Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные тенденции развития современного рынка общественного питания Калининградской области.
Ключевые слова: сфера общественного питания и ее ключевые сегменты, факторы, влияющие на сферу общественного питания, основные тенденции развития.
Общественное питание в современных условиях является одной из наиболее популярных сфер потребительского рынка. Данная сфера Калининградской области отличается значительными темпами роста и, как считают эксперты, данная тенденция сохранится в ближайшей перспективе. Можно сказать, что калининградский рынок в настоящее время состоит из различных форматов и направлений, ориентированных на самые разные целевые аудитории потребителей.
Динамичное развитие рынка общественного питания выражается через формирование сегментов данной сферы деятельности, рис. 1 [1].
Рис.1. Структура рынка общественного питания Калининградской области
Структуризация рынка происходит с учетом определенного перечня факторов, а именно [1]:
- ассортимента реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
- технической оснащенности предприятия;
- квалификации персонала;
- качества обслуживания;
- методов обслуживания;
- номенклатуры предоставляемых услуг.
Динамика развития рынка общественного питания представлена в таблице 1 [3].
Таблица 1
Распределение предприятий общественного питания по формам собственности
Годы |
Оборот общественного питания, млн. руб. |
В том числе по формам собственности |
|||||
Государственная и муниципальная |
Частная |
Смешанная и другие формы собственности |
|||||
Млн. руб. |
В % к итогу |
Млн. руб. |
В % к итогу |
Млн. руб. |
В % к итогу |
||
2009 |
3885 |
136 |
3,5 |
3673 |
94,5 |
76 |
2,0 |
2010 |
4205 |
161 |
3,8 |
3986 |
94,8 |
58 |
1,4 |
2011 |
4773 |
91 |
1,9 |
4543 |
95,2 |
139 |
2,9 |
2012 |
5139 |
74 |
1,4 |
4625 |
90,0 |
440 |
8,6 |
2013 |
6136 |
91 |
1,5 |
5461 |
89,0 |
584 |
1,5 |
Данные таблицы говорят о преобладании частной собственности за анализируемый период. Немаловажным показателей оценки состояния данной сферы является оборот общественного питания на душу населения, рис. 2 [2].
Рис. 2. Оборот общественного питания на душу населения в Калининградской области, руб.
Темпы роста рынка общественного питания в последние годы можно охарактеризовать как стремительные. Объясняется это, в первую очередь, высокой прибыльностью данного бизнеса. В эту сферу привлекались как российские, так и иностранные инвесторы. Но также сказались и кризисные явления, так например введение запрета на множество продуктов питания негативно отразилось на деятельности предприятий общественного питания
Если рассматривать перспективы развития рынка общественного питания, то необходимо отметить, что данная сфера напрямую зависит от численности и доходов населения, рис. 3,4 [2].
Рис. 3. Динамика численности населения Калининграсдкой области, тыс. чел.
Рис. 4. Динамика доходов населения Калининградской области
Учитывая значимость Калининградской области как центра туризма, не стоит забывать, что на положение организаций сферы общественного питания оказывает не только местное население, но и количество туристов, прибывающих в регион.
Успешное функционирование организаций общественного питания обеспечивается следующими элементами, таким как:
- окружающая среда, представляющая места оказания услуг, оборудование, интерьер и экстерьер;
- процесс – это основные этапы производства продукции и особенности обслуживания потребителя;
- персонал – их знания, умения и навыки, которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества продукции и услуг общественного питания.
Последние годы для сферы общественного питания были достаточно непростыми. Многие заведения были вынуждены закрываться, но те организации, которые продолжают функционировать, разрабатывают антикризисные программы. Среди основных антикризисных инструментов можно выделить:
1. Снижение торговой наценки.
2. Пересмотр штатного расписания.
3. Снижение затрат.
4. Сокращение бюджета на продвижение.
В настоящее время особое значение сфера общественное питание приобретает в свете существующего проекта стратегии социально-экономического развития туризма в Калининградской области. С определенной долей уверенности можно прогнозировать развитие предприятий общественного питания различных ценовых категорий. Следует отметить, что будет расти число «демократичных» заведений, ориентированных на так называемый средний класс. Во всем мире существенная доля в общественном питании занимают предприятия «фаст-фуд» (например, продвижение проекта «Едим дома). Данная тенденция характерна для крупных городов России, логично предположить, что Калининградская область не станет исключением и в дальнейшем здесь можно ожидать появления новых субъектов данного рынка.
Таким образом, на данный момент существуют следующие тенденции развития рынка общественного питания:
- сохранение слабой насыщенности данного рынка;
- сохранение инвестиционной привлекательности отрасли в целом;
- развитие дальнейшей консолидации рынка общественного питания;
- увеличение долей сетевых предприятий;
- рост рынка за счет сегмента «быстрого питания».
- возможность выхода на рынок новых международных операторов;
- наличие предпосылок для развития регионального рынка услуг общественного питания.
Литература:
1. Афанасьева О.Е. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебно-метод. пособие / О.Е. Афанасьева. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2011.- 120с.
- Калининградская область в цифрах. 2014. Статистический сборник в 2 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). – Калининград, 2014. – Т. 1 – 150 с.
- Калининградская область в цифрах. 2014. Статистический сборник в 2 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). – Калининград, 2014. – Т. 2 – 243 с.