В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показатели отрасли общественного питания на рынке г. Гусева и оценена конкурентная позиция фирмы на рынке, определены направления повышения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, локальный рынок, малое предприятие, стратегический анализ.
В настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. С помощью анализа конкурентоспособности можно определить положение фирмы на рынке, выявить сильные и слабые стороны, что поспособствует улучшению деятельности фирмы. [1]
В нашей работе была рассмотрена деятельность малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве (Калининградская область). Численность персонала кафе – 12 человек. Фирма предоставляет такие услуги: - общественное питание (стационарное, доставка на дом); - услуги культурного досуга.
Целью работы явился анализ конкурентоспособности кафе «Арцах» и разработка предложений по повышению эффективности деятельности фирмы. В работе выполнен анализ основных экономических показателей отрасли «общественное питание» на рынке г. Гусева, и оценена конкурентная позиция фирмы на рынке. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Анализ основных экономических показателей отрасли на локальном рынке г. Гусева
№ |
Показатель |
Величина или характеристика |
1. |
Размер рынка: Годовой объем продаж |
36- 40 млн. руб. |
2. |
Темп роста рынка |
10-12% в год. |
3. |
Число конкурентов и их относительные размеры |
12 кафе-ресторанов в городе. Доли компаний: 5-15%. |
4. |
Количество покупателей и их финансовые возможности |
Около 2 тыс. чел. Финансовые возможности средние. |
5. |
Доходность (рентабельность) отрасли |
Рентабельность на среднем уровне, сильно зависит от издержек. |
6. |
Стадия жизненного цикла отрасли |
Зрелость. |
Годовой объем продаж составил 36-40 млн. рублей при темпе роста 10-12% в год. На данном рынке среднее количество конкурентов – 12 (кафе, ресторанов). На кафе "Арцах" приходится около 2 тыс. посетителей, при этом финансовые возможности фирмы средние. Фирма, находясь на этапе зрелости, имеет рентабельность среднего уровня, сильно зависящую от издержек.
Оценка привлекательности отрасли была проведена по 7 критериям и 9-бальной шкале, результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка привлекательности отрасли
Критерий привлекательности |
Относительная важность критерия (вес) |
Оценка (в баллах) |
Взвешенная оценка |
Размер рынка |
0,15 |
5 |
0,75 |
Рост рынка |
0,15 |
7 |
1,05 |
Легкость входа |
0,1 |
9 |
0,9 |
Рентабельность |
0,2 |
7 |
1,4 |
Этапы жизненного цикла товара |
0,1 |
5 |
0,5 |
Стабильность и динамика спроса |
0,2 |
7 |
1,4 |
Усиление сил конкуренции |
0,1 |
8 |
0,8 |
Всего |
1 |
- |
6,8 |
Главными критериями являются рентабельность, стабильность и динамика спроса. Самые высокие баллы получили легкость входа на рынок и усиление сил конкуренции. Слабыми сторонами отрасли являются размер рынка и этапы жизненного цикла товара. Взвешенная оценка составила 6,8 баллов. Отрасль является привлекательной.
Для оценки конкурентоспособности фирмы использована методика Томпсона - Стрикленда. Оценка конкурентной силы фирмы сделана на основе экспертной оценки ключевых факторов успеха методом бенч-маркинга.
Было выбрано 5 экспертов, которые заполнили анкеты, обобщенные данные заносим в таблицу 3, и делаем анализ полученных данных.
Шкала оценок: 1 – очень плохо, 10 – очень хорошо.
Таблица 3
Оценка конкурентной силы фирмы
КФУ |
Арцах |
Конкуренты |
Вес факторов |
|||
Италия |
Пеппероне |
Аэлита |
Сантафе |
|||
Качество товаров |
8/0,8 |
5/0,5 |
8/0,8 |
6/0,6 |
7/0,7 |
0,1 |
Репутация фирмы |
8/0,8 |
7/0,7 |
8/0,8 |
4/0,4 |
7/0,7 |
0,1 |
Производственные возможности |
3/0,3 |
9/0,9 |
9/0,9 |
7/0,7 |
6/0,6 |
0,1 |
Технологические навыки |
9/0,45 |
2/0,1 |
6/0,3 |
8/0,4 |
5/0,25 |
0,05 |
Сбытовая сеть |
9/0,45 |
3/0,15 |
7/0,35 |
6/0,3 |
7/0,35 |
0,05 |
Маркетинг (реклама) |
8/0,4 |
7/0,35 |
4/0,2 |
4/0,2 |
8/0,4 |
0,05 |
Финансовое положение |
5/0,5 |
8/0,8 |
8/0,8 |
7/0,7 |
6/0,6 |
0,1 |
Издержки по сравнению с конкурентами |
7/2,1 |
5/1,5 |
4/1,2 |
5/1,5 |
5/1,5 |
0,3 |
Обслуживание клиентов |
6/0,9 |
7/1,05 |
9/1,35 |
5/0,75 |
4/0,6 |
0,15 |
Общая невзвешенная оценка (рейтинг фирмы) |
63/1 |
53/4 |
54/3 |
52/5 |
55/2 |
- |
Общая взвешенная оценка (рейтинг фирмы) |
6,25/2 |
6,7/1 |
6,7/1 |
5,55/4 |
5,7/3 |
1 |
По общей невзвешенной оценке, кафе «Арцах» занимает 1-е место в рейтинге, но в результате определения величины конкурентной силы по взвешенным оценкам рейтинги меняются, и лидерами становятся конкуренты под номером 1 и 2(разделяют 1-2 места), кафе «Арцах» занимает третье место.
Сильными факторами фирмы являются технологические навыки и сбытовая сеть. Слабые факторы - это производственные возможности, финансовое положение фирмы и обслуживание клиентов.
После стратегического анализа среды было разработано дерево целей. В качестве глобальной цели было выбрано «Увеличение доли рынка». Для ее достижения необходимо выполнить цели 1-го и 2-го уровней.
Рис. 1. Дерево целей
Результаты оценки целей представлены в 1-го и 2-го уровней представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Оценка целей первого уровня
Критерий оценки аi
|
Вес критерия qi
|
Цели первого уровня |
Контрольная |
|
C1 (C102) |
C2 (C102) |
сумма |
||
1. Увеличение объема прибыли |
0,5 |
0,3 |
0,7 |
1 |
2. Увеличение посещаемости |
0,5 |
0,9 |
0,1 |
1 |
|
∑qi = 1.0 |
r1(r101) =0.60 |
r2(r102) =0.40 |
1 |
Таблица 5
Оценка целей второго уровня
Критерий оценки аi |
Вес критерия qi |
Цели 2-го уровня |
Контрольная |
|||
С11 C211 |
С12 C212 |
С21 C223 |
С22 C224 |
сумма |
||
Увеличение объема продаж |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
1 |
Увеличение посещаемости |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
1 |
Итого |
∑qi = 1.0 |
r11 (r212) = 0.45 |
r12 (r212) = 0.25 |
r21 (r223) = 0.15 |
r22 (r224) = 0.14 |
1 |
Общие коэффициенты важностей целей:
R 1 = 0.45*0.60 = 0.27
R 2 = 0.25*0.60 = 0.15
R 3 = 0.15*0.40 = 0.06
R 4 = 0.15*0.40 = 0.06
Ранжирование целей:
R1 = 1
R2 = 2
R3=R4 = 3-4
Коэффициент нормирования:
Kn = 1/0.54 = 1.85
Распределение ресурсов:
Т1=100000*0,27*1,85=49500 тыс. р.
Т2=100000*0,15*1,85=27750 тыс. р.
Т3=Т4=100000*0,06*1,85=11100 тыс. р.
Контрольная сумма: 49950+27750+11100=88800 тыс. Р.
На основании проведенного анализа, разработаны рекомендации по развитию фирмы путем воздействия на слабые стороны кафе «Арцах», которыми являются качество обслуживания, финансовое положение, производственные возможности. Для ликвидации слабых сторон рекомендуется проводить рекламную компанию и создать программы лояльности для клиентов. Для решения проблем с финансовым положением предлагается снизить затраты на продукты и установить партнерские отношения с поставщиками. Проведение рекомендованных мероприятий и действий даст возможность усилить финансовые и производственные возможности кафе «Арцах», а также повысить конкурентоспособность фирмы.
Литература:
1. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Калининград: Инд-во КГТУ, 2001. 121 с.