Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бучельникова, Д. С. Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке / Д. С. Бучельникова, Х. Г. Есаян, Е. К. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19071/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показатели отрасли общественного питания на рынке г. Гусева и оценена конкурентная позиция фирмы на рынке, определены направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, локальный рынок, малое предприятие, стратегический анализ.

 

В настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. С помощью анализа конкурентоспособности можно определить положение фирмы на рынке, выявить сильные и слабые стороны, что поспособствует улучшению деятельности фирмы. [1]

В нашей работе была рассмотрена деятельность малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве (Калининградская область). Численность персонала кафе – 12 человек. Фирма предоставляет такие услуги: - общественное питание (стационарное, доставка на дом); - услуги культурного досуга.

Целью работы явился анализ конкурентоспособности кафе «Арцах» и разработка предложений по повышению эффективности деятельности фирмы. В работе выполнен анализ основных экономических показателей отрасли «общественное питание» на рынке г. Гусева, и оценена конкурентная позиция фирмы на рынке. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Анализ основных экономических показателей отрасли на локальном рынке г. Гусева

Показатель

Величина или характеристика

1.

Размер рынка:

Годовой объем продаж

36- 40 млн. руб.

2.

Темп роста рынка

10-12% в год.

3.

Число конкурентов и их относительные размеры

12 кафе-ресторанов в городе. Доли компаний: 5-15%.

4.

Количество покупателей и их финансовые возможности

Около 2 тыс. чел. Финансовые возможности средние.

5.

Доходность (рентабельность) отрасли

Рентабельность на среднем уровне, сильно зависит от издержек.

6.

Стадия жизненного цикла отрасли

Зрелость.

 

Годовой объем продаж составил 36-40 млн. рублей при темпе роста 10-12% в год. На данном рынке среднее количество конкурентов – 12 (кафе, ресторанов). На кафе "Арцах" приходится около 2 тыс. посетителей, при этом финансовые возможности фирмы средние. Фирма, находясь на этапе зрелости, имеет рентабельность среднего уровня, сильно зависящую от издержек.

Оценка привлекательности отрасли была проведена по 7 критериям и 9-бальной шкале, результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка привлекательности отрасли

Критерий привлекательности

Относительная важность критерия (вес)

Оценка

(в баллах)

Взвешенная оценка

Размер рынка

0,15

5

0,75

Рост рынка

0,15

7

1,05

Легкость входа

0,1

9

0,9

Рентабельность

0,2

7

1,4

Этапы жизненного цикла товара

0,1

5

0,5

Стабильность и динамика спроса

0,2

7

1,4

Усиление сил конкуренции

0,1

8

0,8

Всего

1

-

6,8

 

Главными критериями являются рентабельность, стабильность и динамика спроса. Самые высокие баллы получили легкость входа на рынок и усиление сил конкуренции. Слабыми сторонами отрасли являются размер рынка и этапы жизненного цикла товара. Взвешенная оценка составила 6,8 баллов. Отрасль является привлекательной.

Для оценки конкурентоспособности фирмы использована методика Томпсона - Стрикленда. Оценка конкурентной силы фирмы сделана на основе экспертной оценки ключевых факторов успеха методом бенч-маркинга.

Было выбрано 5 экспертов, которые заполнили анкеты, обобщенные данные заносим в таблицу 3, и делаем анализ полученных данных.

Шкала оценок: 1 – очень плохо, 10 – очень хорошо.

Таблица 3

Оценка конкурентной силы фирмы

КФУ

Арцах

Конкуренты

Вес факторов

Италия

Пеппероне

Аэлита

Сантафе

Качество товаров

8/0,8

5/0,5

8/0,8

6/0,6

7/0,7

0,1

Репутация фирмы

8/0,8

7/0,7

8/0,8

4/0,4

7/0,7

0,1

Производственные возможности

3/0,3

9/0,9

9/0,9

7/0,7

6/0,6

0,1

Технологические навыки

9/0,45

2/0,1

6/0,3

8/0,4

5/0,25

0,05

Сбытовая сеть

9/0,45

3/0,15

7/0,35

6/0,3

7/0,35

0,05

Маркетинг (реклама)

8/0,4

7/0,35

4/0,2

4/0,2

8/0,4

0,05

Финансовое положение

5/0,5

8/0,8

8/0,8

7/0,7

6/0,6

0,1

Издержки по сравнению с конкурентами

7/2,1

5/1,5

4/1,2

5/1,5

5/1,5

0,3

Обслуживание клиентов

6/0,9

7/1,05

9/1,35

5/0,75

4/0,6

0,15

Общая невзвешенная оценка (рейтинг фирмы)

63/1

53/4

54/3

52/5

55/2

-

Общая взвешенная оценка (рейтинг фирмы)

6,25/2

6,7/1

6,7/1

5,55/4

5,7/3

1

 

По общей невзвешенной оценке, кафе «Арцах» занимает 1-е место в рейтинге, но в результате определения величины конкурентной силы по взвешенным оценкам рейтинги меняются, и лидерами становятся конкуренты под номером 1 и 2(разделяют 1-2 места), кафе «Арцах» занимает третье место.

Сильными факторами фирмы являются технологические навыки и сбытовая сеть. Слабые факторы - это производственные возможности, финансовое положение фирмы и обслуживание клиентов.

После стратегического анализа среды было разработано дерево целей. В качестве глобальной цели было выбрано «Увеличение доли рынка». Для ее достижения необходимо выполнить цели 1-го и 2-го уровней.

Рис. 1. Дерево целей

 

Результаты оценки целей представлены в 1-го и 2-го уровней представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Оценка целей первого уровня

Критерий оценки аi

 

Вес критерия qi

 

Цели первого уровня

Контрольная

C1 (C102)

C2 (C102)

сумма

1. Увеличение объема прибыли

0,5

0,3

0,7

1

2. Увеличение посещаемости

0,5

0,9

0,1

1

 

∑qi = 1.0

r1(r101) =0.60

r2(r102) =0.40

1

 

Таблица 5

Оценка целей второго уровня

Критерий оценки аi

Вес критерия qi

Цели 2-го уровня

Контрольная

С11 C211

С12 C212

С21 C223

С22 C224

сумма

Увеличение объема продаж

0,5

0,4

0,2

0,3

0,1

1

Увеличение посещаемости

0,5

0,4

0,4

0,1

0,1

1

Итого

∑qi = 1.0

r11 (r212) = 0.45

r12 (r212) = 0.25

r21 (r223) = 0.15

r22 (r224) = 0.14

1

 

Общие коэффициенты важностей целей:

R 1 = 0.45*0.60 = 0.27

R 2 = 0.25*0.60 = 0.15

R 3 = 0.15*0.40 = 0.06

R 4 = 0.15*0.40 = 0.06

Ранжирование целей:

R1 = 1

R2 = 2

R3=R4 = 3-4

Коэффициент нормирования:

Kn = 1/0.54 = 1.85

Распределение ресурсов:

Т1=100000*0,27*1,85=49500 тыс. р.

Т2=100000*0,15*1,85=27750 тыс. р.

Т3=Т4=100000*0,06*1,85=11100 тыс. р.

Контрольная сумма: 49950+27750+11100=88800 тыс. Р.

На основании проведенного анализа, разработаны рекомендации по развитию фирмы путем воздействия на слабые стороны кафе «Арцах», которыми являются качество обслуживания, финансовое положение, производственные возможности. Для ликвидации слабых сторон рекомендуется проводить рекламную компанию и создать программы лояльности для клиентов. Для решения проблем с финансовым положением предлагается снизить затраты на продукты и установить партнерские отношения с поставщиками. Проведение рекомендованных мероприятий и действий даст возможность усилить финансовые и производственные возможности кафе «Арцах», а также повысить конкурентоспособность фирмы.

 

Литература:

1.      Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Калининград: Инд-во КГТУ, 2001. 121 с.

Основные термины (генерируются автоматически): гусев, размер рынка, Таблица, финансовое положение, экономический показатель отрасли, Калининградская область, локальный рынок, общая невзвешенная оценка, общественное питание, сбытовая сеть.


Похожие статьи

Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как инструмент продвижения товара

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «имидж», исследование строилось на примере торговых предприятий. Приведены итоги анализа имиджа компании ООО «Золотая рыбка», успешно работающей на рынке Калининградской области.

Оценка эффективности и перспектив развития предприятий сегмента HoReCa на региональном рынке

В статье проведен анализ эффективности деятельности предприятий сегмента HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе) на региональном рынке. Рассмотрены ключевые показатели эффективности, такие как операционная прибыль, рентабельность и загрузка объектов. Осо...

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Совершенствование сбытовой деятельности на предприятии ООО ПКФ «Благодать»

В данной статье представлены возможные направления совершенствования сбытовой деятельности предприятия ООО ПКФ «Благодать», которое занимается производством натуральных безалкогольных напитков и продуктов питания. Актуальность темы исследования заклю...

Стратегия развития товаров местных производителей

В работе проведено исследование динамики развития розничной торговли по Ивановской области, определена роль стратегии в функционировании торговой отрасли. Определен удельный вес продовольственных товаров местных производителей по различным категориям...

Сравнительный подход к оценке конкурентоспособности химического предприятия

Представлены особенности применения модели GE/McKinsey стратегического планирования бизнеса производственной деятельности ООО «Ярославский пигмент»; рассчитаны параметры привлекательности и конкурентоспособности сегментов рынка; разработана матрица G...

Имиджевые инструменты продвижения услуг предприятий оптовой торговли

В данной работе исследуются особенности продвижения услуг предприятий оптовой торговли, посредством имиджевых инструментов решения поставленной цели и задач. Для предприятий сектора В2В на сегодняшний день значимо использовать не только традиционные ...

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Перспективное развитие предприятия (на примере ООО ПКФ «Благодать»)

В данной статье разработаны основные направления перспективного развития предприятия ООО ПКФ «Благодать». Актуальность темы исследования заключается в том, что разработка и планирование перспектив развития предприятия представляет собой положительную...

Инновационо-инвестиционный механизм развития экономики Саратовской области

Внедрение изложенных рекомендаций позволит диагностировать инновационо-инвестиционное развитие экономики Саратовской области с целью определения стратегических «точек роста» инновационно-инвестиционной привлекательности производственного сектора обла...

Похожие статьи

Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как инструмент продвижения товара

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «имидж», исследование строилось на примере торговых предприятий. Приведены итоги анализа имиджа компании ООО «Золотая рыбка», успешно работающей на рынке Калининградской области.

Оценка эффективности и перспектив развития предприятий сегмента HoReCa на региональном рынке

В статье проведен анализ эффективности деятельности предприятий сегмента HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе) на региональном рынке. Рассмотрены ключевые показатели эффективности, такие как операционная прибыль, рентабельность и загрузка объектов. Осо...

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Совершенствование сбытовой деятельности на предприятии ООО ПКФ «Благодать»

В данной статье представлены возможные направления совершенствования сбытовой деятельности предприятия ООО ПКФ «Благодать», которое занимается производством натуральных безалкогольных напитков и продуктов питания. Актуальность темы исследования заклю...

Стратегия развития товаров местных производителей

В работе проведено исследование динамики развития розничной торговли по Ивановской области, определена роль стратегии в функционировании торговой отрасли. Определен удельный вес продовольственных товаров местных производителей по различным категориям...

Сравнительный подход к оценке конкурентоспособности химического предприятия

Представлены особенности применения модели GE/McKinsey стратегического планирования бизнеса производственной деятельности ООО «Ярославский пигмент»; рассчитаны параметры привлекательности и конкурентоспособности сегментов рынка; разработана матрица G...

Имиджевые инструменты продвижения услуг предприятий оптовой торговли

В данной работе исследуются особенности продвижения услуг предприятий оптовой торговли, посредством имиджевых инструментов решения поставленной цели и задач. Для предприятий сектора В2В на сегодняшний день значимо использовать не только традиционные ...

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Перспективное развитие предприятия (на примере ООО ПКФ «Благодать»)

В данной статье разработаны основные направления перспективного развития предприятия ООО ПКФ «Благодать». Актуальность темы исследования заключается в том, что разработка и планирование перспектив развития предприятия представляет собой положительную...

Инновационо-инвестиционный механизм развития экономики Саратовской области

Внедрение изложенных рекомендаций позволит диагностировать инновационо-инвестиционное развитие экономики Саратовской области с целью определения стратегических «точек роста» инновационно-инвестиционной привлекательности производственного сектора обла...

Задать вопрос