В статье рассматривается, что контроль знаний является важным условием повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Неотъемлемой частью контроля является оценка, т. к. с помощью неё раскрываются уровни индивидуальной подготовки учащегося.
Ключевые слова: контроль, оценка, зачётная система, качество образования, система оценивания.
The article considers that control of knowledge is an important condition for improving the effectiveness of teaching and learning activities of students. An integral part of the control is to estimate, because using it disclosed the levels of individual preparation of the student.
Key words: monitoring, evaluation, scoring system, the quality of education, the system of evaluation.
Контроль знаний учащихся является неотъемлемой частью процесса обучения. По определению контроль — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого.
Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения [2, с.-41–44].
Термин «контроль» происходит от французского и означает — «проверка, а также наблюдение с целью проверки».
Контроль — это одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности педагога [4, c.157].
Целями контроля знаний и умений учащихся являются:
- подготовить учащихся к усвоению ими новых знаний и умений, только убедившись, что они отвечают предъявленным требованиям;
- получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся указанные в образовательной цели изучения темы;
Оценка — это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.
При проверке знаний, умений и навыков учащихся большое значение имеет их объективная оценка.
Требованиями к оценке являются:
- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;
- оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
- оценка должна быть всесторонней.
Оценка, как и контроль, имеет образовательное и воспитательное значение. Оценка учебно-познавательной деятельности выражается в оценочных суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной или письменной форме.
Чтобы в этом убедиться можно провести исследование контроля и оценки как в образовательном, так и воспитательном значениях.
Исследование проходило на базе профессионального лицея № 54 с. Омутинского: были взяты две группы: 203, учитель экономики высшей категории Ковшинина Ольга Вячеславовна и 204, учитель экономики высшей категории Горбунова Татьяна Сергеевна.
Эксперимент заключался в том, что при проведении зачетных уроков в одной из групп, улучшается рейтинг успеваемости, идет лучше подготовка к экзаменам, так как урок несет несколько функций:
- готовим учащихся к сдаче экзамена в конце учебного семестра;
- развиваем экономическую речь, память, внимание;
Описание эксперимента состоит из нескольких этапов:
1 этап: Констатирующий эксперимент.
Был проведен в начале учебного семестра срезовый тест (приложение 1) по остаточным знаниям.
Если посмотреть на результаты, то видно, что успеваемость в 203 и 204 группах находиться на одном уровне.
2 этап: Формирующий эксперимент.
Были разработаны и проведены в конце каждого семестра итоговая проверка знаний учащихся — зачетные уроки в 203 группе. В 204 группе были проведены только контрольные работы, взятые из зачетных уроков.
Анализ урока-зачета по теме: «Типы экономических систем» (первый семестр). Урок проводился в 203 группе (приложение 2).
Работа носит экспериментальный характер, то есть выявляет зависимость качества образования от зачетной формы контроля знаний на уроках экономики в 203 и 204 группах. Результаты исследования показывают, что в 204 группе, в которой не проводились зачетные уроки, то есть знания остались на прежнем уровне. В 203 группе, которой были проведены ряд зачетных уроков. На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что уровень знаний повысился.
Следовательно, разнообразие форм проверки знаний повышает эффективность усвоения учащимися учебного материала, так как при этом проверяется не только уровень понимания и усвоения нового материала, но и формируются навыки и умения, которые необходимы для дальнейшего обучения. План урока состоит из:
- Минимальный экзамен по экономическим понятиям.
- Экономический диктант.
- Устный счёт.
Первым этапом урока был экзамен по экономическим понятиям.
Учащиеся рассаживаются по одному за парту. Преподаватель диктует вопросы, а учащиеся записывают ответы на листочках.
В результате чего из 23 человек на «5»-69 %»,4»-24 %. Преобладающая оценка «4», поэтому можно сделать вывод, что учащиеся хорошо знают экономические понятия.
Второй этап урока — Экономический диктант.
Учащиеся получают карточку с вопросом, в течение 5 минут готовятся. Формулируя ответ на вопрос, подготавливают вывод, затем устно готовят ответ.
В результате чего из 23 человек на»5»-53 %, «4»-47 %. С экономическим диктантом учащиеся справились практически все на «отлично».
Третий этап урока — Устный счет.
Учащиеся делятся на два варианта, каждому выдается карточка с заданиями. В течение 20 минут решают задания.
В результате чего были получены результаты: «5»-45 %, «4»-43 %, «3»-13 %
Четвертый этап урока- Проверочная работа.
Раздаются карточки с заданиями на 4 варианта, учащиеся в течение 15 минут решают и сдают работу.
В результате чего получены результаты: «5»-53 %, «4»-48 %. С проверочной работой учащиеся справились.
Можно сделать общий вывод, что все задачи, поставленные на уроке, были выполнены. Из таблицы можно увидеть, что на уроке-зачете проверялись не только знания и умения учащихся, но и развивалась память, речь, мышление. Таким образом, зачетный урок показывает достаточный уровень знаний теоретического и практического материала учащихся.
В 204 группе вместо зачетного урока была проведена проверочная работа, такая же, как и в 203 группе. Делая анализ практической работы получены результаты, которые отображены в таблице.
Оценка |
Количество человек |
% |
«5» |
10 |
37 % |
«4» |
10 |
37 % |
«3» |
7 |
26 % |
Таким образом, проверка знаний, умений и навыков учащихся зависит в первую очередь от качества и форм проверяемого материала.
В данной работе был рассмотрен урок-зачет, как одна из форм контроля, с помощью которой можно качественно проверить знания, умения и навыки учащихся.
В последние годы в теории и практике обучения экономики вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что использование зачетной системы положительно сказывается на качество знаний в определенной предметной области, так как:
- с помощью проверки знаний учащиеся более серьёзно относятся к подготовке, что приводит к положительному результату и формирует необходимые умения и навыки;
- с помощью проверки знаний формируется правильное воспроизведение своих знаний и умений;
- проверка знаний является объективной формой самоконтроля проверки, что позволяет преподавателю и учащемуся обратить на них внимание
Работа носит исследовательский характер, выявляет зависимость качества образования от зачетной формы контроля знаний на уроках экономики в 203 и 204 группах. Из работы можно сделать вывод, что в 204 группе, в которой не проводились зачетные уроки, знания остались на прежнем уровне. В 203 группе проводились зачетные уроки, что привело к повышению уровня знаний.
То есть разнообразие форм проверки знаний в системе зачетного урока повышает уровень усвоения учащимися учебного материала, так как проверяется не только уровень усвоения знаний, но и формируются новые навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения.
Приложение 1
Срезовый тест по экономике
1. Слово «экономика» в переводе с древнегреческого:
а) законы о справедливом распределении благ;
б) законы о государстве;
в) законы домашнего хозяйства;
г) законы о спросе и предложении.
2. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора характерны:
а) только для бедных стран;
б) для бедных и богатых стран;
в) только для богатых стран
3. К цивилизованным странам следует относить страны с высоким уровнем:
а) жизни граждан;
б) развития науки и культуры;
в) организации хозяйственной жизни;
г) всего вышеперечисленного.
4. Производственные ресурсы- это:
а) труд;
б) природные ресурсы;
в) капитал;
г) все вышеперечисленное;
д) нет верного ответа.
5. Для Робинзона Крузо, оказавшегося на необитаемом острове, богатством являются:
а) золотые монеты, взятые с корабля;
б) кокосы, растущие на пальмах на острове;
в) имущество, оставшееся на «большой земле;
г) апельсины на необитаемом острове.
Приложение 2
Урок-зачет по теме: «Типы экономических систем»
Цель урока- зачета:
- узнать уровень знаний учащихся по теме: «Типы экономических систем»;
- продолжить разбирать материал, который будет применяться на экзамене;
- развивать экономическую речь, память, самостоятельность;
Использованное оборудование: карточки с заданиями.
План урока:
1. Минимальный экзамен по определениям.
2. Математический диктант.
3. Устный счет.
4. Письменная контрольная работа по карточкам.
Урок будет начинаться с проверки знаний по теме: «Типы экономических систем». Наша работа будет состоять из: повторения определений, различных практических работ.
Учащиеся садятся по одному за парту, и раздаются задания:
Задание 1. Минимальный экзамен по определениям.
1. Экономическая система
2. Административно-командная система экономики
3. Кем была разработана командная система?
4. Рыночная система
5. «Невидимая рука» рынка
6. Конкуренция
7. Смешанная экономическая система
Задание 2. Экономический диктант
Главным источником финансовых средств для выполнения функций государства являются________. Налоги- это __________ платежи государству, которые поступают в ______ бюджеты. За налоги никто _______ платить, но все понимают их _______. Любая система налогообложения приравнивается к уровню ________. При прогрессивном налогообложении ставка налога с возрастанием налога _____ для всех видов доходов; при регрессивном-росте доходов сопровождается ______ ставками налогов. Косвенные налоги вероятней всего «прячутся» в _____, они всей своей тяжестью перекладываются на ______. Состояние российской налоговой системы сказывается на совместную экономическую ситуацию в стране. Это можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны — это структурная перестройка и активная социальная политика, которые требуют от государства _______ различных финансовых ресурсов, а с другой стороны — требуется становление малый и средний бизнес и создание благоприятной среды для частного сектора.
Литература:
1. Андриенко Е. В. Профессиональное педагогическое образование и развитие личности учителя/ Е. В. Андриенко// Новосибирск.: НГПУ,2012.-150 с.
2. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д. Пашков А. Г. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для вузов./ Е. П. Белозерцев., А. Д. Гонеев. А. Д. Пашков //М.: Академия, 2013.- 368 с.
3. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса./ В. П. Беспалько//.- М.: Высшая школа, 2009.-213 с.
4. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом./ Г. И. Кругликов.// М.: Академия, 2012.- 288 с.