Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной продукции России и Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 20.05.2015

Статья просмотрена: 2946 раз

Библиографическое описание:

Бородавкина, Н. Ю. Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной продукции России и Калининградской области / Н. Ю. Бородавкина, Ю. О. Тулупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19070/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье представлена ситуация на рынке рыбоконсервной продукции России и Калининградской области на 2013 - начало 2015 года, проанализированы основные тенденции по динамике производства, структуре спроса; выявлены факторы, обуславливающие текущее положение рыбоперерабатывающих предприятий в Калининградской области.

Ключевые слова:рыбная отрасль; рынок рыбоконсервной продукции.

 

В настоящее время действуют разнообразные тенденции на рынке потребления рыбы и рыбопродуктов. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) опубликовало предварительные оценки потребления рыбы в 2014 году – среднестатистические россияне употребили не менее 22 килограммов рыбы за год. В ведомстве подчеркивают, что тенденция к потреблению рыбы является стабильно положительной, даже несмотря на введенные в августе 2014 года ответные санкции против традиционных поставщиков рыбы – скандинавских стран и других европейских поставщиков.

В числе позитивных трендов на российском рынке следует назвать увеличение ассортимента рыбной продукции, появление конкуренции между ее производителями, а, следовательно, и тенденции к повышению качества. Запасаться консервами в трудные времена в России привыкли на уровне инстинкта. Растущий спрос на консервы радует, прежде всего, отечественных производителей, поскольку иностранные игроки покидают российский рынок. Консервы популярны по двум причинам: они не портятся, и цена на них растет темпами, более медленными, чем на скоропортящиеся продукты. Покупателей привлекают как приемлемое сочетание качества и стоимости, так и полная готовность продукта к употреблению в любой момент. Безусловными лидерами по закупкам являются Москва и Санкт-Петербург. Популярными среди россиян в 2014 году стали треска и сельдь, заменившие норвежский лосось. Еще один плюс этих товаров в том, что благодаря возможности длительного хранения их продажи не слишком зависят от фактора сезонности [2].

В настоящее время рынок продуктов и рыбопереработки находится на этапе формирования и в стадии роста, поэтому перспективы выхода на него для новых предприятий оцениваются как положительные, хотя это потребует существенных финансовых вложений и маркетинговых усилий. Рентабельность рыбоконсервного производства в России из-за высокой ценовой конкуренции составляет 2-3% [7].

Одной из особенностей производства рыбных консервов в РФ является наличие четырех крупных центров. Это Калининградская область, откуда поступает 35-40% продукции, Дальневосточный и Северо-Западный регион (25-30% и 20% соответственно), а также Южный федеральный округ (около 15%). В стране насчитывается около ста перерабатывающих предприятий, включая и небольшие местные заводы. Из крупных игроков можно назвать «Калининградский рыбоконсервный комбинат (КРКК)», «Полесский рыбоконсервный завод (РКЗ)», Рыбокомбинат «Островной», «Новрыбпром», РК «Посейдон» и Ейский рыбозавод.

Следует отметить, что в целом в РФ производство рыбных консервов в январе — апреле 2013 года по отношению к январю — апрелю 2012 года увеличилось на 6,6%. При этом в структуре общего производства рыбопродукции доля консервов за этот период незначительно сократилась с 4,7% до 4,6%. В рейтинге федеральных округов по производству рыбных консервов традиционно лидировали СЗФО (46%) и ДФО (37%), на которые приходилось 83% от общего объема производства рыбных консервов в России [5]. В структуре потребления продуктов рыбопереработки наибольшая доля (42%) приходится на пресервы, изготавливаемые, в основном, из сельди, а также на полуфабрикаты (27%), как правило, вследствие высокой популярности крабовых палочек [7].

В региональной разрезе лидерами по производству рыбных консервов являются Калининградская область (34,6%), далее Приморский край (33,2%), Рязанская область (6%), что в совокупности дает практически три четверти общего объема производства рыбных консервов в России. Однако, в Калининградской области за анализируемый период отмечено снижение производства рыбных консервов (на 1,5%) за счет сокращения выпуска рыбных консервов натуральных — на 13,5%. В динамике выпуска рыбных консервов в целом на российском рынке увеличилось производство консервов рыбоовощных (на 17,1%), консервов из печени трески (на 89%), консервов рыбных натуральных (на 11,3%), консервов рыбных в масле (на 1,1%). В то же время произошло незначительное снижение выпуска консервов рыбных в томатном соусе (на 1%).

При анализе структуры общего объема производства рыбных консервов следует отметить, что основная доля приходится на консервы рыбные натуральные (44%), консервы рыбные в масле (33%), консервы рыбные в томатном соусе (17%).

В производстве консервов рыбных натуральных лидерами являлись: Приморский край с долей 62,1% консервов и Рязанская область — 3,9%. На рынке консервов рыбных в томатном соусе в числе наиболее значимых производителей следует назвать Калининградскую область (48,2%) и Краснодарский край (14,9%). В производстве консервов рыбных в масле на первое место вышла Калининградская область (53,9%), следом значится Приморский край (15,2%). В производстве рыбоовощных консервов аналогично доминирующая позиция занята Калининградской областью (58,9%). В производстве консервов из печени трески традиционно лидировала Мурманская область с долей 72%. При этом рост производства этого вида рыбной консервации за этот период произошел на 99,1%.

Как показывают исследования, рынок консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов в стране рос на протяжении пяти лет. И сегодня объем продаж данных изделий составляет 335,0 тыс. т. В лидерах - консервы из рыбы. В 2012 году в России их было выпущено 15,4%, что составило 5% от совокупных продаж продукции рыбной консервации [3]. Доля импорта рыбной продукции в последние годы постоянно снижалась. Если десять лет назад объемы товаров отечественного и зарубежного производства были практически равны, то в настоящее время соотношение составляет 80% российской продукции к 20% импортной. Учитывая полный отказ от сотрудничества с украинскими и европейскими поставщиками, существует мнение, что данное соотношение увеличится еще больше.

Россия является одним из мировых лидеров по ловле рыбы, поэтому очевидны предпосылки к ежегодному увеличению экспортных поставок, которое отмечается в последнее время [2]. Сегодня позитивную динамику роста экспорта аналитики наблюдают по всем основным группам рыбы и морепродуктов. За рубеж больше стали вывозить мороженой рыбы, ракообразных и моллюсков, готовой и консервированной рыбопродукции; вырос спрос со стороны иностранцев на рыбное филе российского производства, а также на соленую, сушеную и копченую рыбу [3]. Наибольшим спросом пользуется деликатесная продукция (крабы, икра черная и красная), а также судак, лососевые и прочие разновидности консервации, слабо представленной в других странах или стоящей там чрезмерно дорого [2]. На данный момент основными странами, где российская рыбная консервация пользуется большим спросом, являются Беларусь и Казахстан [6].

Следующая важная тенденция, характеризующая рыбную отрасль, заключается в росте объемов и цен одновременно. Рыбоконсервы демонстрируют также уверенный рост цен от 25% до 100%. Российские производители получили возможность повышать цены, в частности, благодаря тому, что конкуренция на их рынке заметно снизилась. Помимо продовольственных санкций в отношении западных стран российский рынок поддержал и запрет на ввоз консервов из ближнего зарубежья [1].

Стоит отметить, что, несмотря на положительную динамику, рыба до сих пор остается одним из мало востребованных видов продукции среди россиян. При этом в 2015 году россияне могут значительно сократить потребление рыбной продукции, что связано с ростом цен вследствие девальвации российского рубля и крайне высокой инфляции. Отрасль может ждать кризис, даже с учетом благоприятного воздействия запретов на импорт.

Несмотря на всю сложность нынешнего экономического положения в стране и вышеперечисленные проблемы, производство рыбных консервов в России в 2015 году будет чувствовать себя относительно уверенно. Данная разновидность продукции, за исключением категории премиум, предназначена для потребителей со средним и низким доходом [2]. По оценке аналитиков, ситуация на рыбном рынке России достаточно стабильна, как в оптовом, так и в розничном звене [6].

Характеризуя рынок Калининградской области, следует отметить, что доля калининградских производителей рыбоконсервной продукции на российском рынке с каждым годом уменьшается. Отказ от запрета на европейскую (в первую очередь прибалтийскую) и американскую продукции при наличии санкций на ввоз сырья достаточно сильно ударило по местным перерабатывающим заводам [2]. Если еще несколько лет назад на территории области производилось 57% всех отечественных рыбных консервов, то теперь эта цифра уменьшилась до 40%.

Существует несколько проблем, которые вызывают падение производства в регионе. В их числе следует упомянуть высокие таможенные пошлины на ввоз рыбы в нашу область, тарифы на доставку продукции из Калининграда на основную территорию России, а также сложности с привозом в регион рыбы, добываемой за пределами Балтийского моря. Рост производства пищевой рыбной продукции в РФ за 2012 г. замедлился и не сможет в ближайшей перспективе обеспечить растущее внутреннее потребление. Дефицит рыбной продукции, главным образом сельди, скумбрии и мороженого филе, восполняется импортом, который не всегда отличается высоким качеством, особенно если речь идет о продукции китайского производства [4, с. 55-57].

Кроме того, очень остро ощущается нехватка сырья, которое калининградские предприятия раньше, в основном, закупали в Финляндии и Прибалтике. В зависимости от улова в местных водах доля импорта в отдельных сегментах могла достигать и 100%. Рубль сегодня падает настолько стремительно, что компании, закупающие материалы за рубежом, увеличивают размеры своих расходных статей с повышающейся периодичностью. К тому же отсутствует дополнительная возможность повышения цен, поскольку стоимость европейских товаров остается на прежнем уровне. Быстро переориентировать калининградское производство рыбных консервов исключительно на отечественных поставщиков практически нереально [2].

Таким образом, текущие тенденции развития рыбопереработки как вида экономической деятельности являются нестабильными, а в отдельных аспектах угрожают перспективам развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в целом.

 

Литература:

1.        Аналитический центр информационного агентства по рыболовству. Итоги деятельности рыбной отрасли в Калининградской области за январь - октябрь 2012 года [Электронный ресурс] // Russian fish on the net – 2012. – 19 дек. URL: http://www.fishnet.ru

2.        Данные Росрыболовства. Россияне меняют гастрономические предпочтения – в ходу отечественная рыба [Электронный ресурс] // Деловые новости. - 2015. – 2 мар. URL: http://delonovosti.ru/

3.        Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Рынок рыбы и рыбных консервов на 2013 - начало 2014 года [Электронный ресурс] // Консервный бизнес – 2013. – 26 мар. URL: http://www.konservatsiya.ru

4.        Малова М. Н. Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области: настоящее и будущее [Текст] / М. Н. Малова // Молодой ученый. - 2014. – 2 мая. С. 55 - 57.

5.        Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. Производство рыбных консервов в России. URL: http://fish.gov.ru (дата публикации 31.05.2013)

6.        Попов Л. В Калининградской области попало под санкции 40% сырья для рыбных консервов [Электронный ресурс] / Л. Попов // Калининград.ru. – 2014. – 13 авг. URL: http://kgd.ru

7.        Терещенко В.П. Маркетинговые исследования розничных покупок рыбы и рыбных продуктов в Калининграде / В.П. Терещенко, И.П. Ковалева, И.И Титов; под ред. В.П. Терещенко. Калининград: ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2012. С. 235 - 241.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, консервы, Россия, российский рынок, рыбная продукция, общий объем производства, Приморский край, производство консервов, РФ, томатный соус.


Ключевые слова

рыбная отрасль, , рынок рыбоконсервной продукции

Похожие статьи

Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования

В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулиро...

Динамика развития российского рынка лекарственных средств за досанкционный период 2012–2015 гг.

В статье рассматривается динамика российской фармацевтической отрасли за период с 2012 по 2015 годы. На основании статистических данных был осуществлён анализ структурных особенностей данной отрасли, особенностей ее функционирования и основных тенден...

Состояние и перспективы развития молочного кластера Пермского края

В статье рассмотрено состояние молочного скотоводства Пермского края в рыночных условиях, а также породы и особенности содержания молочных коров; проанализированы факторы влияющие на эффективность производства молока и перспективы развития производст...

Современные особенности и тенденции развития мясопродуктового рынка в Пермском крае

В статье представлен анализ структуры и динамики развития мясопродуктового рынка Пермского края, в том числе его возможных перспектив в связи с уходом с него крупнейшего мясопереработчика — АО «Пермский мясокомбинат».

Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области

В статье рассмотрены проблемы, факторы, сдерживающие развитие мебельного бизнеса и оказывающие влияние на его конкурентоспособность. Представлен статистический анализ состояния мебельной промышленности Калининградской области, ее отраслевые особеннос...

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области

В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Современное состояние и тенденции развития молочного скотоводства Пермского края

В статье представлены результаты анализа рынка сырого молока Пермского края. Рассмотрено современное состояние скотоводства Пермского края: характеристика действующих предприятий, объемы производства продукции, меры государственной поддержки. Определ...

Похожие статьи

Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования

В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулиро...

Динамика развития российского рынка лекарственных средств за досанкционный период 2012–2015 гг.

В статье рассматривается динамика российской фармацевтической отрасли за период с 2012 по 2015 годы. На основании статистических данных был осуществлён анализ структурных особенностей данной отрасли, особенностей ее функционирования и основных тенден...

Состояние и перспективы развития молочного кластера Пермского края

В статье рассмотрено состояние молочного скотоводства Пермского края в рыночных условиях, а также породы и особенности содержания молочных коров; проанализированы факторы влияющие на эффективность производства молока и перспективы развития производст...

Современные особенности и тенденции развития мясопродуктового рынка в Пермском крае

В статье представлен анализ структуры и динамики развития мясопродуктового рынка Пермского края, в том числе его возможных перспектив в связи с уходом с него крупнейшего мясопереработчика — АО «Пермский мясокомбинат».

Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области

В статье рассмотрены проблемы, факторы, сдерживающие развитие мебельного бизнеса и оказывающие влияние на его конкурентоспособность. Представлен статистический анализ состояния мебельной промышленности Калининградской области, ее отраслевые особеннос...

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области

В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Современное состояние и тенденции развития молочного скотоводства Пермского края

В статье представлены результаты анализа рынка сырого молока Пермского края. Рассмотрено современное состояние скотоводства Пермского края: характеристика действующих предприятий, объемы производства продукции, меры государственной поддержки. Определ...

Задать вопрос