромное количество времени на компьютерах и мобильных устройствах не только дома, но и по дороге в университет, на работу, на переменах и т.д. Таким образом, именно дистанционные образовательные технологии могут стать первым шагом к мотивации образования не только молодого поколения, но и взрослой части населения не только в Калининградской области, но и во всей стране.
Литература:
1. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. http://www.expert.ru/
2. Дорофеев А., Сосинская С. Модели обучающего курса в разработке систем дистанционного обучения, М., 2013, цифровая книга.
3. Рюмин Р., Ардовская Р. Формирование медиативной компетентности посредством дистанционных образовательных технологий, ИСЭРТ РАН, 2013, цифровая книга.